ЭАМ - 2024 год Экспертно-аналитическая деятельность

Информация о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг исполнения бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Краснодарского края» за 9 месяцев 2024 года

В соответствии с пунктом 2.20 плана работы Контрольно-счетной палаты Краснодарского края на 2024 год в период с 18.11.2024 по 06.12.2024 проведено экспертно-аналитическое мероприятие «Мониторинг исполнения бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Краснодарского края» за 9 месяцев 2024 года, в ходе которого установлено следующее.

Доходы бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Краснодарского края (далее – ТФОМС, Фонд) за январь–сентябрь 2024 года поступили в объеме 81,7 млрд рублей (75,0 % от утвержденного бюджета); расходы составили 78,4 млрд рублей (69,9 %). При утвержденном Законом о бюджете Фонда объеме дефицита бюджета в сумме 3,3 млрд рублей, сложился профицит бюджета ТФОМС в объеме 3,3 млрд рублей.

В ходе исполнения Терпрограммы обязательного медицинского страхования Краснодарского края (далее – Терпрограмма ОМС) за 9 месяцев 2024 года оказана медпомощь стоимостью 71,5 млрд рублей (69 % от плана). При этом финансирование тестирования на COVID-19 исполнено всего на 16 %, медреабилитации в дневных стационарах – на 27 %. Тогда как финансирование паталого-анатомических исследований для диагностики онкозаболеваний исполнено на 97 %, а объемы финансирования компьютерной томографии (113 %), молекулярно-генетических исследований (127 %) и посещений с иными целями (133 %) уже существенно превысили годовые плановые показатели.

Значительно меньше плана за январь-сентябрь проведено исследований на COVID-19 (16 %), пролечено пациентов по медреабилитации (в дневном стационаре 27 %, в круглосуточном – 36%), обращений в связи с заболеванием (29 %), диспансерные наблюдения по поводу сахарного диабета (41 %). При этом на 01.10.2024 на 90% и выше исполнены комплексные посещения для проведения диспансеризации (90 %), посещения с иными целями (91%) и случаи лечения по профилю «онкология» в дневном стационаре (100 %), а молекулярно-генетические исследования уже значительно превысили годовые плановые показатели (137 %).

По результатам проведенного Центром управления регионом Краснодарского края (ЦУР) социологического исследования по оценке качества медицинских услуг, оказываемых в госмедучреждениях края, довольны положением дел в сфере здравоохранения Краснодарского края лишь 19 %, не довольны 78 % респондентов. В числе 5-ти актуальных проблем в сфере здравоохранения края 1-е место занимает нехватка врачей (57% респондентов). Также жителями края отмечены большие очереди в регистратуру, у кабинетов медработников (44%), недостаточный уровень подготовки врачей (40%), недоступность мед.помощи для населения (неудобное расположение больниц, дорогие лекарства) (40%), плохое материально-техническое оснащение медучреждений (33%) и недостаточный контроль за качеством медицинских услуг (33 %).

Большинство опрошенных (73 %) не удовлетворены качеством и доступностью медпомощи, оказываемой в больницах (поликлиниках). При этом 66 % респондентов считают, что в настоящее время медпомощь стало получить труднее, чем 5 лет назад. Ухудшение ситуации в сфере здравоохранения края за последние 5 лет отмечают 47 %, еще 34 % полагают, что ситуация практически не изменилась.

Усматривается риск неосвоения по итогам 2024 года средств:

на выплаты стимулирующего характера медработникам за выявление онкозаболеваний в ходе диспансеризации и профмедосмотров населения (утверждено 3,6 млн рублей, исполнено – 0,7 млн рублей (19,6 %). При этом в отчетном периоде зафиксировано в общей сложности 3,39 млн комплексных посещений (диспансеризация – 2 056 448, профмедосмотры – 1 329 446), а по профилю «онкология» в дневном и круглосуточном стационарах пролечено заметно больше пациентов, чем за 9 мес. 2023 года (соответственно +16 % и +4 %);

на повышение квалификации медиков, на приобретение и ремонт мед.оборудования (факт 166,3 млн рублей или 49,3 % от плана (337,0 млн)).

Для софинансирования расходов мед.организаций на оплату труда врачей и среднего медперсонала в январе-сентябре расходовано 63,5 млн рублей (79 % от СБР (80,1 млн). Анализ помесячных отчетных данных в целом по краю и в разрезе больниц и поликлиник показал отсутствие ожидаемого долговременного эффекта от применения данной меры поддержки. Число принятых работников незначительно превышает число уволенных. Фактически к 1 ноября текущего года эффект от применения этой меры поддержки нивелирован в 16 краевых медучреждениях (в 7-ми – по приросту числа врачей, в 5-ти – по приросту числа средних медработников, в 4-х – по обеим категориям персонала). Число врачей и/или средних медработников в этих организациях опустилось ниже (либо равнялось) числу на начало года. Тем самым, учреждениями здравоохранения края не достигнут долговременный социальный эффект, в расчете на который ТФОМС предоставил средства софинансирования.

Задолженность Фонда за медпомощь, оказанную кубанцам за пределами нашего региона, на 01.10.2024 составила 78 млн рублей (-23 млн, -23 % к 01.10.2023; просроченная задолженность отсутствует).

Задолженность перед Фондом за лечение в крае жителей других регионов страны на 01.10.2024 составила 428 млн рублей (-340 млн, меньше в 1,8 раза относительно показателей на 01.10.2023). В том числе просроченная – 25 млн или 6% (-339 млн, меньше в 14,5 раза к 01.10.2023).

О результатах мониторинга проинформированы Губернатор, Законодательное Собрание и прокуратура Краснодарского края.