Информация о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг исполнения бюджета Краснодарского края» за 9 месяцев 2024 года
В соответствии с пунктом 2.19 плана работы Контрольно-счетной палаты Краснодарского края (далее – Палата) на 2024 год с 23.09.2024 по 31.10.2024 проведено экспертно-аналитическое мероприятие «Мониторинг исполнения бюджета Краснодарского края» за 9 месяцев 2024 года, в ходе которого установлено следующее.
По итогам 9 месяцев 2024 года бюджет края исполнен с дефицитом 1,4 млрд рублей. Доходы поступили в сумме 361,9 млрд рублей (73 % от годового плана, -1,7 % к 9 месяцам 2023 года), 81 % из которых (294,5 млрд) — налоговые и неналоговые. Их объем в сравнении с аналогичным периодом 2023 года увеличился (+19,7 млрд рублей, +7,2 %) в основном из-за роста поступлений НДФЛ.
Расходы краевого бюджета исполнены на 363,3 млрд рублей (100,4 % от поступивших за 9 месяцев доходов, +10 % к 9 месяцам 2023 года). Наибольший удельный вес в расходах приходится на социальную сферу (соц.политика – 27 %, образование – 26 %, здравоохранение – 12 %) и национальную экономику (16 %). Расходы по 28 госпрограммам исполнены на 326,0 млрд рублей (62 % от годового плана). У 8-ми программ исполнение ниже 50 %, в том числе у 4-х – ниже 30%. На 01.10.2024 по 10 программам 8 (из 28) краевых ведомств вообще не расходовали бюджетные назначения. Например, не расходовали ни рубля минздрав (из 1,5 млн по ГП «Комплексное развитие села»), минсельхоз (из 4,5 млн по ГП «Информационное общество Кубани»), министерство ТЭК и ЖКХ (из 63,2 млн по ГП «Развитие санаторно-курортного комплекса»), министерство промышленности (из 8,8 млрд по ГП «Соцэкономразвитие»).
Мониторинг показал, что до конца года могут оказаться невыполненными 59 (из 578) целевых показателей, запланированных к достижению на 2024 год, а также выявлено 918 фактов нарушений, недостатков, рисков, резервов на общую сумму 27,6 млрд рублей.
В частности, из-за отсутствия разработанных краевыми минобразования и минкультуры порядков предоставления субсидий вовремя (с 1 сентября 2024 года) не заработала новая мера соцподдержки – обеспечение 1-разовым бесплатным питанием студентов колледжей, техникумов, училищ из многодетных семей. В результате 9 382 студента СПО из многодетных семей не получали бесплатное питание (9 281 человек – в сентябре в учреждениях минобразования, 101 человек – в сентябре-октябре в учреждениях минкультуры).
На 1 октября Туапсинским, Апшеронским и Красноармейским районами не заключены контракты на приобретение 26 квартир для детей-сирот на 95,4 млн рублей. Еще 13 муниципалитетов не обеспечили 167 детей-сирот благоустроенным жильем на 580,4 млн рублей. Усматриваются риски недостижения по итогам 2024 года результата мероприятия программы «Дети Кубани» и нарушения этими муниципалитетами условий использования краевых субвенций.
Высока вероятность неосвоения до конца текущего года 134,2 млн рублей на реконструкцию автодороги п. Северный-п. Колосистый в Краснодаре (работы приостановлены из-за корректировки ПСД), 265,0 млн – на приобретение и модернизацию аппаратно-программных комплексов видеоконтроля и видеофиксации нарушений ПДД (определение поставщика приостановлено из-за проверки, проводимой УФАС по краю), 770,7 млн – на обеспечение функционирования интеллектуальных транспортных систем управления дорожным движением (отсутствуют контракты), 1 336,1 млн – субсидий, предоставленных 22-м муниципалитетам на кап.ремонт и ремонт местных автодорог, 21,6 млн – на ликвидацию последствий ЧС во Владимирском поселении Лабинского района (работы не выполнены).
Усматриваются риски неосвоения депстроем края 6,0 млрд рублей на проектирование сетей водоснабжения в Армавире, строительство автодороги и ливневой канализации в Краснодаре, очистных сооружений в ст. Павловской, электроснабжения двух микрорайонов в Сочи (выделенных под жилую застройку для многодетных семей), двух многоквартирных домов в Сочи для расселения аварийного жилья, а также риски несвоевременного завершения работ на Троицком, Таманском и Ейском групповых водопроводах (низкая тех.готовность объектов).
Под риском неэффективного использования – 276,6 млн рублей на приобретение движимого имущества для оснащения 10-ти недостроенных детсадов и школ, в том числе ввод которых перенесен на 2025 год (блок начальных классов на 400 мест в Сочи; школа на 400 мест в Кореновске; детсад на 80 мест в ст. Ловлинской Тбилисского района), неосвоения – 159,7 млн на капремонты, благоустройство, разработку ПСД для 12 учреждений (школ, техникумов, академии гандбола, лагеря Бригантина в пос. Ильич и др.). Имеются резервы оптимизации расходов – 89,0 млн рублей (нераспределенный остаток средств на капремонт детсадов, школ, учреждений допобразования, СПО, а также средства на неготовый к оснащению блок на 400 мест в СОШ № 3 г. Лабинска).
Также выявлены риски неосвоения 4,0 млрд рублей и недостижения результатов мероприятий по кап.ремонту и разработке ПСД в 76-ти медучреждениях (2,0 млрд.), по строительству 18 ОВОПов, ФАПов и разработке 11 комплектов ПСД (485,4 млн.), по строительству и разработке ПСД для лечебного корпуса краевой больницы № 1 и ПСД для административного здания краевой больницы № 2 (208,5 млн), на оснащение мед.изделиями 6-ти медучреждений, оказывающих паллиативную мед.помощь (139,2 млн.), на приобретение минздравом края движимого имущества для краевых медучреждений (457,6 млн.), самими медучреждениями (134,6 млн), на создание регионального отраслевого центра информационной безопасности в сфере здравоохранения (140,0 млн), на единовременные выплаты медикам, переехавшим на работу в село (163,3 млн), на приобретение служебных квартир для мед.работников (180,9 млн) и др.
Под риском ввод до конца текущего года школы на 1550 мест в Геленджике, блока начальных классов на 250 мест в СОШ № 13 Новокубанского района, 6-ти поликлиник в Крыловском, Павловском, Кавказском, Новопокровском, Мостовском, Староминском районах (у всех объектов тех.готовность ниже 50%). Несвоевременный ввод этих объектов может привести к недостижению результатов регпроектов «Современная школа», «Модернизация первичного звена здравоохранения» и применению к нашему региону финансовых санкций со стороны Минпросвещения и Минздрава России. Уплата штрафов сокращает возможности бюджета края и приводит к безрезультатному расходованию средств.
В заключении специалистов Палаты отражены предложения и рекомендации главным администраторам доходов, главным распорядителям и получателям бюджетных средств, координаторам программ. Об итогах мониторинга проинформированы Законодательное Собрание, Губернатор, Региональный проектный офис, прокуратура края, Управление Федерального казначейства и ГУ МВД по краю.