Информация о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг исполнения бюджета Краснодарского края» за 9 месяцев 2024 года в части государственной программы Краснодарского края «Развитие здравоохранения»
В соответствии с п. 2.19 плана работы Контрольно-счетной палаты Краснодарского края (далее – Палата) на 2024 год с 23.09.2024 по 31.10.2024 проведено экспертно-аналитическое мероприятие «Анализ исполнения государственной программы Краснодарского края «Развитие здравоохранения» за 9 месяцев 2024 года (далее – ГП «РЗ», Госпрограмма).
Согласно СБР финансирование Программы на 2024 год предусмотрено в объеме 83 405,3 млн рублей (федеральный бюджет – 5 992,5 млн, 7 %; краевой бюджет – 79 079,7 млн, 93 %).
Кассовое исполнение (ф. 0503117) по Госпрограмме на 01.10.2024 составило 64 615,5 млн рублей (76,0 % от плана 85 002,2 млн). Не исполнено 20 386,7 млн рублей (24,0 %).
Также Госпрограммой на 2024 год предусмотрено 111 711,5 млн рублей за счет внебюджетных средств (ТФОМС). Кассовое исполнение (отчетные данные Минздрава края о ходе реализации Госпрограммы за 9 месяцев 2024 года) на 01.10.2024 составило 78 123,9 млн рублей (69,9 %).
В ходе анализа специалистами Палаты выявлены следующие риски при реализации мероприятий Госпрограммы:
по мероприятию 5.1.2 (предоставление субсидий гос.учреждениям здравоохранения для проведения кап.ремонта) не расходовано 41,2 млн рублей. На отчетную дату капремонт 2 мед.учреждений (ГБУЗ «Павловская ЦРБ», ГБУЗ «Абинская ЦРБ») полностью не завершен;
по мероприятию 5.2.1 (предоставление субвенций муниципалитетам края на осуществление госполномочий по строительству зданий, включая ПСД, для размещения ФАП, ФП, ВОП и врачебных амбулаторий) не расходовано 485,4 млн рублей (58,3 % от плана 832,4 млн рублей). На отчетную дату разработано только 12 из 23 комплектов ПСД (с положительным заключением госэкспертизы) и не введен в эксплуатацию ни один из 18-ти запланированных ВОП и ФАП;
по мероприятию 5.2.2 (предоставление субсидий гос.учреждениям здравоохранения на осуществление кап.вложений в объекты госсобственности края) на отчетную дату объем финобеспечения, предусмотренный на 2024 год для строительства лечебного корпуса центра функциональной хирургии и гастроэнтерологии и разработки ПСД для строительства административного здания ГБУЗ «ККБ № 2» не расходовано 208,5 млн рублей.
по мероприятию 5.2.3 (предоставление субсидий мед. учреждениям на проведение капремонта зданий и сооружений, а также разработку проектной документации) фактически оплачено за работы только 655,2 млн рублей (35 % от плана 2 641,5 млн рублей), остаток неосвоенных средств – 1 986,3 млн рублей;
по мероприятию 2.5 (развитие паллиативной мед.помощи) не расходовано 139,2 млн рублей (64 % от плана 217,4 млн рублей). На 01.10.2024 для оснащения (переоснащения, дооснащения) мед.изделиями 6-ти учреждений здравоохранения законтрактовано только 112 из 179 запланированных ед. 2 изделий (62,6 %). Поставлено и введено в эксплуатацию 101 ед. (56,4 % от плана – 179).
по мероприятию 2.10 (предоставление субсидий мед. учреждениям в целях внедрения единой медицинской информационной системы) мед.организациями фактически израсходовано за выполненные работы только 13,7 млн рублей, на лицевых счетах мед.учреждений остаются 53,4 млн рублей (67,1 – 13,7);
по мероприятию 3.1 (приобретение движимого имущества для развития оказания мед.помощи) не расходовано 457,6 млн рублей (36,0 % от плана – 1 274,3 млн рублей). На отчетную дату Минздравом края заключено 59 госконтрактов на общую сумму 631,7 млн рублей для поставки 130 ед. мед. оборудования (колоноскопы, рентген, коагулометры, анализаторы газов, эндоскопы, столы операционные (электромеханические), УЗИ, микроскопы, видеоларингоскопы, наборов нейрохирургических инструментов и др.) из которых только 62 ед. уже поставлены и оплачены на 281,5 млн рублей (22,0 % от плана). Вместе с тем госконтракт на приобретение 26 автомобилей еще не заключен;
по мероприятию 3.2 (оснащение (дооснащение и (или) переоснащение) мед. изделиями мед.организаций, имеющих в своей структуре подразделения, оказывающие помощь по мед. реабилитации) не расходовано – 21,2 млн рублей (10,8 % от плана).
На отчетную дату Минздравом края ни одно из 4 запланированных медучреждений полностью не оснащено;
по мероприятию 3.5 (предоставление субсидий мед. учреждениям на приобретение движимого имущества для развития оказания мед. помощи, обеспечения ее качества и доступности для граждан) на 01.10.2024 поставлено и оплачено оборудование и мебель только на 65,6 из 200,2 млн рублей (32,8 %). Остаток субсидии составляет 134,6 млн рублей;
по мероприятию 3.6 (предоставление субсидий медучреждениям в целях создания регионального отраслевого центра информационной безопасности в сфере здравоохранения Краснодарского края) кассовое исполнение на 01.10.2024 отсутствует. Остаток нерасходованной субсидии ГБУЗ «МИАЦ» составляет 140,0 млн рублей;
По мероприятию 5.7 (единовременные компенсационные выплаты мед.работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам ФП и ФАП, врачебных амбулаторий, ВОП, прибывшим (переехавшим) на работу в сельскую местность) кассовое исполнение составило только 78,0 из 241,3 млн рублей (32,3 %), остаток составляет 163,3 млн рублей.
На отчетную дату единовременную выплату получили только 76 из 180 врачей (42,2 %) и 43 из 100 средних мед. работников (43,0 %);
по мероприятию 5.8 (предоставление субсидии мед. учреждениям на приобретение объектов недвижимого имущества в собственность Краснодарского края) кассовое исполнение – 122,5 из 289,3 млн рублей (42,3 % от плана), остаток средств – 180,9 млн рублей.
На отчетную дату приобретены только 25 из 57 служебных квартир для мед. работников, а 8 медучреждениями госконтракты на приобретение 31 квартир еще даже не заключены. Кроме того, по итогам 9 месяцев текущего года Минздрав края не достиг целевых показателей ГП «РЗ»:
по смертности населения от новообразований, от болезней системы кровообращения, младенческой смертности, детской смертности (0-4) (на негативную динамику части этих показателей специалисты Палаты неоднократно обращали внимание в своих заключениях); по обеспеченности (на 10 тысяч населения) врачами в государственных мед.организациях, врачами, оказывающими первичную медико-санитарную помощь, мед.работниками, оказывающими скорую медпомощь, врачами, оказывающими специализированную медпомощь, средними мед.работниками, работающими в государственных и муниципальных мед.организациях.
Плановые значения по обеспеченности врачами не достигались и на протяжении предыдущих 5-ти лет (в 2019 году – 32,9 чел./10 тыс. населения, в 2020 году – 32,6 чел., в 2021 году – 32,0 чел., в 2022 году – 32,6 чел., в 2023 году – 34,14 чел., на 01.07.2024 – 33,05). на отчетную дату не достигнуто плановое значение по уровню средней зарплаты младшего медперсонала (94,0 % при плане 100,0 %). Этот показатель установлен Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», но не достигается в крае уже 7-й год подряд (при плане 100 % факт за 2018 год – 97,3 %, 2019 год – 99,6 %, 2020 год – 99,7%, 2021 год – 89,0 %, 2022 год – 91,5 %, 2023 год – 93,4%, за 6 мес. 2024 года – 96,2 %, за 9 мес. 2024 года – 94,0 %).
на отчетную дату не достигнуты плановые значения следующих целевых показателей: «Доля зданий мед.организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, находящихся в аварийном состоянии, требующих сноса, реконструкции и кап. ремонта», «Доля мед.работников, которым фактически предоставлены единовременные компенсационные выплаты, в общей численности мед.работников, которым запланировано предоставить указанные выплаты», «Укомплектованность врачами мед.организаций, оказывающих медпомощь в амбулаторных условиях (доля занятых физическими лицами должностей от общего количества должностей в медучреждениях, оказывающих медпомощь в амбулаторных условиях) нарастающим итогом», «Укомплектованность средними мед.работниками мед.организаций, оказывающих медпомощь в амбулаторных условиях (доля занятых физическими лицами должностей от общего количества должностей в медучреждениях, оказывающих медпомощь в амбулаторных условиях), % нарастающим итогом», «Доля пациентов с сахарным диабетом 1 и 2 типов, нуждающихся в заместительной почечной терапии, и пациентов со слепотой, от всех пациентов с сахарным диабетом 1 и 2 типов с хронической болезнью почек и пациентов с диабетической ретинопатией», «Доля лиц, инфицированных иммунодефицита человека, состоящих под диспансерным наблюдением на конец отчетного года, хваченных обследованием на количественное определение РНК вируса иммунодефицита человека», «Доля лиц с онкологическими заболеваниями, прошедших обследование и/или лечение в текущем году из числа состоящих под диспансерным наблюдением, возрастающий»
По итогам анализа специалистами Палаты подготовлено заключение, в котором отражены выявленные риски и недостатки, а также рекомендации для координатора Госпрограммы. Заключение направлено в минздрав края, главам муниципалитетов края и краевые учреждения здравоохранения для принятия мер к недопущению негативных последствий.
О результатах мероприятия также проинформированы Законодательное Собрание и прокуратура Краснодарского края.