Информация о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Экспертиза проекта закона Краснодарского края «О бюджете Краснодарского края на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов»
В соответствии с пунктом 2.17 плана работы Контрольно-счетной палаты Краснодарского края (далее – Палата) на 2024 год с 01.11.2024 по 12.11.2024 проведена экспертиза проекта закона Краснодарского края «О бюджете Краснодарского края на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов» (далее – Проект краевого бюджета, Проект, законопроект) и документов, представленных одновременно с ним. Заключение на Проект краевого бюджета утверждено Коллегией Палаты (протокол от 12.11.2024 № 21).
Ключевые макроэкономические показатели свидетельствует о том, что экономике региона за счет реализации адаптационных программ, нивелирующих последствия санкционного режима, в целом удалось сохранить положительную динамику. Вместе с тем в 2025 году (относительно 2024-го) снизится темп роста объема строительных работ, ввода в действие жилых домов, оборота услуг общепита и курортно-туристического комплекса, а также инвестиций в основной капитал.
Бюджет ориентирован, в том числе, на укрепление технологического суверенитета, повышение доступности и качества образования и здравоохранения, снижение бедности и неравенства. Вместе с тем в 2025-2027 годах прогнозируется снижение темпа роста реальных денежных доходов населения (в 2024 году +8,2 % , в 2025 +6,1%; 2026 +4,6%; 2027 +3,4%). В 2025 году он будет почти в 2,5 раза отставать от темпа роста прожиточного минимума (+14,8 %). В таких условиях снижение (с 8,3 % до 7,1 %) доли населения с доходами ниже прожиточного минимума труднодостижимо. По прогнозу снижение инфляции до целевого значения (4 %) сдвинуто с 2026 на 2027 год. Однако резкий рост цен на отдельные товары и тарифов на услуги естественных монополий может оказать давление на реальные доходы населения, ухудшить инфляционные ожидания и снизить потребительский спрос.
Предусмотренный законопроектом общий объем доходов бюджета края на 2025 год составит 490,6 млрд рублей, расходов – 538,6 млрд, дефицит – 48,0 млрд.
Наряду с нарушениями при формировании доходной части бюджета, допущенными отдельными главными администраторами доходов и минфином края, экспертиза также показала излишне консервативное прогнозирование на 2025-2027 годы налоговых и неналоговых доходов. После уточнения, в том числе по рекомендациям специалистов КСП КК к рассмотрению законопроекта в первом чтении по отдельным налоговым доходам остаются резервы для увеличения плана на 6,2 млрд рублей и риски недопоступления – на 18,4 млрд.
Как и в предыдущие годы, приоритетными остаются расходы на развитие социальной сферы (образование, культура, здравоохранение, социальная политика, физкультура и спорт). В предстоящем бюджетном цикле на их долю придется 60 %-64 % от общего объема расходов.
В 2025 году 93 % расходов будут исполняться в рамках 28 госпрограмм. Специалистами Палаты проанализированы обоснования бюджетных ассигнований, планируемых на их реализацию. Краевым министерствам и департаментам внесено свыше 80 рекомендаций как по оптимизации программных расходов на 1,9 млрд рублей, так и по увеличению ассигнований на 27,4 млрд (обусловленных выявленными нарушениями порядка и методики планирования ассигнований, ненадлежащей реализацией краевыми ведомствами полномочий по планированию расходов). Например, на 2025-2027 годы недопланировано 0,9 млрд рублей – на обеспечение гарантированного майскими Указами Президента РФ уровня средней зарплаты мед– и педработников образовательных госучреждений; 1,2 млрд – на обеспечение противопожарной безопасности и антитеррористической защиты объектов сферы деятельности краевого минтруда; 1,7 млрд – на бесплатное одноразовое питание и 14,5 млрд – бесплатный проезд в общественном транспорте школьников из многодетных семей, 7,8 млрд – на строительство в НИИ ККБ № 1 двух новых корпусов и вспомогательных сооружений (вразрез решению о бюджетных инвестициях).
С учетом рекомендаций специалистов Палаты к рассмотрению законопроекта в первом чтении по ряду направлений расходов на 2025-2027 годы добавлено 9,9 млрд рублей (например, +0,5 млрд – на выплату компенсаций детям-сиротам за жилье; +0,8 млрд – на создание в НИИ ККБ № 1 реабилитационного центра; +1,0 млрд – на оснащение 6 детсадов в Краснодаре, 1 школы в Сочи и капремонт 56 школьных пищеблоков; +2,7 млрд – на обеспечение требуемого уровня средней зарплаты медработников; +3,5 млрд – на организацию для населения качественного газо-, тепло- , водоснабжения и водоотведения и др.)
Важно отметить, что дефицит финансирования порождает риски невыполнения майских Указов Президента РФ, нарушения прав многодетных семей на меры соцподдержки, детей-сирот – на обеспечение жильем, воспитанников детсадов и школьников – на получение образования в безопасных условиях, льготных категорий граждан – на лекарственное обеспечение; усугубления кадрового дефицита педагогов и медиков; снижения качества коммунальных услуг для потребителей; неисполнения решений о реализации бюджетных инвестиций; ухудшения санэпидобстановки на Черноморском побережье края и ряд других, что не способствует достижению стратегических целей развития Кубани до 2030 года.
По результатам экспертизы органам исполнительной власти Краснодарского края внесены рекомендации по выделению дополнительного финансирования, повышению качества бюджетного планирования и управления госфинансами, усилению контроля за надлежащим формированием и представлением обоснований бюджетных ассигнований.
Информация об итогах экспертизы направлена в Законодательное Собрание, администрацию, региональный проектный офис, прокуратуру Краснодарского края.