Информация о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ обоснований бюджетных ассигнований, планируемых на реализацию государственных программ Краснодарского края в 2025 – 2027 годах» в части мероприятий государственной программы Краснодарского края «Развитие культуры»
В соответствии с пунктом 2.14 Плана работы Контрольно-счетной палаты Краснодарского края (далее – Палата) на 2024 год в период с 23.09.2024 по 02.11.2024 проведено экспертно-аналитическое мероприятие «Анализ обоснований бюджетных ассигнований, планируемых на реализацию государственных программ Краснодарского края в 2025 – 2027 годах» в части мероприятий государственной программы Краснодарского края «Развитие культуры» (далее – госпрограмма).
В 2025-2027 годах на реализацию госпрограммы предусматривается 14,9 млрд рублей (2025 год – 5,1 млрд, 2026 и 2027 годы по 4,9 млрд ежегодно). Ассигнования планируются с ростом к объемам, утвержденным действующим бюджетом на плановый период (в 2025 году +141,9 млн рублей, в 2026 +361,2 млн) в связи с увеличением расходов на финобеспечение госучреждений культуры.
Анализ показал, что при составлении обоснований бюджетных ассигнований на субсидии некоммерческим организациям, госучреждениям культуры в подтверждающих документах не детализируется и (или) не уточняется состав затрат, на которые будут направляться итоговые суммы субсидий.
Установлено, что краевым министерством культуры на 2025-2027 годы недопланированы 2,4 млн рублей для обеспечения студентов колледжей культуры из многодетных семей бесплатным 1-разовым питанием из-за заниженной стоимости одного дня питания и неучета прогнозируемого минэкономики края индекса роста потребительских цен. Это может привести к снижению качества питания, уменьшению порций.
Также краевым минкультуры документально не обоснованы 57% ассигнований (55,1 из 97,4 млн), запланированных в 2025-2027 годах на капремонт госучреждений культуры, и 27% (131,1 из 482,3 млн) – на сохранение объектов культурного наследия.
В ходе мероприятия запрошены и проанализированы данные муниципалитетов о потребности в средствах бюджета края на капремонт объектов культуры. Установлено, что в капремонте нуждаются 96 объектов (сельских клубов, культурно-досудовых центров, домов культуры, библиотек, кинотеатров и др.), имеющих актуальную (разработанную в 2023-2024 годах) проектную документацию, с потребностью в краевых субсидиях на 5,0 млрд рублей (2025 год – 1,5 млрд, 2026 – 1,6 млрд, 2027 – 1,9 млрд). Вместе с тем к субсидированию в 2025-2027 годах на 301,3 млн рублей (6% от потребности) отобраны только 14 объектов (15% от потребности).
Также анализ показал, что в 2025-2027 годах прогнозируется необеспечение требуемого уровня зарплаты педагогов допобразования детей и работников муниципальных учреждений культуры, установленного Указами Президента РФ от 07.05.2012 № 597 и от 01.06.2012 № 761. Так, по данным муниципалитетов в 2025 году средняя зарплата педагогов допобразования детей достигнет уровня средней зарплаты учителей только в Анапе, Новороссийске, Славянском, Динском и Новокубанском районах, в 2026 году – только в Анапе, Динском и Приморско-Ахтарском районах, а в 2027 году – ни в одном муниципалитете. Обеспечение размера средней зарплаты работников муниципальных учреждений культуры на уровне среднемесячного дохода от трудовой деятельности в крае в 2025-2027 годах не прогнозирует ни один муниципалитет.
В связи с этим специалистами Палаты рекомендовано краевым министерствам культуры и финансов рассмотреть возможность включения в госпрограмму «Развитие культуры» отдельного мероприятия по предоставлению муниципалитетам субсидий для доведения средней зарплаты педагогов допобразования детей и работников муниципальных учреждений культуры до уровня, установленного Указами Президента РФ.
Заключение с рекомендациями об устранении нарушений и выделении дополнительного финансирования в соответствии с имеющейся потребностью направлено в минкультуры края.
Об итогах проведенного анализа проинформированы Законодательное Собрание, министерство финансов и прокуратура Краснодарского края.