Информация о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Экспертиза проекта закона Краснодарского края «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Краснодарского края на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов»
В соответствии с требованиями законодательства и пунктом 2.18 плана работы Контрольно-счетной палаты Краснодарского края (далее – Палата) на 2024 год в период с 01.11.2024 по 12.11.2024 проведена экспертиза проекта закона Краснодарского края «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Краснодарского края на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов» (далее – законопроект, проект бюджета) и документов, представленных одновременно с ним. Заключение на законопроект рассмотрено Коллегией Палаты (протокол от 12.11.2024 № 21).
Проект бюджета сформирован в программном формате, средства бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Краснодарского (далее – Фонд) включены в источники финансового обеспечения госпрограммы Краснодарского края «Развитие здравоохранения».
Структура законопроекта отличается от структуры Закона № 5044-КЗ «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Краснодарского края на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов». Проект закона дополнен приложениями 11 и 12, которыми утверждается распределение нормированного страхового запаса Фонда (НСЗ) на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов соответственно.
Органом управления Фондом учтены рекомендации специалистов Палаты в части отражения направлений расходования средств НСЗ в отдельном приложении к закону в целях повышения прозрачности расходов бюджета, а также о необходимости отражения в Реестре расходных обязательств нормативных правовых актов, порождающих расходные обязательства Краснодарского края. Доходы и расходы бюджета ТФОМС на 2025 год составляют по 130,3 млрд рублей (больше бюджета на 2024 год по доходам на 21,4 млрд (+19,7%), по расходам – на 18,1 млрд (+16,2%)). Бюджет на 2025 год без дефицита/профицита.
Доходы и расходы на 2026 год предлагаются в сумме 140,5 млрд, на 2027 – 150,1 млрд. Дефицит (профицит) не предусмотрен.
Законопроектом на 2025 год на финансирование Территориальной программы обязательного медстрахования (далее – Терпрограмма ОМС, ТПОМС), входящей в Территориальную программу госгарантий бесплатного оказания гражданам медпомощи в Краснодарском крае (далее – Терпрограмма госгарантий), предусмотрено 96% (124,6 млрд) расходов бюджета Фонда.
Проектом постановления Правительства РФ «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов» органам госвласти субъектов РФ рекомендуется утвердить терпрограммы госгарантий бесплатного оказания гражданам медпомощи на 2025 – 2027 годы. На текущий момент такая программа отсутствует.
Отсутствие синхронизации процессов утверждения бюджета Территориального фонда ОМС и Терпрограммы госгарантий, составной частью которой является Терпрограмма ОМС, создает условия для расчета и утверждения нормативов объема медпомощи и финансовых затрат ТПОМС под уже утвержденные объемы бюджета Фонда. Объемы оказания и стоимость медпомощи ежегодно утверждаются в регионе на уровне нормативов базовой программы ОМС РФ, т.е. без учета особенностей нашего региона. В результате, по итогам исполнения ТПОМС отмечаются значительные отклонения фактических объемов и стоимости медпомощи от утвержденных.
Норматив расходов на ведение дела (для всех страховых мед.организаций) установлен в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
Заключение специалистов Палаты по итогам экспертизы направлено в Законодательное Собрание, администрацию и прокуратуру Краснодарского края.