Информация о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Экспертиза проекта закона Краснодарского края «О внесении изменений в Закон Краснодарского края «О стратегии социально- экономического развития Краснодарского края до 2030 года»»
В соответствии с п. 2.21 плана работы Контрольно-счетной палаты Краснодарского края (далее – Палата, КСП КК) на 2024 год с 14.10.2024 по 18.10.2024 проведено экспертно-аналитическое мероприятие «Экспертиза проекта закона Краснодарского края «О внесении изменений в Закон Краснодарского края «О стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года» (далее – Проект закона, законопроект).
Законопроектом предлагается скорректировать на 2024–2030 годы прогнозные значения показателей «уровень безработицы (по методологии МОТ)» и «среднегодовая численность занятых в экономике».
Предлагаемые в отношении показателя «среднегодовая численность занятых в экономике» уточнения не согласуются с прогнозом СЭР на 2025–2027 годы, а также с балансом трудовых ресурсов Краснодарского края, представленными к проекту бюджета Краснодарского края на очередной бюджетный период.
Проектом закона предлагается в Стратегию 2030 ввести понятие «ниже границы бедности», а также в таблице 12 индикатор «Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, процент» стратегической цели СЦ-3 заменяется индикатором «Доля населения с денежными доходами ниже границы бедности, процент» без изменения показателей данного индикатора.
Однако значение показателей «прожиточного минимума» и «граница бедности» отличаются. Так, Федеральной службой государственной статистики с 2021 года ведется расчет показателей границ бедности по субъектам РФ (https://rosstat.gov.ru/folder/13723), который в Краснодарском крае за 2023 год составил 14 340 рублей (для всех групп населения), что выше установленного прожиточного минимума на 2023 год (13 800 рублей для всех групп населения) на 3,9 %.
Таким образом, доля населения с денежными доходами ниже границы бедности вырастет в сравнении с долей населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, что может повлечь дополнительные расходы бюджета Краснодарского края для сохранения значений индикаторов стратегической цели СЦ-3 Стратегии 2030.
Для достижения цели 14.2б «Общее образование – качественная, доступная, практикоориентированная система образования, обеспеченная дифференцированной высокотехнологической сетью образовательных организаций» Стратегией 2030 предусмотрено решение задачи по переводу общеобразовательных учебных заведений в ведение региональных властей, создание образовательных округов.
По результатам проведенного специалистами Палаты в 2022 году мероприятия установлено, что краевым министерством образования данная задача к реализации не планируется. По данным мониторингов реализации Стратегии 2030 министерства экономики Краснодарского края, перевод общеобразовательных учебных заведений в ведение региональных властей Краснодарским краем не рассматривается, так как регион не вошел в число пилотных субъектов по реализации данного проекта.
Специалисты Палаты полагают целесообразным рассмотреть вопрос исключения данной задачи («по переводу общеобразовательных учебных заведений в ведение региональных властей, создание образовательных округов») из Стратегии 2030.
По результатам мероприятия , проведенного специалистами Палаты в 2023 году, отмечена необходимость корректировки Стратегии 2030 в части реализации мероприятий World Skills в связи с приостановлением в марте 2022 года членства России в международном движении.
Специалистами Палаты отмечалось, что на смену чемпионатам Wolrd Skills пришли профессиональные чемпионаты по наиболее востребованным профессиям «Профессионалы» и чемпионаты высоких технологий по профессиям будущего, а оргкомитетом Всероссийского чемпионатного движения по профессиональному мастерству утверждена Концепция Всероссийского чемпионатного движения по профессиональному мастерству.
Однако Проект закона о внесении изменений в Стратегию 2030 не предполагает исключения задачи «Реализация программ среднего профессионального образования на основе стандартов World Skills, в том числе с учетом моделей дуального образования».
Ввиду чего, наряду с исключением из Стратегии 2030 задачи о соответствии требованиям международного движения World Skills представляется целесообразным дополнить Стратегию 2030 положениями о профессиональных чемпионатах «Профессионалы» и чемпионатах высоких технологий по профессиям будущего, что ранее рекомендовано краевому министерству образования.
Приложением 4 к Стратегии 2030 утвержден перечень востребованных укрупненных групп специальностей среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с экономическими комплексами (таблица 1).
Специалистами Палаты ранее отмечалось, что сравнительный анализ данного перечня и прогнозов потребности в квалифицированных кадрах выявил отклонения между ключевыми индикаторами. Так, 5 («Науки о здоровье и профилактическая медицина», «Технологии материалов», «Информатика и вычислительная техника», «Управление в технических системах», «Информационная безопасность») из 15- ти укрупненных групп, включенных Стратегией 2030 в перечень востребованных специальностей СПО, не пользовались спросом работодателей с 2018 года, четыре из которых не будут востребованы до 2030 года.
В то же время востребованные направления, спрос работодателей на которые продолжает расти («Экономика и управление», «Техника и технологии строительства», «Образование и педагогические науки», «Юриспруденция», «Клиническая медицина», «Химические технологии», «Ветеринария и зоотехния»), отсутствуют в перечне Стратегии 2030.
Таким образом, рекомендации специалистов о необходимости актуализации перечня наиболее востребованных специальностей с учетом сложившихся приоритетов остались не учтенными.
Кроме того, Проектом закона предлагается дополнить приложение 4 Стратегии 2030 данными прогноза потребности в кадрах в разрезе видов занятий и видов экономической деятельности, что по мнению специалистов Палаты, дополнительно обуславливает необходимость актуализации таблицы 1 приложения 4 Стратегии 2030.
Проектом учтены рекомендации специалистов КСП КК, о необходимости корректировки Стратегии 2030 в части значений показателя «Уровень безработицы (по методологии МОТ), процентов».
По итогам экспертизы специалистами Палаты подготовлено заключение, в котором отражены выявленные недостатки, а также рекомендации.
О результатах мероприятия проинформировано Законодательное Собрание Краснодарского края.