Информация о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг исполнения бюджета Краснодарского края за первое полугодие 2024 года»
В соответствии с пунктом 2.19 плана работы Контрольно-счетной палаты Краснодарского края (далее – Палата) на 2024 год с 08.07.2024 по 16.08.2024 проведено экспертно-аналитическое мероприятие «Мониторинг исполнения бюджета Краснодарского края за первое полугодие 2024 года», в ходе которого установлено следующее.
По итогам 6 месяцев 2024 года бюджет края исполнен с профицитом 2,5 млрд рублей. Доходы поступили в сумме 242,4 млрд рублей (49 % от плана, +4 % к 1-му полугодию 2023 года). Анализ поступивших налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) выявил 10,9 млрд рублей резервов и риски в сумме 6,1 млрд (к бюджетным назначениям на 2024 год). Также выявлены фактические поступления ННД при отсутствии прогнозных значений. По отдельным неналоговым доходам уже исполнены годовые назначения.
Расходы бюджета исполнены в сумме 239,9 млрд рублей (99,0 % от поступивших за январь-июнь доходов) или +13,7 % к прошлому году. Наибольший удельный вес у расходов на социальную сферу (соц.политика – 28 %, образование – 26 %, здравоохранение – 13%) и национальную экономику (17%). Программные расходы исполнены на 214,7 млрд рублей (42 % от СБР). По 5 программам исполнено менее 20 % от СБР (в т.ч. по ГП «Соцэкономразвитие» – 9,3 %).
На 01.07.2024 по различным программам 13 (из 28) краевых ведомств не расходовали бюджетные назначения, в том числе 10 исполнительных органов не приняли бюджетные обязательства (не заключили соглашения, договоры, контракты) в общей сложности почти на 55 млрд рублей.
Анализ показал, что в рамках 10 госпрограмм по 147 контрактам выплачены 46,1 млрд рублей авансов на строительство, из которых на 1 июля подрядчиками отработано только 9,6 млрд. По 24-м объектам (выплачены авансы на 14,4 млрд рублей) на 1 июля работы еще не принимались. За полгода количество таких объектов увеличилось в 3 раза (с 8-ми на 1 января до 24-х на 1 июля). В большинстве случаев это вызвано отставаниями в строительстве и/или корректировкой сметной стоимости объекта. До конца 2024 года требуется сдать 16 (из 24) таких объектов с авансами на 3,1 млрд рублей.
Мониторинг показал, что авансирование не гарантирует полное и своевременное исполнение контрактов на проектирование и строительство, а в ряде случаев уже привело к утрате значительных средств бюджета края. Так, в рамках строительства школы на 1 100 мест в мкрн Северная Бытха г.Сочи подрядчик не отработал и не возвратил 938,7 млн рублей аванса. Из-за этого контракт с ним расторгнут, а новый до сих пор не заключен. Аналогичным образом не отработал и не возвратил 78,5 млн рублей аванса подрядчик строительства пождепо в ст. Костромская Мостовского района.
Некоторые из уже построенных и введенных объектов до сих пор не функционируют по назначению. Среди них новый корпус детской краевой больницы (введен в июне 2022 года), поликлиника на 100 посещений в смену в Калининской ЦРБ (введена в мае 2024 года).
На 01.07.2024 нарушены сроки ввода в эксплуатацию спортзалов в пос. Восход Новопокровского района (уровень техготовности 24,8%) и в ст. Прочноокопской Новокубанского р-на (61%), центра единоборств в ст. Северской (43%), детсадов в п. Южный Динского р-на (98%) и в ст. Марьянская Красноармейского р-на (64%), сроки окончания работ по поликлиникам Крыловской (29.02.2024),Староминской(26.06.2024) и Мостовской (24.07.2024) центральных районных больниц, сроки проектирования поликлиники в г. Краснодаре, казачьего историко-культурного центра в ст. Динской, специальной (коррекционной) школы-интерната № 3 в г.Армавире. Уже перенесены с 2024 на 2025 год сроки завершения строительства школы на 400 мест в г.Кореновске, сельского клуба в х.Большая Лопатина Кущевского района, 3 бассейнов в г.Темрюке, г.Кореновске, ст.Староминской. Жители этих территорий не получат социально значимые объекты в обещанные сроки.
Затягивается проектирование подводящего газопровода в пос. Волна Темрюкского района. До настоящего времени проектная документация к прохождению госэкспертизы не готова, разрешение на строительство не получено, СМР не начались. По условиям контракта период строительства 11,07 км газопровода сжат с 4 до 2,5 месяцев, ввод отложен на 1 месяц (с 1 до 27 декабря). Выполнение этих условий нереалистично. При этом НАО «Кубаньгазификация» уже выплачены подрядчику 145,7 (из 760,0) млн рублей в виде аванса на выполнение изыскательских работ, закупку материалов и оборудования. На остальные 614,3 млн рублей денежные обязательства отсутствуют, без чего акционерное общество расходование этих средств и достижение результатов в 2024 году не обеспечит.
Во избежание нарушения минфином края условий реструктуризации федеральных бюджетных кредитов (из-за необеспечения инвестирования в 2024 году в создание газопровода 760,0 млн рублей) специалистами КСП КК предложено министерству ТЭК и ЖКХ истребовать у НАО «Кубаньгазификация» часть уже перечисленной субсидии (364,3 млн рублей) и совместно с минфином перераспределить 614,3 млн рублей (оставшиеся от 760,0 млн) другим ведомствам для капвложений и/или возмещения фактически произведенных затрат по созданию объектов инфраструктуры (необходимых для реализации НИП) либо не позднее 09.09.2024 заявить об ожидаемом неисполнении и расходовать эту сумму на борьбу с последствиями COVID-19, реализацию нацпроектов, противодействие санкциям. Аналогичные рекомендации неоднократно вносились и ранее специалистами КСП КК (заключения от 27.10.2023, от 16.02.2024, от 01.04.2024) и минэкономики края (на рабочем совещании 19.06.2024), но пока министерством ТЭК и ЖКХ не реализованы.
Важно отметить, что необеспечение инвестирования в текущем году 12 059,9 млн рублей в объекты инфраструктуры (необходимые для реализации НИП) и/или расходования их на борьбу с последствиями COVID-19, реализацию нацпроектов, противодействие санкциям ведет к возникновению рисков нарушения краем условий реструктуризации федеральных бюджетных 3 кредитов, которые придется гасить ускоренными темпами (в 2025-2027 годах вместо 2029-2034).
Мониторинг показал, что в рамках программы «Развитие здравоохранения» на 1 июля не достигнуты такие целевые показатели, как:
ожидаемая продолжительность жизни, больничная летальность от инсульта; смертность населения от новообразований, от болезней системы кровообращения, младенческая и детская смертность (0-4);
обеспеченность врачами и средними мед.работниками в государственных мед.организациях, врачами, оказывающими первичную, специализированную медпомощь, мед.работниками скорой помощи; укомплектованность врачами и средними мед.работниками мед.организаций, оказывающих медпомощь в амбулаторных условиях;
уровня средней зарплаты младшего медперсонала (этот показатель Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 597 не достигается в крае с 2018 года).
Указ № 597 и Указ от 01.06.2012 № 761 не выполнены в крае на 1 июля также по педагогам дошкольного и дополнительного образования, работникам культуры. В 25 муниципалитетах ниже среднекраевого уровня зарплата учителей. Низкий уровень их средней зарплаты наряду с высокой учебно- воспитательной нагрузкой привел к резкому росту вакансий (с 1678 до 2500; +49%) к окончанию 2023/2024 учебного года.
Установлено также, что ряд краевых ведомств, местных администраций, государственных и муниципальных учреждений допустили искажение объемов дебиторской задолженности (занижение на 47,6 млн рублей, завышение на 116,1 млн), образование просроченной задолженности (дебиторской – на 22,7 млн, кредиторской – на 23,6 млн). В ходе и по итогам мониторинга объектами контроля уже устранены искажения в дебиторской задолженности на сумму 140,6 млн рублей.
Также в ходе мониторинга выявлена недостача 2 658 единиц школьного оборудования на 17,5 млн рублей (мебели, штор, жалюзи, ковров, табличек на кабинеты, стендов, МАФа и др.), приобретенного в 2023 году для оснащения новой школы на 1 100 мест в ст. Тбилисской. Согласно документам, это имущество хранится у 4-х поставщиков. Осмотр имущества в местах хранения показал, что мебель, жалюзи, рулонные шторы находятся в разобранном состоянии, МАФ и шторы для актового зала не изготовлены. Все имущество требует доставки, сборки, монтажа в новой школе. Шкаф для хранения легковоспламеняющихся жидкостей в кабинете химии за 222,0 тыс. рублей отсутствует в старом и новом зданиях школы и у поставщика. При этом все имущество еще в 2023 году оплачено и поставлено на баланс СОШ № 2 ст.Тбилисской. В результате в учете школы отражены не имевшие места факты хозяйственной жизни.
В ходе мониторинга установлено, что по итогам первого полугодия поступило 31,5 % запланированного объема (235,9 из 748,8 млн рублей) курортного сбора, а из Фонда развития курортной инфраструктуры расходовано только 22,6 % (284,2 из 1 256,8 млн).
На реализацию непрограммных мероприятий направлено 25,2 млрд рублей (58 % назначений по СБР). В 1-м полугодии кредиты банков не привлекались. В апреле 2024 года привлечен инфраструктурный бюджетный кредит в размере 890,0 млн рублей. Задолженность по бюджетным кредитам – 96,5 млрд, а в целом госдолг края на 1 июля – 115,5 млрд рублей (-2,1 млрд к началу года).
Об итогах мониторинга проинформированы Губернатор, Законодательное Собрание, прокуратура, ГУ МВД, Управление федерального казначейства и главы муниципальных образований Краснодарского края.