ЭАМ – 2023 год Экспертно-аналитическая деятельность

Информация о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета Краснодарского края за 2023 год»

В соответствии с пунктом 2.15 плана работы Контрольно-счетной палаты Краснодарского края (далее – КСП КК, Палата) на 2024 год в период с 15.04.2024 по 31.05.2024 проведено экспертно-аналитическое мероприятие «Внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета Краснодарского края за 2023 год» с учетом результатов внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, в ходе которого отмечено следующее.

Годовой отчет и проект Закона Краснодарского края «Об исполнении бюджета Краснодарского края за 2023 год», а также документы и материалы, представляемые одновременно с ними, поступили в Палату из администрации Краснодарского края в соответствии со сроками и в объеме, установленными Законом о бюджетном процессе.

По итогам 2023 года основные показатели социально-экономического развития края достигнуты. Относительно 2022 года выросли ВРП Кубани, индекс промышленного производства (наибольший вклад у металлургии, нефтепереработки, производства пищевых продуктов и энергетики). Положительная динамика в оптовой и розничной торговле за счет увеличения на территории края количества крупных логистических и распределительных центров.

В то же время в отчетном году сократились объемы строительных работ и в сельском хозяйстве. При этом в сельском хозяйстве повысился валовой сбор риса и выросло поголовье крупного рогатого скота. Увеличение валовых надоев молока и производства мяса позволило в целом нарастить производство животноводческой продукции.

Несмотря на общее снижение объема сельхозпродукции, Кубань традиционно вошла в пятерку лидеров по общероссийскому экспорту продукции АПК. Также в отчетном году край сохранил 8 место в России по общему объему инвестиций в основной капитал. Вследствие увеличения прибыли прибыльных предприятий и сокращения убытков нерентабельных предприятий по итогам 2023 года финансовый результат крупных и средних организаций вырос.

По итогам 2023 года реальная безработица сократилась до 2,1 %, денежные доходы на душу населения увеличились до 54 492 рублей (+5 807 руб. к 2022 году, +11,9 %). По оценке Краснодарстата выросли и реальные располагаемые доходы (+5,5%).

По итогам 2023 года доходы бюджета края составили 506,3 млрд рублей (+9 % к плановым назначениям). Расходы исполнены в сумме 507,3 млрд рублей (95 % от плана). В результате сложился дефицит 1,0 млрд рублей.

Налоговые доходы поступили в сумме 364,2 млрд рублей (+10 % к плану, +24 % к 2022 году), неналоговые – 19,2 млрд (-0,6 % к плану, +2,4 % к 2022 году), безвозмездные поступления – 122,9 млрд (+7 % к плану).

Расходы краевого бюджета осуществлялись в 2023 году в соответствии с приоритетами развития региона в рамках достижения национальных целей. Около 70% (342,9 из 507,3 млрд) составили расходы на развитие социально-культурной сферы края.

Несмотря на увеличение (в сравнении с 2022 годом) таких расходов в 1,2 раза (с 275,3 до 342,9 млрд рублей), остались неиспользованными 2,3 млрд рублей в образовании, 3,3 млрд рублей – в здравоохранении. Основная причина – неосвоение средств департаментом строительства на возведение 24 поликлиник, 2 стационаров, ряда школ и детских садов.

В отчетном году расходы по 26 краевым госпрограммам исполнены на 95 % (438,6 из 460,8 млрд рублей). Самое низкое исполнение расходов по 2-м программам, направленным на развитие санаторно-курортного комплекса (76 %) и жилищно-коммунального хозяйства (66 %).

В рамках программ на 2023 год к достижению установлено 693 целевых показателя, из которых 103 (по 17 программам) не выполнены. Несмотря на это, координаторами «высокая» оценка эффективности присвоена 20 программам. Однако по оценке специалистов КСП КК все 20 сформированы и 12 реализованы на более низком уровне (на 1-3 ступени ниже). Невыполнение на протяжении ряда лет важных показателей, в том числе предусмотренных Указами Президента РФ, Доктриной продовольственной безопасности страны, не снизило оценок координаторов.

В ходе анализа исполнения 19 программ за 2023 год специалистами Палаты выявлено 410 фактов бюджетных правонарушений и 38 фактов нарушений законодательства о контрактной системе, влекущих административную ответственность. Это указывает на недостаточный контроль ГРБС за соблюдением условий предоставления и использования краевых средств.

Среди недостатков реализуемых программ можно отметить: низкую долю показателей конечных результатов (итоговых эффектов); большое количество (73 %) показателей без существенной (407 показателей) и с отрицательной (96 показателей) динамикой; значительную часть (156 из 693, 23 %) показателей без значений (на момент утверждения годовых отчетов); нестабильность состава показателей; отсутствие взаимосвязи достижения целевых показателей и кассового исполнения расходов (у 11 ГП). Это указывает на необходимость анализа целесообразности самих показателей и обоснованности их значений.

В 2023 году на реализацию 48 региональных проектов расходовано 62,1 млрд рублей (98 % от плана). В отчетном году достигнуты заметные для жителей Кубани результаты в благоустройстве населенных пунктов, дорожном хозяйстве, ЖКХ, образовании, здравоохранении, спорте, культуре. Достигнутые результаты способствуют развитию региона, о чем свидетельствует большинство выполненных в 2023 году показателей регпроектов – 136 из 146. Однако 10 показателей в сферах здравоохранения и безопасности дорожного движения достичь не удалось.

Недостижение результатов, нарушения, недостатки, а также риски на 2024-2026 годы выявлены при реализации 12 из 48 регпроектов (в 2022 году – в 20 из 47). Это повлекло, в том числе, неисполнение соглашений с федеральными ведомствами и применение штрафных санкций. По нацпроекту «Здравоохранение» только за недостижение плановой тех готовности строящихся поликлиник за два года минздрав края уже заплатил в федеральный бюджет 88,1 млн рублей. По нацпроекту «Жилье и городская среда» (регпроект «Качество питьевой воды») за несоблюдение графика строительства водозабора в Темрюке еще предстоит заплатить свыше 10,7 млн рублей (требование получено 04.06.2024). Это безрезультатные расходы краевых средств.

В 2023 году из бюджета края в местные бюджеты направлено 174,1 млрд рублей трансфертов (субвенции – 72,6 млрд, субсидии – 79,9 млрд, дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности – 9,2 млрд, иные дотации и трансферты – 12,3 млрд).

В ходе внешней проверки проанализировано авансирование строительно-монтажных работ (СМР) при создании объектов общественной, коммунальной, дорожной инфраструктуры, инженерной защиты, гидротехсооружений, пожарных депо в рамках 10 госпрограмм. Анализ показал, что 94 % заключенных контрактов предусматривают выплату подрядчикам авансов от 7,9 % до 90 % цены контрактов. На 01.01.2024 с нарушением условий контрактов, результатов мероприятий, условий соглашений о предоставлении межбюджетных трансфертов не отработано 2,3 млрд рублей по 31 объекту, в том числе по 8 объектам – нулевая готовность (5 поликлиник; реконструкция автодороги и строительство сети ливневой канализации в Краснодаре; пожарное депо в Щербиновском районе).

С 2021 года специалисты Палаты неоднократно обращали внимание на проблемы и риски в строительстве школы на 1100 мест в мкрн Северная Бытха г. Сочи (школа возводится в рамках нацпроекта «Жилье и городская среда» и на сегодняшний день уже обошлась бюджету в 3,8 млрд рублей). В настоящее время контракт на строительство школы расторгнут, а почти миллиард (938,7 млн) рублей аванса подрядчиком не отработан и не возвращен.

В связи с этим нами рекомендовано краевым заказчикам: усилить контроль за соблюдением графиков строительства объектов; взвешенно подходить к установлению размеров авансов; своевременно реагировать на каждый факт неисполнения обязательств.

Анализ исполнения адресной инвестиционной программы указывает на низкую результативность расходов бюджета края на капвложения. К концу 2023 года объем финансирования строительства снизился на 11 % (с 44,7 до 39,7 млрд), а количество подлежащих вводу объектов – в 4 раза (с 35 до 9). Сокращение количества вводимых объектов связано в основном с нарушением поставщиками (подрядчиками) сроков исполнения и иных условий контрактов (минтрансом перенесен срок ввода 12 объектов).

Ограничения, предусмотренные бюджетным законодательством по объему госдолга, а также обязательства края, обозначенные долговой политикой, в целом выполнены. На 01.01.2024 госдолг края составил 117,6 млрд рублей. По уровню долговой нагрузки наш регион поднялся с 47 на 37 место, долговая устойчивость – высокая.

В структуре госдолга 84 % – бюджетные кредиты. Среди них – инструменты «инфраструктурного меню» и реструктурированные федеральные бюджетные кредиты, которые призваны увеличить доходы и качество жизни за счет инвестиций в производство, ЖКХ, жилье. Каждый рубль таких средств должен быть вложен в развитие региональной инфраструктуры с максимальной эффективностью и результативностью. При этом вложение средств инфраструктурных кредитов должно обеспечивать наличие эффекта окупаемости (генерирование дохода за счет коммерческой деятельности частного партнера, а не за счет бюджетных обязательств края), в том числе в виде превышения доходов, поступающих в консолидированный бюджет субъекта РФ, над расходами по обслуживанию долга.

Вместе с тем, в ходе анализа реализации инфраструктурных и новых инвестиционных проектов (за счет заемных средств) специалисты Палаты выявили ряд проблем и рисков, которые пока не позволяют экономике и социальной сфере нашего региона получить ожидаемый эффект от использования этих инструментов. Своевременное принятие уполномоченными краевыми ведомствами действенных мер и решений позволит исключить возникновение требований о досрочном погашении задолженности по бюджетным кредитам, а также даст возможность ее списания.

Внешней проверкой бюджетной отчетности установлено свыше 1000 фактов различных нарушений бюджетного (бухгалтерского) законодательства и недостатков в работе 22 главных администраторов и 32 казенных учреждений. Искажение показателей (в том числе из-за ошибок в бюджетном учете) и прочие нарушения установлены в 73 (из 1 141) отчетных формах главных администраторов.

Особое внимание специалисты Палаты уделили работе 6 ведомств по управлению дебиторской задолженностью. На их долю приходится более 90 % просроченной задолженности. Этим ведомствам внесены представления и конкретные рекомендации по устранению выявленных нарушений и недостатков. Состояние дебиторской задолженности будет внимательно отслеживаться и в дальнейшем.

В целом внешняя проверка показала, что несмотря на наличие положительных для бюджета края итогов его исполнения, все же имеют место недостатки в планировании. Главным администраторам следует внимательнее относится к требованиям по планированию доходов, поскольку от качества их прогнозирования, зависит своевременность распределения средств на расходы бюджета.

Актуальными, как и в предыдущие годы, остаются вопросы роста объема неиспользованных бюджетных ассигнований, недостижения результатов, установленных при предоставлении средств краевого бюджета, увеличения дебиторской задолженности, несоблюдения законодательства о контрактной системе при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, неэффективного распоряжения краевым и муниципальным имуществом. Помимо этого не на должном уровне остается выполнение отдельными участниками бюджетного процесса возложенных на них бюджетных полномочий, недостаточно осуществляется контроль за финансово-хозяйственной деятельностью подведомственных учреждений.

Вместе с тем выявленные в ходе внешней проверки нарушения и недостатки в целом не повлияли на достоверность бюджетной отчетности, необходимой для рассмотрения проекта закона об исполнении краевого бюджета.

По итогам внешней проверки ряду краевых ведомств специалистами Палаты внесены предложения и рекомендации. Об итогах проверки проинформированы администрация, Законодательное Собрание и прокуратура Краснодарского края.