ЭАМ - 2024 год Экспертно-аналитическая деятельность

Информация о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ исполнения государственных программ Краснодарского края и краевой адресной инвестиционной программы за 2023 год» в части государственной программы Краснодарского края «Развитие образования»

В соответствии с пунктом 2.12 Плана работы Контрольно-счетной палаты Краснодарского края (далее – Палата) на 2023 год в период с 08.04.2024 по 27.04.2024 проведено экспертно-аналитическое мероприятие «Анализ исполнения государственных программ Краснодарского края и краевой адресной инвестиционной программы за 2023 год» в части государственной программы Краснодарского края «Развитие образования» (далее – Госпрограмма) за 2023 год.

На реализацию Госпрограммы в 2023 году расходовано 83,0 млрд рублей (99 % от 83,8 млрд). Не достигнуты результаты 11 мероприятий, связанных с проектированием и капремонтом муниципальных детсадов в Краснодаре, школ в Калининском и Отрадненском районах, двух техникумов в Армавире, краевой крейсерско-парусной школы, а также выплатами и льготами.

Министерство образования края отчиталось о достижении результатов по приобретению движимого имущества для оснащения 3 125 новых дошкольных (из них 680 ясельных) и 4 650 школьных мест. Вместе с тем из-за отставаний в капремонте и строительстве 4 детсадов (в Краснодаре, Геленджике, Апшеронском и Тихорецком районах), 2 блоков начальных классов (в школах № 13 Новокубанского и № 2 Староминского районов), а также ввиду планового ввода только в 2024 году крупной школы (на 1 100 мест) в ст. Тбилисской 375 дошкольных и 1 750 школьных мест в отчетном периоде не созданы. Приобретенное в августе-декабре 2023 года оборудование для этих детсадов и школ до настоящего времени по назначению не используется, а затраченные на это 289,6 млн рублей расходованы неэффективно (вразрез требованиям ст. 34 БК РФ).

По итогам 2023 года из 49 целевых показателей Госпрограммы 13 существенно (в 1,1-9,5 раза) перевыполнены, а 8 не достигнуты. Однако министерство образования в нарушение Порядка формирования краевых госпрограмм не предлагает их скорректировать. Значения ряда показателей уже на 2024 год остаются заниженными.

Анализ показал недостижение 7-й год подряд плановой доли школьников, обучающихся в первую смену. В 2018-2021 годах доля снизилась с 77,7 % до 73,3 %, и только за последние 2 года (2022-2023) отмечен незначительный рост – до 73,6 % и 74,1 % соответственно (при плане 90 %). Темпы создания новых школьных мест по-прежнему отстают от темпов роста численности обучающихся, а предпринятых усилий все еще недостаточно для перевода всех школьников на обучение в первую смену.

Также 6-й год подряд не выполняются Указы Президента РФ по уровню средней зарплаты педагогов детсадов (составила 95 % вместо 100 % от средней зарплаты в общем образовании) и дополнительного образования детей (97,5 % вместо 100 % от средней зарплаты учителей в крае). Несмотря на обеспечение в целом по краю планового уровня средней зарплаты педагогов общего образования (103,2 % к средней зарплате по региону), в Белоглинском, Брюховецком, Ейском, Каневском, Крыловском, Лабинском и Новопокровском районах целевые значения не достигнуты. Требуемый уровень средней зарплаты педработников края продолжает достигаться за счет интенсификации труда и выполнения дополнительных обязанностей, не относящихся к образовательной деятельности. Это является одним из факторов снижения качества общего образования – второй год подряд не удается сократить до целевого значения разрыв между лучшими и худшими по результатам ЕГЭ школами в крае.

По данным проведенного в декабре 2023 года социологического исследования Центра управления регионом качеством школьного образования не удовлетворены около трети опрошенных родителей учащихся. Из-за этого к услугам репетиторов прибегает от 50 % родителей младшеклассников до 83 % – старшеклассников. Родители, участвовавшие в фокус-группе, поставили низкую оценку качества образования в школе – 4,7 из 10 баллов. Министерством образования края по итогам 2023 года эффективность реализации госпрограммы признана высокой.

По оценке специалистов Палаты качество формирования программы повысилось на 2 ступени – с «низкого» до «среднего» уровня (за счет стабилизации состава и улучшения динамики целевых показателей).

Оценка реализации программы (как и в 2022 году) «высокая». Однако она сложилась только за счет присвоения «высокого» уровня критерию выполнения контрольных событий, установленных с нарушением требований Порядка формирования краевых госпрограмм. Это создало предпосылки для недостижения результатов 6 программных мероприятий.

Заключение по результатам анализа исполнения ГП «Развитие образования» направлено в министерство образования края с рекомендациями по ее усовершенствованию.

Об итогах экспертно-аналитического мероприятия также проинформированы Законодательное Собрание и прокуратура края.