ЭАМ - 2024 год Экспертно-аналитическая деятельность

Информация о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг исполнения бюджета Краснодарского края за 2023 год» в части мероприятий государственной программы Краснодарского края «Социально-экономическое и инновационное развитие Краснодарского края»

В соответствии с пунктом 2.19 Плана работы Контрольно-счетной палаты Краснодарского края (далее – КСП КК) на 2024 год в период с 16.01.2024 по 29.03.2024 проведен мониторинг исполнения бюджета Краснодарского края за 2023 год в части мероприятий государственной программы Краснодарского края «Социально-экономическое и инновационное развитие Краснодарского края» (далее – госпрограмма, ГП «СЭР»).

На реализацию госпрограммы в отчетном году расходовано 11,2 млрд рублей (98,7 % от плана), а 151,0 млн рублей освоить не удалось. Причины в основном субъективные и являются следствием ненадлежащей реализации краевыми министерствами экономики, транспорта, промышленности, департаментом развития бизнеса полномочий по планированию расходов и обеспечению результативности использования бюджетных средств (пп. 1 и 4 п. 1 ст. 158 БК РФ).

Мониторинг показал, что в 2023 году не завершена модернизация автостанции в ст. Динской, просрочена поставка 7 (из 14) автобусов, приобретенных получателем субсидии в лизинг. В декабре краю из федерального бюджета перечислен специальный казначейский кредит (2,0 млрд рублей) на обновление общественного автотранспорта, субсидии получили 10 автотранспортных предприятий. Но поставка 163 новых автобусов сдвинулась на конец 1 квартала текущего года.

С прошлого года затягивается проектирование газопровода к пос. Волна Темрюкского района и 10-ти объектов инфраструктуры промышленного парка «Армавир». Это влечет риски неполного освоения уже в 2024 году 6,1 млрд рублей, выделенных на их строительство.

Из-за недостатков в нормативных правовых актах в отчетном периоде краевому департаменту развития бизнеса с получателя субсидии, нарушившего условия ее предоставления, не удалось взыскать 103,6 млн рублей. В текущем году суды продолжаются, но для защиты интересов бюджета порядок предоставления субсидии и типовую форму соглашения необходимо уточнить.

В отчетном периоде не удалось достичь результатов региональных проектов «Предакселерация» по поддержке начинающих предпринимателей и «Акселерация субъектов МСП» по производству и реализации получателями грантов «Агростартап» сельхозпродукции и развитию собственного дела (уровню зарплат на созданных новых рабочих местах; уплате налогов; получению прибыли).

Мониторинг показал, что плановый прирост производительности труда не выполняется на каждом третьем предприятии, сопровождаемом Федеральным или Региональным центрами компетенций в данной сфере. То есть их профильная деятельность не достаточно эффективна.

Также со старта отстает реализация нового регпроекта «Развитие общественного транспорта». В 2023 году в Краснодаре по концессии построены первые 1,4 км трамвайных путей, но первые 40 трамваев не поставлены. Из-за этого нагрузка на 2024 год возросла почти двукратно – вместо 50 теперь требуется поставить 90 трамваев. Для исключения нарушения условий расходования федеральных и краевых субсидий на создание объекта концессии (завершение строительства 35,6 км трамвайных путей и поставки 100 трамваев к 31.12.2025) концессионное соглашение требует уточнения.

По итогам 2023 года в рамках ГП «СЭР» не выполняются 6 (из 51) целевых показателей (связанных с транспортным обслуживанием населения автобусами, электробусами, троллейбусами, размещением нестационарных торговых объектов, заключением инвестиционных соглашений на Петербургском экономическом форуме, а также индекс производительности труда). Вместе с тем, на дату подачи отчетности (15.02.2024) не наступили сроки опубликования фактических значений 15 (из 45 отмеченных как выполненные) показателей. У 17 показателей занижен план. Например, по числу зарегистрировавшихся самозанятых план занижен в 9 раз. Высокая доля показателей «без значений» и с отрицательной динамикой (соответственно, 29 % и 33 % при минимально допустимых 10 %) указывает на низкое качество формирования госпрограммы.

По результатам мониторинга координатору и участникам ГП «СЭР» специалистами КСП КК внесен ряд рекомендаций по устранению допущенных нарушений при формировании и реализации госпрограммы как документа стратегического планирования, а также призванных не допустить совершение бюджетных правонарушений и способствовать надлежащей реализации краевыми ведомствами бюджетных полномочий.

О результатах мониторинга проинформированы министерство экономики, Законодательное Собрание, прокуратура, департамент организации проектной деятельности администрации Краснодарского края, ГУ МВД России по краю.