Финансово-экономическая экспертиза проектов НПА ФЭЭП НПА - 2024 год ЭАМ - 2024 год Экспертно-аналитическая деятельность

Информация о результатах финансово-экономической экспертизы проекта постановления Губернатора Краснодарского края «О внесении изменений в постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 5 октября 2015 г. № 943 «Об утверждении государственной программы Краснодарского края «Социально-экономическое и инновационное развитие Краснодарского края»

В соответствии с пунктом 2.22 Плана работы Контрольно-счетной палаты Краснодарского края (далее – Палата) на 2024 год в период с 19.03.2024 по 01.04.2024 проведена финансово-экономическая экспертиза проекта постановления Губернатора Краснодарского края «О внесении изменений в постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 5 октября 2015 г. № 943 «Об утверждении государственной программы Краснодарского края «Социально-экономическое и инновационное развитие Краснодарского края» (далее – Проект, госпрограмма, ГП «СЭР»).

Проектом общий объем финансирования госпрограммы на 2024-2026 годы увеличивается на 2,2 млрд рублей (с 12,3 до 14,5 млрд) и приводится в соответствие с мартовской редакцией Закона о бюджете края.

Изменениями затрагиваются отдельные целевые показатели. В частности, на 2026 год вводится план по числу вновь созданных субъектов МСП (49,131 тыс. единиц) и зарегистрировавшихся самозанятых (441,26 тыс. человек). Однако на 1 января текущего года на Кубани уже зарегистрировано 450,9 тыс. самозанятых. То есть фактически достигнутое значение этого целевого показателя в 8,4 раза превышает план 2024 года, на 4,2 % – 2025-го, на 2,2 % – 2026-го и не отвечает критериям точности, сопоставимости и достоверности.

Проектом увеличивается охват нестационарных и мобильных торговых объектов – в их числе, наряду с круглогодичными, теперь будут учитываться и сезонные торговые точки. Однако предложенные на 2024-2026 годы плановые значения нового целевого показателя (соответственно 6 300, 6 350 и 6 400 торговых объектов) почти на 20 % ниже фактического числа только круглогодичных торговых точек по итогам 2023 года (7 801 единиц). То есть данный целевой показатель госпрограммы не отвечает критериям сопоставимости и достоверности. Краевым министерству экономики (как координатору госпрограммы) и департаменту потребительской сферы (как ответственному за достижение этого показателя) специалистами Палаты предложено утвердить в методике его расчета документы, на основании которых будут формироваться отчеты органов местного самоуправления о фактически достигнутых значениях (например, утвержденные схемы, выданные разрешения, заключенные договоры на размещение нестационарных торговых объектов).

Изменения вносятся в 14 программных мероприятий. Источником финансирования 3-х из них являются средства, высвободившиеся при реструктуризации федеральных бюджетных кредитов.

Однако экспертиза показала, что из-за сложностей с проектированием по итогам 2024 года усматриваются риски недостижения результатов и неполного расходования средств, выделенных на строительство и ввод в эксплуатацию подводящего газопровода к пос. Волна Темрюкского района (0,8 млрд рублей) и 10-ти объектов инфраструктуры промышленного парка «Армавир» (5,3 млрд рублей). Также под риском неполного освоения находятся 4,5 млрд рублей, предусмотренных для предоставления краевым департаментом развития бизнеса субсидий инвесторам на возмещение расходов за 208 введенных объектов инфраструктуры (необходимых для реализации новых инвестпроектов). Поскольку ввод в эксплуатацию 58 (из 208) объектов прогнозируется вплоть до декабря 2024 года, инвесторы не успеют подать заявки на отбор для субсидирования в текущем финансовом году.

Специалисты Палаты еще при работе над проектом действующего бюджета предлагали 3-м указанным ведомствам реалистично оценить перспективы ввода инфраструктурных объектов в эксплуатацию и с учетом такой оценки своевременно (не позднее февраля) перераспределить высвобождаемые средства на другие разрешенные направления расходов (реализацию региональных проектов, борьбу с последствиями Covid-19, противодействие санкциям). Однако это предложение не учтено. Эффект от перераспределения средств с этих мероприятий позже апреля-мая 2024 года будет снижаться, а риски несоблюдения условий реструктуризации федеральных бюджетных кредитов – возрастать.

Установлено, что вразрез требованиям Положения об управлении краевыми госпрограммами (утв. постановлением Губернатора края от 13.06.2023 № 341) министерством экономики и департаментом развития бизнеса не дана оценка влияния на результаты 5 мероприятий (по господдержке малого бизнеса) дополнительных 78,8 млн рублей, выделенных на 2024-2026 годы.

Также выявлены резервы оптимизации расходов бюджета – 2,8 млн рублей, которые могут остаться невостребованными департаментом развития бизнеса для предоставления субсидий начинающим предпринимателям (на возмещение части затрат по приобретению основных средств и нематериальных активов). С учетом двухлетнего опыта реализации данного мероприятия (ежегодного сокращения и неполного освоения финансирования) ведомству целесообразно не затягивать с их перераспределением на решение других социально значимых задач.

По итогам экспертизы специалистами Палаты координатору госпрограммы и ее участникам внесены рекомендации по утверждению порядков предоставления субсидий не позднее 1 июля текущего года, устранению допущенных нарушений Положения об управлении краевыми госпрограммами, предложены уточнения формулировок целевых показателей и результатов мероприятий.

О результатах экспертизы проинформированы министерство экономики и Законодательное Собрание Краснодарского края.