ЭАМ - 2024 год Экспертно-аналитическая деятельность

ИНФОРМАЦИЯ о результатах анализа исполнения государственной программы Краснодарского края «Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов, развитие лесного хозяйства», проведенного в рамках экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг исполнения бюджета Краснодарского края» за 2023 год

В соответствии с п. 2.19 плана работы Контрольно-счетной палаты Краснодарского края на 2024 год в период с 16.01.2024 по 20.03.2024 в рамках экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг исполнения бюджета Краснодарского края» за 2023 год проведен анализ исполнения государственной программы Краснодарского края «Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов, развитие лесного хозяйства» (далее – ГП).

В результате анализа установлено, следующее.

ГП увязана со стратегической целью Стратегии–2030 – СЦ-5, которая коррелирует с целями и задачами, обозначенными в «Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» и в «Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года».

По итогам отчетного года из 26 целевых показателей ГП требуемые целевые значения не достигнуты по 4 показателям. Из 34 программных мероприятий, предусмотренных к реализации в 2023 году, не выполнено 5. Основными причинами недостижения целевых показателей и результатов мероприятий явились несоблюдение обязательств поставщиками и подрядными организациями и заявительный характер осуществляемых расходов.

По сравнению с итогами исполнения ГП за 2021–2022 годы уровень кассового исполнения расходов на 2023 год не приобрел прогрессивной динамики. Бюджетные назначения исполнены в размере 2,4 млрд рублей, что составило 94,7 % от плана на год, 147,9 млн рублей по итогам отчетного года оказались неисполненными. Причинами неисполнения плановых назначений на общую сумму 93,3 млн рублей явились объективные факторы (заявительный характер мероприятия, экономия денежных средств по расходам и по результатам торгов, наличие судебных разбирательств) и на сумму 54,6 млн рублей – субъективные (неисполнение и расторжение госконтрактов). Наибольший объем неисполненных ассигнований приходится на подпрограмму ГП «Развитие водохозяйственного комплекса» и обусловлено невыполнением (расторжением) государственных (муниципальных) контрактов и экономией по торгам (муниципальные контракты).

Во исполнение Положения об организации проектной деятельности и Порядка разработки, формирования и реализации госпрограмм в ГП интегрированы два региональных проекта (далее – РП) «Сохранение лесов» и «Сохранение уникальных водных объектов» (далее – РП «СУВО»).

Финансирование РП обеспечено исключительно федеральными субвенциями, объем которых в 2023 году составил по РП «Сохранение лесов» 22,4 млн рублей (кассовое исполнение 100,0 %), по РП «СУВО» 25,7 млн рублей (кассовое исполнение 100,0 %). Фактов невыполнения результатов мероприятий и недостижения целевых показателей РП, намеченных на 2023 год, не установлено.

Мониторинг реализации РП «Сохранение лесов» показал, что согласно данным бухгалтерского учета по состоянию на 01.01.2024 специализированное учреждение, призванное обеспечивать на территории края обнаружение и тушение лесных пожаров, в полном объеме обеспечено лесопожарной техникой и оборудованием. Однако детализированный анализ количественного состава имеющейся в распоряжении учреждения техники показал, что часть пожарной техники имеет значительную степень износа и выработала свой ресурс. Без учета изношенного имущества оснащенность учреждения составляет 40,0 %. Одновременно имеют место факты необоснованного неиспользования по назначению техники, что в том числе привело к неэффективным расходам по уплате транспортного налога.

Работы по увеличению площади лесовосстановления на неарендованных лесных участках не проводились. В рамках исполнения государственного задания бюджетным учреждением, в основные функции которого входит выполнение мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, проведены агротехнические уходы. Выполнение работ по дополнению лесных культур (посадка сеянцев на месте погибших растений) госзаданием не предусматривалось. Учреждением представлена информация о его полной обеспеченности специализированной лесохозяйственной техникой и оборудованием. Вместе с тем, ввиду установления требований в части увеличения площадей искусственного и комбинированного лесовосстановления, на которых должна выполняться посадка саженцев и (или) сеянцев с использованием саженцев и сеянцев с закрытой корневой системой существует потребность в приобретении специализированного оборудования, которая обеспечена в бюджете текущего года. Показатель по формированию запаса семян для лесовосстановления выполнен с превышением требуемого значения.

В отчетном периоде продолжилась реализация РП «СУВО», в рамках которого обеспечена разработка проектной документации для расчистки устьевой части реки Абрау и северной части одноименного озера, а также заключен госконтракт на реализацию мероприятия по расчистке реки Гречаная на территории Калининского района», работы, намеченные к выполнению в 2023 году по указанному контракту, выполнены.

Ввиду наличия выявленных в результате мониторинга нарушений бюджетного законодательства, законодательства в сфере стратегического планирования и контрактной системы закупок, а также недостатков в работе объектам контроля направлены информационные письма с предложениями по их устранению и недопущению впредь. Заключение с выводами и  рекомендациями направлено координатору ГП и профильному комитету Законодательного Собрания края.