ЭАМ - 2024 год Экспертно-аналитическая деятельность

Информация о результатах анализа исполнения государственной программы Краснодарского края «Управление государственными финансами Краснодарского края» за 2023 год, проведенного в рамках экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг исполнения бюджета Краснодарского края» за 2023 год

В соответствии с п. 2.19 плана работы Контрольно-счетной палаты Краснодарского края на 2024 год в период с 16.01.2024 по 22.02.2024 в рамках экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг исполнения бюджета Краснодарского края» за 2023 год проведен анализ исполнения государственной программы Краснодарского края «Управление государственными финансами Краснодарского края» (далее – ГП).

В результате анализа установлено, что финансовое обеспечение ГП на 2023 год предусмотрено исключительно за счет средств регионального бюджета в объеме 14,4 млрд рублей. Кассовое исполнение бюджетных назначений сложилось в сумме 14,36 млрд рублей или 99,6 %, что соответствует высокому уровню кассового исполнения.

По итогам отчетного года объем государственного долга Краснодарского края составил 117,6 млрд рублей. В его структуре доля бюджетных кредитов составила 83,8 %, государственных облигаций – 12,2 %, объем рыночных обязательств – 5,0 % по отношению к сумме доходов бюджета края без учета безвозмездных поступлений, что на 32 п.п. ниже показателя, предусмотренного Долговой политикой и Программой оздоровления государственных финансов.

Уровень долговой нагрузки на бюджет составил 30,7 %, что существенно ниже целевого показателя, требуемого к достижению в рамках реализации ГП. Коэффициент увеличения долговой нагрузки бюджета сложился с отрицательным значением (- 0,2).

Анализ значений показателей, предусмотренных ст. 107.1 Бюджетного кодекса РФ, показал высокую долговую устойчивость бюджета. Нарушений предельных значений, установленных бюджетным законодательством в отношении государственного долга, не выявлено.

Объем расходов, произведенных в целях обслуживания долга, не превышает предельные значения, установленные бюджетным законодательством, сохраняет динамику ежегодного сокращения и по итогам 2023 года сложился в размере 2,1 млрд рублей.

Одним из резервов для сокращения в ближайшем будущем долгового бремени является списание задолженности по бюджетным кредитам на сумму налоговых доходов, которые поступили в 2023 году в федеральный бюджет от реализации новых инвестиционных проектов в приоритетных отраслях.

Эффективность выравнивания бюджетной обеспеченности муниципалитетов края составила 2,4 раза при целевом значении, установленном ГП – 3,3 раза.

На сокращение складывающего разрыва и уменьшение числа дотируемых из бюджета края муниципальных образований нацелены соглашения о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов. Однако в краткосрочном периоде зависимость сокращения числа дотируемых муниципалитетов от выполнения ими обязательств по соглашению не наблюдается.

Остатки бюджетных ассигнований, предусмотренные Законом о бюджете края на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов и сводной бюджетной росписью для предоставления муниципалитетам края дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности и сбалансированность, отсутствуют.

По итогам анализа исполнения ГП установлено достижение ее программных целевых показателей и непосредственных результатов мероприятий, однако в отношении:

соблюдения обязательств, возникающих из соглашения о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов, установлено нарушение при выполнении или невыполнении муниципальных задач и функций органами местного самоуправления, допущенное муниципальным образованием Староминский район, выразившееся в необеспечении отсутствия на 1 число каждого месяца 2022 года просроченной кредиторской задолженности бюджета муниципалитета и муниципальных бюджетных и автономных учреждений, источником финансового обеспечения деятельности которых являются средства местного бюджета;

результатов предоставления дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов установлено нарушение порядка и (или) условий предоставления и распределения дотаций бюджетам бюджетной системы РФ, выразившееся в нарушении п. 2.2 Правил предоставления и Методики распределения указанных дотаций, утвержденных постановлением Губернатора Краснодарского от 30.03.2023 № 156, что привело к излишнему планированию и предоставлению дотации в завышенном на 260,0 тыс. рублей размере.

Министерству финансов Краснодарского края направлено заключение Палаты и рекомендовано принять меры для возврата в бюджет края излишне предоставленных из бюджета средств дотации.