ЭАМ – 2023 год Экспертно-аналитическая деятельность

Информация о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Стратегический аудит мер, принимаемых органами публичной власти для достижения целей социально-экономического развития Краснодарского края в области профессионального образования».

В соответствии с пунктом 2.2 плана работы на 2023 год в период с 16.01.2023 по 04.12.2023 специалистами Контрольно-счетной палаты Краснодарского края (далее – Палата) проведено экспертно-аналитическое мероприятие «Стратегический аудит мер, принимаемых органами публичной власти для достижения целей социально-экономического развития Краснодарского края в области профессионального образования».

Краснодарский край характеризуется высокоразвитой системой среднего профессионального образования (СПО): соответствующие образовательные программы реализуют 109 учреждений СПО и 27 их филиалов, 9 вузов и 19 филиалов высших учебных заведений. Число студентов, получающих СПО, с 2013 года выросло в крае на треть (со 109 до 149 тысяч человек).

Инструментами государственного управления глобальными целями социально-экономического развития региона в целом и, в частности, в области СПО являются документы стратегического планирования, главным из которых определена стратегия социально-экономического развития (СЭР).

Аудитом выявлены отдельные недостатки в системе правовых актов стратегического планирования, не способствующие достижению главных целей развития. Например, госпрограммы Краснодарского края не в полной мере увязаны со стратегическими целями и задачами отрасли СПО, а утвержденный в составе самой стратегии СЭР перечень наиболее перспективных специальностей СПО не в полной мере учитывает прогнозируемую потребность в специалистах по отдельным направлениям подготовки.

При сопоставлении общих объемов контрольных цифр приема и потребности в квалифицированных кадрах по данным мониторинга краевого министерства труда выявлены диспропорции. При этом в самой методике мониторинга потребности рынка труда отмечены недостатки. Пересмотра и актуализации также требует порядок утверждения и распределения контрольных цифр приема.

Кроме того, анализом установлены недостатки и противоречия в правовых актах, регулирующих порядок финансирования учреждений СПО, назначения и выплаты стипендий обучающимся.

Деятельность органов публичной власти, в чьем ведении находятся учреждения СПО, недостаточно скоординирована, что также не способствует достижению глобальных целей развития региона в области СПО и обеспечения баланса трудовых ресурсов на рынке труда.

В рамках аудита установлены нарушения в деятельности министерства образования края при финансовом обеспечении образовательного процесса подведомственных учреждений, в свою очередь самими учреждениями СПО допущены нарушения при выплате социальных стипендий студентам, осуществлении закупок, иные нарушения и недостатки. По выявленным фактам специалистами Палаты составлено 12 административных протоколов.

По результатам мероприятия отдельным органам исполнительной власти края, наделенным полномочиями в сфере образования, направлены рекомендации и предложения по совершенствованию системы СПО в регионе, в том числе повышению эффективности расходов бюджета в указанной сфере.

Об итогах аудита проинформированы Губернатор и Законодательное Собрание Краснодарского края, краевая прокуратура, заинтересованные органы исполнительной власти.