Финансово-экономическая экспертиза проектов НПА ФЭЭП НПА – 2023 год ЭАМ – 2023 год Экспертно-аналитическая деятельность

Информация о результатах экспертизы проекта закона Краснодарского края «О бюджете Краснодарского края на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов»

В соответствии с пунктом 2.21 плана работы Контрольно-счетной палаты Краснодарского края (далее – Палата) на 2023 год с 03.11.2023 по 15.11.2023 проведена экспертиза проекта закона Краснодарского края «О бюджете Краснодарского края на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» (далее – Проект краевого бюджета, Проект, законопроект) и документов, представленных одновременно с ним. Коллегией Палаты утверждено Заключение на Проект краевого бюджета (протокол от 15.11.20232 № 26).

Динамика ключевых макроэкономических показателей свидетельствует о том, что экономика региона в целом справляется с факторами нестабильности и выходит на траекторию роста. Ускорение инвестиционной активности должно сопровождаться сменой технологического уклада производства, повсеместным внедрением новых, прорывных технологий и, как следствие, повышением производительности труда. Без этого отдача от инвестиций будет постепенно сокращаться. Сохранение устойчивости экономики, удержание низкого уровня безработицы, рост реальных доходов населения станут основными задачами на предстоящие 3 года. Вместе с тем в 2024-2026 годах прогнозируется снижение темпа роста реальных денежных доходов населения (в 2023 году +7,5%, в 2024 +3,5%, 2025 +3,2%, 2026 +3,1%). Он будет в 2-3 раза отставать от темпа роста прожиточного минимума (в 2024-м +7,5%, в 2025-м +9,5%, в 2026-м +10,3%). В таких условиях снижение (с 8,7% до 7,5%) доли населения с доходами ниже прожиточного минимума труднодостижимо. Снижение инфляции до целевого значения (4 %) прогнозируется к 2026 году. Однако резкое удорожание тарифов на отдельные услуги может оказать давление на реальные доходы населения, ухудшить инфляционные ожидания и снизить потребительский спрос.

Доходы краевого бюджета на 2024 год (с учетом изменений к 1 чтению) предлагается утвердить в сумме 455,7 млрд рублей, расходы – 519,8 млрд, дефицит – 64,1 млрд.

Экспертиза показала излишне консервативное прогнозирование на 2024-2026 годы доходов, прежде всего, налоговых и неналоговых. По расчетам специалистов Палаты после внесения в законопроект поправок к 1 чтению они могут быть увеличены еще на 81,2 млрд рублей (в 2024 году +22,4 млрд, в 2025 году +27,3 млрд, в 2026 году +31,5 млрд).

Как и в предыдущие годы, приоритетными остаются расходы на развитие социальной сферы (образование, культура, здравоохранение, социальная политика, физическая культура и спорт). В предстоящие 3 года на их долю придется около 60 % от общего объема расходов бюджета.

В 2024 году 97 % расходов будут исполняться в рамках 27 госпрограмм. Координаторами краевые госпрограммы переводятся на новую систему управления. Специалистами КСП КК уже проведена экспертиза таких изменений в отношении 15 (из 27) программ. Экспертиза в ряде случаев показала разбалансированность документов стратегического планирования, отсутствие взаимосвязи с федеральными программами и региональными проектами, неразработку методик расчета отдельных целевых показателей, занижение плановых значений показателей, результатов и иные нарушения нового Положения о системе управления краевыми госпрограммами. Координаторам внесены рекомендации по их устранению.

Установлено, что законопроектом вновь предусмотрены ассигнования, которые в 2023 году не освоены (субсидии управляющим компаниям промышленных технопарков в сфере электронной промышленности).

В ряде случаев в проект бюджета заложены ассигнования без учета реальной потребности. Например, на 2024-2026 годы законопроектом не предусмотрены 0,8 млрд рублей для антитеррористической защиты учреждений, подведомственных краевому минтруда. Подлежащим обеспечению вневедомственной охраной 54 учреждениям (центрам занятости населения, реабилитационным центрам, домам престарелых, психоневрологическим интернатам), финансирование для этого вообще не выделено.

На 1,1 млрд рублей занижены ассигнования на компенсацию затрат ж/д компаний на пригородные пассажироперевозки, что приведет к повышению стоимости проезда в пригородных электричках.

На закупку лекарств, медизделий для льготных категорий граждан в 2024 году дополнительно требуется еще 6,1 млрд рублей. Для строительства офисов врачей общей практики, фельдшерско-акушерских пунктов, проектирование и капремонт объектов здравоохранения в 2024-2026 годах дополнительно необходимо 2,8 млрд рублей, на сокращение плановой очереди по оказанию жителям края высокотехнологичной медпомощи (протезирование суставов, офтальмология, операции на позвоночнике, сердце, др.) – 1,1 млрд.

По отрасли образования (с учетом добавленных к 1 чтению 6,1 млрд рублей, в том числе по предложениям специалистов Палаты) сохраняется дефицит ассигнований на 2024-2026 годы – 13,9 млрд (на предоставление дошкольного и общего образования, оснащение детсадов и школ, капремонт школьных спортзалов, благоустройство территорий образовательных организаций, приобретение школьных автобусов).

Для ликвидации (по поручению Председателя Правительства РФ) до 2030 года накопившейся задолженности по обеспечению жильем детей-сирот дополнительная потребность в бюджетных средствах на 2024–2026 годы составляет 18,3 млрд рублей.

Недофинансирование в 2024-2026 годах программных мероприятий порождает риски недостижения целевых показателей госпрограмм, среди которых такие социально значимые, как, например, пассажирооборот в пригородных электричках, доступность дошкольного образования, прежде всего для детей раннего возраста, сокращение числа детей-сирот, необеспеченных жильем, неснижение уровня зарплат работников соцсферы относительно средней зарплаты в крае, удовлетворенность потребности отдельных категорий граждан в необходимых лекарствах, медизделиях и лечебном питании, снижение смертности и повышение ожидаемой продолжительности жизни населения Кубани.

По результатам экспертизы органам исполнительной власти Краснодарского края внесены рекомендации по повышению качества бюджетного планирования и управления государственными финансами, усилению контроля за надлежащим формированием и представлением обоснований бюджетных ассигнований.

Информация об итогах экспертизы направлена в Законодательное Собрание, администрацию, прокуратуру Краснодарского края, ГУ МВД по краю, Управление Федерального казначейства и департамент проектной деятельности администрации края.