Информация о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Экспертиза проекта закона Краснодарского края от 25.09.2023 № 7979 «О внесении изменений в Закон Краснодарского края «О бюджете Краснодарского края на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов»
В соответствии с п. 2.23 плана работы Контрольно-счетной палаты Краснодарского края (далее – КСП КК, Палата) на 2023 год в период с 23.10.2023 по 25.10.2023 проведено экспертно-аналитическое мероприятие: экспертиза изменений, предлагаемых Губернатором Краснодарского края в проект закона «О внесении изменений в Закон Краснодарского края «О бюджете Краснодарского края на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» с учетом таблицы поправок ко 2 чтению.
Экспертиза показала, что с учетом таблицы поправок в 2023 году доходы бюджета края составят 464,3 млрд рублей, расходы – 528,7 млрд, дефицит бюджета – 64,4 млрд.
При корректировке бюджетных назначений по налоговым и неналоговым доходам (на 2023 год +1,9 млрд рублей) по рекомендации специалистов Палаты на 57,0 млн рублей увеличен план по поступлениям от аренды земли, госпошлины, продажи активов, платежей при пользовании недрами.
В расходной части бюджета, в том числе с учетом предложений инспекторов КСП КК перенесены с 2023 на 2024 год 1,1 млрд рублей из-за отставания более чем на 1 год проектирования и строительства по регпроекту «Современная школа» 2 концессионных школ в Новороссийске и Армавире. На 2023 год дополнительно выделены 1,2 млрд рублей для отрасли образования (на предоставление дошкольного и общего образования, капремонт школ, школьных пищеблоков, оснащение новых мест в детсадах, соцподдрежку педработников села), на 2023-2024 годы – 1,3 млрд для обеспечения транспортного обслуживания населения (на компенсацию выпадающих доходов ж/д перевозчикам, приобретение троллейбусов и электробусов в Краснодаре, Новороссийске и Сочи).
Наряду с этим с 2023 на 2024 год переносятся 1,2 млрд рублей из-за невозможности оснастить в текущем году первые 8 поликлиник, строящихся с отставанием по регпроекту «Модернизация первичного звена здравоохранения». Таким образом, подтверждаются выводы специалистов КСП КК о необеспечении их ввода в эксплуатацию в 2023 году.
Экспертиза, в частности, показала наличие дополнительной потребности в 2023 году в 0,5 млрд рублей для доведения зарплаты педагогов детсадов до уровня, установленного Указом Президента от 07.05.2012 № 597; в 2024-2025 годах – в 7,9 млрд для выплаты учителям каждый месяц дополнительно по 5,0 тыс. рублей; в 2024–2026 годах – 1,6 млрд для капремонта и оснащения детсадов, школ, школьных пищеблоков в отобранных к субсидированию муниципалитетах. Уже 3-й год подряд не предусматриваются ассигнования на обновление и пополнение парка школьных автобусов. По регпроекту «Безопасность дорожного движения» необеспеченная финансированием потребность по результатам проведенных отборов на 2024-2025 годы составляет 168,9 млн рублей (на 34 автобуса). Это увеличивает риск для безопасности школьных перевозок. Краевому министерству образования совместно с минфином края предложено рассмотреть возможность дополнительного выделения бюджетных средств на указанные расходы.
В ходе экспертизы установлены нарушения краевыми министерствами образования, спорта, департаментом строительства порядка формирования и представления обоснований бюджетных ассигнований. Так, в бюджет включаются расходы на приобретение в 2023 году школы в г. Сочи (3,0 млрд рублей), 3 центров самбо в Ленинградском, Новокубанском и Выселковском районах (0,4 млрд), в 2024 году – центра самбо в Краснодаре (3,8 млрд), проектирование и строительство социально значимых объектов (3,0 млрд). Однако школа и объекты спорта на момент проведения экспертизы еще не достроены. Более того, министерство спорта уже предлагает исключить из перечня приобретаемых в 2023 году объектов центр самбо в Новокубанском районе из-за низкой строительной готовности.
Таким образом, независимые оценки рыночной стоимости выкупаемых объектов еще не производились, постановление о капвложениях в объект госсобственности не издано, отборы муниципалитетов и инвестпроектов для субсидирования не проведены. То есть объемы включаемых в бюджет ассигнований указанными ведомствами надлежащим образом не обоснованы.
По итогам экспертизы специалистами Палаты ряду краевых министерств внесены рекомендации как по увеличению, так и по оптимизации расходов бюджета.
О результатах экспертизы проинформированы министерство финансов и Законодательное Собрание Краснодарского края.