Информация о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Экспертиза проекта закона Краснодарского края № 7979 от 25.09.2023 «О внесении изменений в Закон Краснодарского края «О бюджете Краснодарского края на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов»
В соответствии с п. 2.23 плана работы Контрольно-счетной палаты Краснодарского края (далее – Палата) на 2023 год в период с 29.09.2023 по 12.10.2023 проведено экспертно-аналитическое мероприятие (далее – экспертиза): «Экспертиза проекта закона Краснодарского края № 7979 от 25.09.2023 «О внесении изменений в Закон Краснодарского края «О бюджете Краснодарского края на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» (далее – Проект, законопроект).
В ходе экспертизы установлено, что законопроектом предложено в 2023 году увеличить доходы бюджета Краснодарского края (далее – бюджет края, краевой бюджет) на 19,0 млрд рублей за счет налоговых и неналоговых доходов, расходы – на 9,5 млрд рублей (из которых 2,3 млрд рублей – программноцелевые).
Дефицит бюджета снизится с 73,9 до 64,4 млрд рублей. Верхний предел объема госдолга сокращается на 6,5 млрд рублей.
В доходной части бюджета края в том числе с учетом предложений специалистов Палаты Проектом увеличены бюджетные назначения по налоговым и неналоговым доходам (далее – ННД) в 2023 году на 15,6 млрд рублей (в том числе по налогам на прибыль организаций + 13 988,7 млн рублей; на профдоход + 105,3 млн рублей; на имущество организаций + 1 430,9 млн рублей; по доходам от оказания платных услуг и компенсации затрат государства + 14,2 млн рублей; по иным доходам + 12,6 млн рублей).
Вместе с тем законопроектом не учтены предложения специалистов Палаты (заключение от 31.07.2023) об увеличении бюджетных назначений по ННД на сумму 0,2 млрд рублей (по доходам от государственной пошлины + 165,6 млн рублей; от сдачи имущества в аренду + 7,8 млн рублей; по плате за негативное воздействие на окружающую среду + 10,0 млн рублей; по платежам при пользовании недрами + 9,9 млн рублей; по доходам от продажи материальных и нематериальных активов + 18,7 млн рублей).
Экспертиза показала наличие резервов увеличения доходной части бюджета края в 2023 году на 29,3 млрд рублей (в том числе по налогам на прибыль организаций + 23 876,2 млн рублей; профдоход + 119,8 млн рублей; имущество организаций + 1 471,4 млн рублей; НДФЛ + 3 771,4 млн рублей), а также рисков невыполнения предусмотренных Проектом бюджетных назначений по налогу на добычу полезных ископаемых на 35,3 млн рублей.
В расходной части бюджета края с учетом рекомендаций специалистов Палаты в 2023 году на реализацию госполномочий в сферах дошкольного и общего образования дополнительно выделено 842,4 млн рублей, на льготное лекарственное обеспечение жителей Кубани – 127,2 млн рублей. При этом в текущем году необеспеченная финансированием потребность на данные цели составляет 0,6 и 9,0 млрд рублей соответственно.
Экспертиза показала, что введение с 01.10.2023 дополнительной ежемесячной стимулирующей выплаты учителям муниципальных школ по 5,0 тыс. рублей потребует выделения из бюджета края в 2023 году еще 680,0 млн рублей и в 2024-2025 годах – по 2 720,1 млн ежегодно. Поскольку данная стимулирующая выплата включается в показатель зарплаты в сфере общего образования, для выполнения Указа Президента от 07.05.2012 № 597 по уровню зарплаты педагогов детсадов необходимо дополнительно выделить на 2023 год 304,7 млн рублей и на 2024-2025 годы – по 1 218,4 млн ежегодно. Также министерству образования края для выполнения Указа Президента от 01.06.2012 № 761 необходимо обосновать расчетами и представить в минфин края объем потребности в финансировании на 2023- 2025 годы для стимулирующих выплат педработникам допобразования детей.
Установлено, что потребность в финансировании на льготное лекарственное обеспечение на 2024 год (19,5 млрд рублей) заявлена минздравом края без учета расходов на услуги обращения медпрепаратов. Их размер составит провизорно 700 млн рублей. Таким образом, дефицит финансирования на льготное лекарственное обеспечение граждан в 2024 году составляет около 10 млрд рублей. В ходе экспертизы выявлены резервы оптимизации расходов бюджета в 2023 году – 9,95 млн рублей, в 2024–2025 годах – по 69,2 млн рублей ежегодно. Установлено, что департаментом по делам казачества не в полном объеме реализуются полномочия главного распорядителя бюджетных средств по результативности их использования. Так, в 2023 году сняты с финансирования 4,6 млн рублей и аннулирован результат по захоронению (перезахоронению, эксгумации) останков погибших при защите Отечества. То есть второй год подряд данные мероприятия предлагается осуществлять в отсутствие бюджетного финансирования – только за счет спонсорской помощи и неравнодушных жителей края.
Также краевыми министерствами культуры, ТЭК и ЖКХ нарушен порядок формирования и представления обоснований бюджетных ассигнований на общую сумму 339,7 млн рублей при планировании расходов на субсидирование ГАУК КК «Краснодарский государственный цирк», строительство подводящего водопровода в г. Армавире, переселение граждан из аварийного жилья.
По итогам экспертизы отдельным ведомствам внесены рекомендации, в том числе совместно с минфином края рассмотреть возможность выделения дополнительных ассигнований для обеспечения в полном объеме потребности жителей Кубани в льготных лекарствах и выполнения Указов Президента РФ от 07.05.2012 № 597 и от 01.06.2012 № 761.
О результатах экспертизы проинформированы министерство финансов и Законодательное Собрание Краснодарского края.