Проверки Финансово-экономическая экспертиза проектов НПА ФЭЭП НПА – 2022 год ЭАМ – 2022 год Экспертно-аналитическая деятельность

Информация о результатах экспертизы проекта закона Краснодарского края «О бюджете Краснодарского края на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов»

В соответствии с пунктом 2.13 плана работы Контрольно-счетной палаты Краснодарского края (далее – Палата) на 2022 год с 03.11.2022 по 14.11.2022 проведена экспертиза проекта закона Краснодарского края «О бюджете Краснодарского края на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» (далее – Проект краевого бюджета, Проект) и документов, представленных одновременно с ним. Коллегией Палаты утверждено Заключение на Проект краевого бюджета (протокол 17.11.2022 № 20).

Представленный одновременно с Проектом прогноз социально-экономического развития края на 2023-2025 годы учитывает основные общероссийские параметры на этот период, нестабильную экономическую ситуацию из-за внешних санкций, нацелен на ускоренную адаптацию и быстрое восстановление экономики края. Прогнозируется сокращение уровня безработицы (с 4,1% в 2022 году до 3,8% в 2025) и числа безработных (со 116,0 до 113,1 тыс. человек). Вместе с тем реальные денежные доходы населения будут расти медленнее прожиточного минимума, что может затруднить снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума до прогнозируемых значений (с 9,4% в 2022 году до 7,8% в 2025).

Доходы краевого бюджета на 2023 год Проектом (с учетом поправок к 1-му чтению) предлагается утвердить в сумме 380,5 млрд. рублей (-0,2% к оценке исполнения за 2022 год), расходы – 436,9 млрд. (+4,4%), дефицит – 56,4 млрд. рублей.

Анализ исполнения бюджета за 2020-2022 и прогноза на 2023-2025 годы показал излишне консервативное планирование доходов, в частности налоговых и неналоговых. По расчетам специалистов Палаты доходы краевого бюджета могут быть увеличены на 64,0 млрд. рублей (из которых 44,3 млрд. рублей учтены поправками к 1-му чтению).

Как и в предыдущие годы, приоритетной остается социальная сфера (на образование, здравоохранение, социальную политику, спорт, культуру направлено около 60% всех расходов). Вместе с тем по предложению Минфина России и рекомендациям специалистов Палаты поправками к 1-му чтению в Проекте увеличены расходы на обязательное медицинское страхование неработающего населения (+9,8 млрд. рублей), доведение оплаты труда мед.работников (получающих зарплату за счет краевого бюджета) до установленного Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 597 уровня (+1,0 млрд. рублей), капремонт учреждений здравоохранения (+0,2 млрд. рублей), реализацию госполномочий по предоставлению дошкольного (+1,5 млрд. рублей) и общего (+2,1 млрд. рублей) образования.

В основу Проекта заложены расходы на исполнение 26 краевых государственных программ. В 2023 году на их финансирование запланировано 417,9 млрд. рублей (95,7% всех расходов).

Вместе с тем Проектом вновь предусмотрены ассигнования, которые систематически не осваиваются (например, субвенции на организацию обращения с безнадзорными животными, субсидии на компенсацию части затрат по строительству автогазозаправок). Во избежание в дальнейшем неосвоения средств, по мнению специалистов Палаты, требуют пересмотра подходы к условиям, механизмам реализации данных мероприятий и расчету объемов их финансирования из бюджета края.

Результаты проведенных специалистами Палаты контрольных мероприятий, а также социологические исследования Центра управления регионом свидетельствуют, что жители края, прежде всего в сельской местности, не удовлетворены качеством жизни и состоянием социальной, коммунальной, транспортной инфраструктуры.

Экспертиза также показала, что в ряде случаев в проект бюджета заложены ассигнования без учета реальной потребности. Так, на 2024-2025 годы не предусмотрены 5,3 млрд. рублей на строительство, реконструкцию около 20-ти объектов водоснабжения и водоотведения, проектирование которых запланировано на 2023 год. Лишь на 26 % (1 007,0 из 3 922,9 млн. рублей) удовлетворена потребность муниципалитетов в краевых средствах на развитие систем газоснабжения в 2023-2025 годах. На 1,6 млрд. рублей занижены ассигнования на компенсацию затрат ж/д компаний на пригородные пассажироперевозки, что приведет к повышению стоимости проезда в пригородных электричках.

На закупку лекарств, медизделий для льготных категорий граждан в 2023 году дополнительно необходимо еще 17,4 млрд. рублей, на капремонт учреждений здравоохранения края – свыше 1,2 млрд. рублей, для оснащения медучреждений края медоборудованием по стандартам Минздрава РФ – не менее 1,6 млрд. рублей, на предоставление субвенций муниципалитетам для строительства объектов здравоохранения – 357,6 млн. рублей, в том числе на достройку и ввод в 2023 году в Краснодаре детской поликлиники.

Экспертиза также показала дефицит ассигнований в 2023-2025 годах на выполнение госполномочия по обеспечению жильем детей-сирот – 36,9 млрд. рублей и по отрасли образования свыше 30 млрд. рублей (на предоставление общего и дошкольного образования, капремонт и благоустройство детсадов и школ, оснащение новых мест в них, ремонт школьных спортзалов, пищеблоков, приобретение школьных автобусов, 2-разовое бесплатное питание детейинвалидов, демоэкзамен в учреждениях СПО). Факты недофинансирования отрасли также подтверждает информация, полученная от ряда муниципальных контрольно-счетных органов. В частности, по их данным дефицит ассигнований в 2023 году на дошкольное образование в Геленджике составляет 75 млн. рублей, в Новороссийске – 166,9 млн. рублей. Дополнительная потребность в ассигнованиях на общее образование в  2023 году в Мостовском районе 40 млн. рублей; в Курганинском – более 51 млн. рублей; в Новороссийске – на 2023-2025 годы свыше 1,2 млрд. рублей и на ежемесячное вознаграждение за классное руководство – 36,5 млн. рублей. В расчет субвенции на общее образование для Курганинского района включены данные только о 5 молодых педагогах, тогда как управление образования района в августе 2022 года информировало минобразования края о 22 таких специалистах, а с 1 сентября в школах района их уже 39.

Несмотря на наличие ассигнований в текущем бюджете, Проектом (с учетом поправок к 1-му чтению) на 2023 год не предусмотрены 834,4 млн. рублей на завершение строительства 3 школ в Краснодаре и 1 в ст. Тбилисской (регпроект «Современная школа»), а также 78,4 млн. рублей – спорткомплекса с бассейном в ст. Павловской (регпроект «Спорт – норма жизни»).

По результатам экспертизы органам исполнительной власти Краснодарского края внесены рекомендации по повышению качества бюджетного планирования и управления государственными финансами.

Информация об итогах экспертизы направлена в Законодательное Собрание, администрацию и прокуратуру Краснодарского края.