Проверки Финансово-экономическая экспертиза проектов НПА ФЭЭП НПА – 2022 год ЭАМ – 2022 год Экспертно-аналитическая деятельность

Информация о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Экспертиза проекта закона Краснодарского края «О внесении изменений в Закон Краснодарского края «О краевом бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов»

В соответствии с пунктом 2.18 Плана работы Контрольно-счетной палаты Краснодарского края на 2022 год с 12.10.2022 по 14.10.2022 проведено экспертно-аналитическое мероприятие «Экспертиза проекта закона Краснодарского края «О внесении изменений в Закон Краснодарского края «О краевом бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» (далее – законопроект, поправки).

Законопроектом предложено в 2022 году увеличить доходы краевого бюджета на 16,7 млрд. рублей, в том числе 15,1 на млрд. рублей за счет налоговых и неналоговых доходов и на 1,5 млрд. рублей за счет безвозмездных поступлений, расходы – на 16,7 млрд. рублей (из которых 7,9 млрд. рублей – программно-целевые).

Дефицит бюджета остается прежним – 46,1 млрд. рублей. Верхние пределы объемов госдолга и источники внутреннего финансирования дефицита краевого бюджета не изменяются.

Законопроектом учтены предложения специалистов КСП КК на 2022 год (заключения от 22.11.2021, 11.03.2022) в доходной части бюджета по увеличению на 2,1 млрд. рублей плановых назначений по налогу на имущество организаций, в расходной части:

по выделению дополнительных ассигнований на подушевое финансирование детских садов и школ (в 2022 году +3,2 млрд. рублей);

по увеличению финансирования на ежемесячные выплаты многодетным семьям при рождении третьего и последующих детей (+680 млн.);

по увеличению финобеспечения мероприятий, направленных на возмещение недополученных доходов ж/д перевозчиков (при установлении льготных тарифов на проезд учащихся +11 млн. рублей; при госрегулировании тарифов на пригородные пассажирские ж/д перевозки +57 млн. рублей);

по сокращению дефицита бюджетных средств на льготное лекарственное обеспечение жителей Кубани (+281 млн. рублей).

Вместе с тем экспертиза показала возможность увеличения на 2022 год плановых назначений по налоговым и неналоговым доходам еще на 14,2 млрд. рублей (по налогу на прибыль +7,4 млрд. рублей, по НДФЛ +1,1 млрд. рублей, по акцизам +2,5 млрд. рублей, по УСН +1,0 млрд. рублей, по НПД +0,05 млрд. рублей, по доходам от размещения средств краевого бюджета +2,1 млрд. рублей).

Также по расчетам специалистов Палаты на текущий год в рамках ГП «Социальная поддержка граждан» и регпроекта «Финансовая поддержка семей при рождении детей» недопланировано не менее 73 млн. рублей на  ежемесячные денежные выплаты на 3-го ребенка или последующих детей до достижения ими 3-летнего возраста (ЦСР 033Р142100).

Напротив, по аналогичным выплатам многодетным семьям с федеральным участием (ЦСР 033Р150840) на 01.10.2022 отмечено крайне низкое исполнение – 24 % (282 из 1 187 млн. рублей). В августе 2022 года Минтрудсоцразвития РФ сократило краю ассигнования на эти выплаты на 339 млн. рублей (до 848 млн. рублей), однако законопроектом соответствующие изменения в краевой бюджет не вносятся. С учетом низкого кассового исполнения (на 01.10.2022 – 33 % или 282 из 848 млн. рублей, предусмотренных СБР и соглашением о предоставлении федеральной субсидии) усматривается риск невыполнения условий использования федеральной субсидии и недостижения результата регпроекта «Финансовая поддержка семей при рождении детей» по итогам 2022 года.

Размер увеличения финансирования мероприятий госпрограммы «Социально-экономическое и инновационное развитие Краснодарского края» по возмещению недополученных доходов ж/д перевозчиков при установлении льготных тарифов на проезд учащихся, а также при госрегулировании тарифов на пригородные пассажирские ж/д перевозки определен минтрансом края на основании неактуальных данных ж/д перевозчиков, что может привести к недостижению результатов обоих мероприятий и целевого показателя.

В рамках данной госпрограммы уменьшаются ассигнования на субсидирование юр.лиц-инвесторов в 2022 году, которым в течение 9 истекших месяцев не воспользовался ни один частный инвестор. В результате второй год подряд средства, высвободившиеся в результате реструктуризации бюджетных кредитов, в экономику края не инвестируются.

В рамках госпрограммы «Развитие здравоохранения» сохраняется дефицит финансирования расходов на льготное лекарственное обеспечение жителей Кубани. Финансирование на эти цели увеличивается поправками на 0,3 млрд. рублей, что покроет всего 3 % дефицита (более 10 млрд. рублей). В рамках госпрограммы «Развитие образования», несмотря на увеличение ассигнований, по-прежнему имеется дополнительная потребность в 1,7 млрд. рублей на оплату труда педработников (для выполнения Указов Президента РФ от 07.05.2012 № 597, от 01.06.2012 № 791) и неснижения уровня финансовой обеспеченности школ края.

На текущий год минздраву края дополнительно предусматриваются 808 млн. рублей на повышение заработной платы 15 602 медицинским работникам (в связи с повышением размера среднекраевого дохода от трудовой деятельности в крае с 34 545,0 до 37 700,0 рублей). Однако по расчетам специалистов Палаты данной суммы будет недостаточно для обеспечения уровня средней зарплаты медиков, определенного Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 597. В целом по мероприятию недопланировано 263 млн. рублей. Кроме того, не запланированы средства на повышение зарплаты медработников, оплата труда которых осуществляется за счет средств бюджета фонда ОМС (76 % всех медработников в краевом здравоохранении).

Важно отметить, что поскольку дополнительные бюджетные средства выделяются на повышение оплаты труда за весь 2022 год, но будут выплачены только в 4 квартале, большая их часть сформирует экономию фонда оплаты труда. С целью повысить адресность расходования этих средств, не допустить их нецелевого использования и ущемления прав медработников краевому минздраву рекомендовано взять на особый контроль освоение медучреждениями дополнительного финансирования.

Аналогичные рекомендации адресованы и другим краевым ведомствам, которым в рамках поправок выделяются дополнительные ассигнования для повышения оплаты труда отдельных категорий работников, предусмотренных майскими Указами Президента РФ (минобразования +3,1 млрд. рублей, минтруда +708 млн. рублей, минкультуры +153 млн. рублей и др.).

При составлении плана работы Палаты на 2023 год будет рассмотрена возможность проведения анализа расходования средств, дополнительно выделенных на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы края, с привлечением социологов Центра управления регионом (для получения обратной связи от самих работников).