КМ – 2022 год Контрольные мероприятия Проверки

Информация о результатах контрольного мероприятия «Проверка деятельности администрации муниципального образования Мостовский район и администраций городских поселений Мостовское и Псебайское, а также администрации Губского сельского поселения Мостовского района по мобилизации доходов в консолидированный бюджет Краснодарского края в 2020–2021 годах (иные периоды в рамках достижения целей мероприятия)»

В соответствии с п. 1.17 плана работы Контрольно-счетной палаты Краснодарского края на 2022 год в период с 01.06.2022 по 28.09.2022 специалистами Палаты проведено контрольное мероприятие «Проверка деятельности администрации муниципального образования Мостовский район и администраций городских поселений Мостовское и Псебайское, а также администрации Губского сельского поселения Мостовского района по мобилизации доходов в консолидированный бюджет Краснодарского края в 2020–2021 годах (иные периоды в рамках достижения целей мероприятия)».

В результате проверочных и аналитических процедур установлено, что основу экономического потенциала Мостовского района в период реализации Стратегии его развития до 2020 года составляли промышленное производство (29,4 %), сельское хозяйство (31,5 %), розничная торговля (34,8 %), санаторно-курортный комплекс (1,7 %), строительство (1,5 %) и транспорт (1,2 %). Вместе с тем за прошедшие годы, в связи со снижением объема инвестиций и невозможностью развития промышленности и сельского хозяйства в оптимистичных масштабах, ситуация в муниципалитете кардинально изменилась. В 2021 году Мостовский район признан территорией с устойчиво низким уровнем социально-экономического развития. Тем не менее, ежегодный приток туристов и рост числа предприятий в сфере санаторно-курортного комплекса обеспечил наличие потенциала развития территории как туристско-оздоровительного курорта. Соответствующее направление нашло отражение в Стратегии развития района на период до 2030.

В перспективу реализации новой Стратегии заложен Индивидуальный план, который, прежде всего, нацелен на успешность осуществления 23 инвестиционных проектов, крупнейший из которых – лечебно-оздоровительный бальнеологический кластер «Краснодарские термы».

По итогам отчетного года, несмотря на общую положительную динамику налоговых и неналоговых поступлений (в 2021 году с территории муниципалитета мобилизовано – 1,4 млрд рублей, динамика к предыдущему году + 14,3 %, выполнение плана 114,6 %), зависимость бюджета района от безвозмездных поступлений не снижается (доля налоговых и неналоговых доходов в доходах местного бюджета составила 26,5 %, при желаемом к достижению показателе – 38,7 %).

Для наращивания поступлений доходов требуется обеспечить полноту и эффективность реализации органами местного самоуправления полномочий как бюджетных, так в сфере формирования, распоряжения и управления собственностью. Однако проверка показала, что администрациями проверенных муниципалитетов имеющийся потенциал использован не в полной мере, поскольку допускались нарушения и недостатки в работе.

В результате ненадлежащего исполнения администрациями муниципалитетов полномочий главных администраторов неналоговых доходов не обеспечен должный уровень контроля за полнотой и своевременностью их поступления в бюджет. Меры взыскания недоимки (задолженности) в полном объеме не приняты.

Планы приватизации не реализуются, системная работа по учету всех свободных земель, расположенных на территории муниципалитетов, планированию и реализации мероприятий по максимальному вовлечению их в хозяйственный оборот не проводится.

На формирование доходной части местных бюджетов оказывает влияние установление муниципальными нормативными правовыми актами налоговых льгот и пониженных налоговых ставок. Однако оценка налоговых расходов за 2019 и 2020 годы проведена администрациями проверенных поселений с нарушением федеральных и муниципальных правовых актов, что не позволило объективно оценить их эффективность. В то же время корректировка налоговых преференций (с учетом баланса интересов налогоплательщиков и государства) является одним из способов увеличения собственных доходов муниципалитетов.

В результате недостаточной организации администрациями муниципалитетов внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни допущены нарушения бюджетного законодательства и законодательства о бухгалтерском учете, что привело в том числе и к недостоверности бюджетной (бухгалтерской) отчетности.

Одновременно имеет место недостаточность нормативного правового регулирования деятельности администраций муниципалитетов по привлечению доходов в консолидированный бюджет Краснодарского края:

требуется актуализация порядков осуществления бюджетных полномочий администраторов (главных администраторов) доходов бюджета и методик прогнозирования поступлений доходов;

требуется принятие порядков определения цены земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, и платы за увеличения площади земельного участка, порядка планирования приватизации муниципального имущества, порядка участия муниципалитета в органах управления хозяйственных обществ, порядков составления, утверждения и установления показателей планов финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия, а также правил подготовки и принятия решений об условиях приватизации муниципального имущества.

В целом по итогам проверочных процедур обозначены резервы для увеличения поступлений в консолидированный бюджет Краснодарского края за счет вовлечения в хозяйственный оборот свободных земель, находящихся в муниципальной собственности, земель, государственная собственность на которые не разграничена, от взыскания задолженности по арендной плате и оформления арендных отношений, от использования в полном объеме мест, предназначенных для установки рекламных конструкций и нестационарных торговых объектов, а также от повышения налоговой ставки по налогу на имущество физических лиц в отношении объектов, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, до 2,0 %.

По итогам мероприятия Контрольно-счетной палатой Краснодарского края в адрес объектов контроля внесено 4 представления для их выполнения. Об итогах проверки проинформированы председатель Законодательного Собрания и глава администрации (губернатор) Краснодарского края, прокуратура Краснодарского края и прокуратура Мостовского района. Соответствующая информация направлена в Управление антимонопольной службы по Краснодарскому краю.