Проверки ЭАМ – 2022 год Экспертно-аналитическая деятельность

Информация о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг реализации на территории Краснодарского края региональных проектов (программ)» за первое полугодие 2022 года

В соответствии с пунктом 2.17 Плана работы Контрольно-счетной палаты Краснодарского края на 2022 год в период с 07.07.2022 по 17.08.2022 проведено экспертно-аналитическое мероприятие «Мониторинг реализации на территории Краснодарского края региональных проектов (программ)» за первое полугодие 2022 года, в ходе которого установлено следующее.

Краснодарский край является участником реализации 12-ти (из 14-ти) национальных проектов (далее – нацпроект, НП), разработанных Правительством РФ во исполнение Указа Президента РФ от 07.05.2018 № 204 и расширенных до 2030 года Указом от 21.07.2020 № 474: «Демография», «Здравоохранение», «Образование», «Жилье и городская среда», «Экология», «Безопасные и качественные автомобильные дороги», «Повышение производительности труда и поддержка занятости», «Цифровая экономика», «Культура», «Малое и среднее предпринимательство, поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», «Международная кооперация и экспорт», «Туризм и индустрия гостеприимства».

Для достижения целей и показателей национальных и федеральных проектов, относящихся к полномочиям края, на Кубани с 2022 года в обновленном формате реализуются 47 региональных проектов (далее – регпроект, проект, РП), целевые показатели, результаты и мероприятия которых в основном интегрированы в государственные программы Краснодарского края (далее – госпрограмма, ГП).

Сводной бюджетной росписью краевого бюджета (далее – СБР) по состоянию на 01.07.2022 на реализацию регпроектов предусмотрено 57,4 млрд. рублей. Кассовое исполнение годовых бюджетных назначений за 6 месяцев текущего года составило 17,4 млрд. рублей (30 % от СБР – 57,4 млрд.).

Согласно СБР на 01.07.2022 контрактуемые расходы (предусмотрены в 21 регпроекте 8 нацпроектов) составили 21 145,5 млн. рублей или 37% от расходов краевого бюджета на реализацию нацпроектов (57,4 млрд.). На отчетную дату незаконтрактованными остались 6 676,4 млн. рублей (из них 4 592,3 млн. рублей – по НП «Безопасные и качественные дороги», 1 151,1 млн. рублей – по НП «Здравоохранение», 442,5 млн. рублей – по НП «Цифровая экономика», 433,9 млн. рублей – по НП «Демография», 55,9 млн. рублей – по НП «Образование», 0,7 млн. рублей – другие НП.)  или 32% от контрактуемых расходов (21 145,5 млн. рублей). Таким образом, поручение главы администрации (губернатора) Краснодарского края по заключению государственных и муниципальных контрактов в рамках регпроектов до 01.04.2022 (в объеме не менее 80 %) и до 01.06.2022 (100 %) не выполнено.

Мониторинг показал наличие рисков при реализации 24 (из 47) регпроектов, а также достижения отдельных их результатов, в частности несвоевременного ввода в эксплуатацию в 2022-2023 годах целого ряда соцобъектов (детских садов, поликлиник и школ).

Необеспечение своевременного начала функционирования новых школ (и пристроек к уже существующим) негативно отразится на достижении поставленных Президентом РФ и губернатором края, а также НП «Образование» целей по переводу к 2025 году всех школьников на обучение в первую смену, а также из ветхих зданий в новые. Так, в крае из-за нехватки школьных мест за последние 5 лет вместо роста ежегодно снижается и не достигает плана доля обучающихся в первую смену: в 2015 году – 77,7 %, в 2018 – 77,1 %, в 2019 – 75,8 %, в 2020 – 74 %, в 2021 – 73,3%.

Как и по итогам 2021 года, отмечается падение фактических значений 7 (из 10) показателей, характеризующих укомплектованность краевых медучреждений специалистами и обеспеченность населения медперсоналом (РП «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами»).

Совместная с прокуратурой края проверка обеспечения лекарствами для профилактики развития сердечно-сосудистых заболеваний и осложнений у пациентов высокого риска, находящихся на диспансерном наблюдении в крае (РП «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями»), показала, что при большом количестве лекарственных препаратов, числившихся на отсроченном обслуживании, имеется как значительный остаток препаратов на складах (превышает отсроченный объем от 2 до 11 раз), так и их недостаток.

Приобретенные в 2020 году за счет федеральной субсидии мобильные медкомплексы (21 ед.) с марта текущего года в крае не функционируют из-за их несоответствия требованиям технической документации производителя (заключение ФГБУ Росздравнадзора от 18.11.2021).

По итогам мониторинга специалисты Палаты отмечают по-прежнему недостаточный объем поддержки фермеров и сельхозкооперативов по направлению «Агростартап» (РП «Акселерация субъектов МСП»), а также отсутствие на 01.07.2022 кассового исполнения по 4 из 5 результатов РП «Развитие туристической инфраструктуры» из-за отсутствия порядков предоставления соответствующих субсидий субъектам санаторно-курортного комплекса.

О результатах мониторинга проинформированы Законодательное Собрание, администрация и прокуратура Краснодарского края.