Проверки ЭАМ – 2022 год Экспертно-аналитическая деятельность

Информация о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг исполнения краевого бюджета Краснодарского края» за первое полугодие 2022 года

В соответствии с пунктом 2.15 Плана работы Контрольно-счетной палаты Краснодарского края на 2022 год в период с 25.07.2022 по 12.08.2022 проведено экспертно-аналитическое мероприятие «Мониторинг исполнения краевого бюджета Краснодарского края» за первое полугодие 2022 года, в ходе которого установлено следующее.

По итогам 6 месяцев 2022 года краевой бюджет исполнен с профицитом в объеме 18,5 млрд. рублей. Доходы поступили в сумме 176,0 млрд. рублей (51% от плана, +14 % к 1-му полугодию 2021 года). При этом требуется уточнение плановых показателей по доходам от использования имущества, находящегося в госсобственности, от размещения средств бюджетов, от продажи материальных и нематериальных активов, от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства, по платежам при пользовании природными ресурсами. По мнению специалистов Палаты поступления из указанных доходных источников существенно превысят установленные бюджетные назначения на 2022 год.

Анализ также показал наличие поступлений налоговых и неналоговых доходов по отдельным главным администраторам при отсутствии бюджетных назначений.

По состоянию на 01.07.2022 недоимка (с учетом организаций банкротов) по налоговым доходам составила 7,2 млрд. рублей или 5,5 % налоговых поступлений и с начала года увеличилась на 1,1 млрд. рублей (на 18 %). Без учета организаций-банкротов объем недоимки составил 5,6 млрд. рублей, прирост к началу года – 1,0 млрд. рублей (+22 %).

Расходы краевого бюджета исполнены в сумме 157,5 млрд. рублей (41 % от Закона о краевом бюджете, 40 % к СБР). Наибольший удельный вес в расходах приходится на социальную сферу (соц.политика – 32%, образование – 27%, здравоохранение – 13%) и национальную экономику (14%).

За январь-июнь 2022 года расходы по госпрограммам исполнены на 150,7 млрд. рублей (40 % от СБР). Свыше 40% исполнения – у 11-ти госпрограмм («Развитие промышленности Краснодарского края и повышение ее конкурентоспособности», «Противодействие незаконному обороту наркотиков», «Развитие образования», «Управление государственными финансами Краснодарского края», «Казачество Кубани», «Медиасреда Кубани», «Социальная поддержка граждан», «Развитие культуры», «Развитие здравоохранения», «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», «Региональная политика и развитие гражданского общества»). По 4 программам расходы исполнены менее чем на 20 %, в том числе по 2-м – ниже 10% («Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса», «Развитие топливно-энергетического комплекса»).

В 1-й половине года в рамках реализации различных госпрограмм 10 из 27 краевых ведомств вообще не расходовали бюджетные назначения. Например, министерство физической культуры и спорта (в рамках ГП «Развитие общественной инфраструктуры»), департамент по обеспечению деятельности мировых судей (ГП «Информационное общество Кубани»), министерство культуры (ГП «Развитие общественной инфраструктуры»), министерство транспорта и дорожного хозяйства (ГП «Развитие топливно-энергетического комплекса»), министерство ТЭК и ЖКХ (ГП «Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса») и др.

Всего 0,1 % расходовал департамент строительства края (ГП «Развитие образования»), 1,0 % – министерство ТЭК и ЖКХ (ГП «Региональная политика и развитие гражданского общества»), 1,9 % – Минтрудсоцразвития края (ГП «Информационное общество Кубани»).

В рамках госпрограмм бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства госсобственности исполнены по итогам полугодия только на 13 %. Субсидии местным бюджетам на софинансирование кап.вложений исполнены на 22 % (основной объем указанных субсидий предусмотрен департаменту строительства, который освоил всего лишь 24,5%; минкультуры, министерство транспорта и министерство природных ресурсов 1 к освоению аналогичных субсидий в отчетном периоде не приступали). Иные межбюджетные трансферты местным бюджетам освоены лишь на 7,3 % (не предоставляли соответствующие межбюджетные трансферты муниципалитетам ни министерство ГО и ЧС, ни министерство транспорта края при плановых назначениях 106,0 млн. рублей и 305,3 млн. рублей соответственно).

На 01.07.2022 кассовое исполнение расходов на реализацию национальных проектов составило только 30,3 %, на реализацию непрограммных мероприятий – 39 %.

По итогам полугодия от платы за пользование курортной инфраструктурой (курортный сбор) поступило только 19 % прогнозируемого объема. Из Фонда развития курортной инфраструктуры расходовано 3,6 млн. рублей при плане на год 1,0 млрд. рублей.

В 1-м полугодии привлечение кредитов кредитных организаций не осуществлялось. Общий объем госдолга на 01.07.2022 – 101,0 млрд. рублей (+1,4 млрд. рублей к началу года в связи с привлечением инфраструктурного бюджетного кредита).

По итогам мониторинга главным администраторам бюджетных средств рекомендовано:

уточнить плановые назначения по источникам доходов, по которым имеются фактические поступления в отсутствие прогноза либо превышение поступлений над утвержденными назначениями, обеспечить поступление доходов по администрируемым источникам в объемах, предусмотренных Законом о краевом бюджете;

своевременно и эффективно использовать средства краевого бюджета, прежде всего, ассигнования, предусмотренные на реализацию национальных проектов, на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства, на предоставление местным бюджетам субсидий в рамках софинансирования капитальных вложений, а также иных межбюджетных трансфертов.

О результатах мониторинга проинформированы Законодательное Собрание, администрация и прокуратура Краснодарского края.