Проверки ЭАМ – 2022 год Экспертно-аналитическая деятельность

Информация о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Внешняя проверка годового отчета об исполнении краевого бюджета за 2021 год»

В соответствии с пунктом 2.11 плана работы Контрольно-счетной палаты Краснодарского края (далее – КСП КК, Палата) на 2022 год в период с 15.04.2022 по 31.05.2022 проведено экспертно-аналитическое мероприятие «Внешняя проверка годового отчета об исполнении краевого бюджета за 2021 год» с учетом результатов внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, в ходе которого отмечено следующее.

Годовой отчет и проект Закона Краснодарского края «Об исполнении краевого бюджета за 2021 год», а также документы и материалы, представляемые одновременно с ними, поступили в Палату из администрации Краснодарского края в соответствии со сроками и в объеме, установленными Законом о бюджетном процессе.

В 2021 году в экономике Кубани, как и в целом в России, отмечался посткризисный восстановительный рост, компенсировавший падение основных макроэкономических показателей в 2020 году. Выросла доля прибыльных предприятий. Рост инвестиций позволил Краснодарскому краю войти в тройку самых привлекательных для инвесторов регионов страны. Значительную поддержку экономике оказали аграрии, собрав высокие урожаи плодов и ягод, зерновых и бобовых культур, подсолнечника, сахарной свеклы. Показатели в строительстве превысили уровень допандемийного 2019 года в основном за счет ввода жилья. Безработица сократилась до 5 %. Среднемесячная начисленная зарплата увеличилась как относительно уровня 2020, так и 2019 года и эквивалентна двум стандартным наборам товаров и услуг.

По итогам 2021 года доходы краевого бюджета составили 362,7 млрд. рублей, что на 12,2 % выше назначений, утвержденных Законом о краевом бюджете. Расходы краевого бюджета исполнены в сумме 329,0 млрд. рублей или 96,9 % от утвержденных сводной бюджетной росписью бюджетных назначений. Бюджет края исполнен с профицитом в размере 33,7 млрд. рублей при прогнозируемом дефиците 16,3 млрд. рублей.

В отчетном году доля программно-целевых расходов в общем объеме произведенных расходов краевого бюджета составила 93,6 % или 307,9 млрд. рублей. Из 26 краевых государственных программ на низком уровне исполнены расходы по двум, направленным на развитие санаторно-курортного (60 %) и топливно-энергетического (40 %) комплексов.

Анализ показал, что к неосвоению запланированных на 2021 год ассигнований зачастую приводила ненадлежащая реализация краевыми ведомствами полномочий главных распорядителей бюджетных средств по планированию расходов и обеспечению их результативности.

В 2021 году ввиду ненадлежащего исполнения краевыми ведомствами бюджетных полномочий отдельные программные мероприятия, направленные на предоставление субсидий субъектам малого бизнеса, инвесторам, фактически не выполнялись. В отчетном периоде их финансовое обеспечение из госпрограмм исключено без оказания обещанной господдержки и достижения каких-либо результатов.

По отдельным госпрограммам отмечены факты переноса контрольных событий, таких как, например, ввод в эксплуатацию социально значимых объектов образования, здравоохранения, тепло-, водоснабжения, разработка проектов на их строительство, реконструкцию и ремонт на более поздние периоды, что затягивает сроки выполнения мероприятий и откладывает достижение социального эффекта.

В ходе анализа исполнения 13 госпрограмм специалистами Палаты выявлено 140 фактов нарушений, влекущих административную ответственность. Это, в том числе, свидетельствует о недостаточном контроле краевых ведомств за соблюдением получателями субсидий и межбюджетных трансфертов условий их предоставления и (или) расходования.

Межбюджетные трансферты из краевого местным бюджетам утверждены в сумме 103,2 млрд. рублей, исполнены на 98,9 млрд. рублей или на 96 %. Наибольшее неисполнение трансфертов сложилось по переселению граждан из аварийного жилья; строительству, реконструкции, приобретению объектов общественной инфраструктуры муниципального значения; бесплатному горячему питанию школьников 1-4 классов; ремонту автодорог местного значения. Основные причины неисполнения межбюджетных трансфертов: предоставление средств под фактическую потребность; отказ муниципалитета от заключения соглашения; незаключение или позднее заключение контрактов; невыполнение обязательств по ним; несоблюдение подрядчиками графиков выполнения работ; задержка в проведении конкурсных процедур в связи с корректировкой и доработкой проектной документации; несвоевременное получение положительных заключений госэкспертизы проектов на строительство объектов, иные.

На реализацию краевой адресной инвестиционной программы в 2021 году расходовано 16,5 млрд. рублей или 76 % от плана. Основные причины низкого кассового исполнения расходов – систематическое нарушение подрядными организациями контрактных обязательств, а также недостаточные подготовка и контроль за ходом реализации объектов со стороны госзаказчиков. В итоге из 109 объектов адресной программы реализовано 93. Важно отметить, что из 13 построенных и введенных в эксплуатацию объектов 8 являлись долгостроем, сроки ввода которых от 2 до 6 раз переносились на более поздние. Это не способствует достижению целей государственной политики в сфере социально-экономического развития края.

Объем государственного внутреннего долга по итогам 2021 года составил 99,5 млрд. рублей (в его структуре кредиты коммерческих банков отсутствуют). Динамика расходов на обслуживание госдолга за 2016- 2021 годы свидетельствует о высокой долговой устойчивости краевого бюджета.

В результате экспертизы проекта закона Краснодарского края «Об исполнении краевого бюджета за 2021 год» и приложений к нему установлено соответствие законопроекта по показателям доходной, расходной частей и источникам внутреннего финансирования дефицита бюджета данным, полученным по результатам проверки годового отчета.

По результатам внешней проверки ряду краевых ведомств специалистами Палаты внесены предложения и рекомендации. Об итогах проверки проинформированы администрация, Законодательное Собрание и прокуратура Краснодарского края.