Информация о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Краснодарского края за 2021 год»
В соответствии с пунктом 2.12 плана работы Контрольно-счетной палаты Краснодарского края (далее – КСП КК, Палата) на 2022 год, на основании распоряжения и. о. председателя Палаты от 17.03.2022 № 29-р «О проведении экспертно-аналитического мероприятия» в период с 17.03.2022 по 04.05.2022 проведено экспертно-аналитическое мероприятие «Внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Краснодарского края за 2021 год».
Годовой отчет и проект закона Краснодарского края «Об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Краснодарского края за 2021 год» представлены в Палату для проведения проверки в соответствии со сроками и требованиями, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации и Законом Краснодарского края от 04.02.2002 № 437-КЗ «О бюджетном процессе в Краснодарском крае».
По итогам отчетного года бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Краснодарского края (далее – ТФОМС, Фонд) исполнен по доходам в сумме 82 933,5 млн. рублей (102,3 % от утвержденного объема), по расходам – 82 940,7 млн. рублей (100,4 % к Закону о бюджете Фонда и 97,8 % к СБР). Дефицит бюджета сложился в размере 7,2 млн. рублей (план – 1 526,7 млн. рублей).
Расходы медицинских организаций на оказание медпомощи в рамках Территориальной программы обязательного медицинского страховании (далее – Терпрограмма ОМС, ТПОМС) составили 76 703,9 млн. рублей или 106,4 % от планового показателя и 111,4 % относительно данных 2020 года.
В целом исполнение бюджета ТФОМС осуществлялось в соответствии с требованиями бюджетного законодательства. Результаты внешней проверки годового отчета подтвердили его достоверность в части кассового исполнения.
Вместе с тем анализ годового отчета и результатов реализации Терпрограммы ОМС выявил ряд проблемных вопросов в сфере здравоохранения края.
Так, из нормированного страхового запаса на софинансирование оплаты труда врачей и среднего медперсонала направлено лишь 26 % от плановых назначений. Несмотря на стимулирование медицинских организаций к ликвидации кадрового дефицита нарастить в их штате число фактически работающих врачей и среднего медперсонала по итогам 2021 года не удалось, их численность в краевых учреждениях здравоохранения сокращается.
По итогам отчетного периода не достигнуты целевые значения по уровню средней зарплаты врачей и младшего медперсонала, определенные Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О реализации государственной социальной политики». Расходы на стимулирующие выплаты медработникам за выявление онкозаболеваний в ходе проведения диспансеризации и профмедосмотров населения не осуществлялись и выплаты специалистам не производились (план – 38 млн. рублей), в то время как за последние 3 года выросла доля злокачественных новообразований выявленных именно на ранних стадиях.
По большинству основных профилей медицинской помощи в рамках ТПОМС фактические показатели объемов оказанной медпомощи и (или) финансирования сложились выше запланированных. Так, значительно выше плановой (134 % – 154 %) сформировалась стоимость медпомощи по профилям неонатология, педиатрия, акушерство и гинекология. Напротив, стоимость и объемы онкохирургии и химиотерапии значительно сократились. Коечный фонд по детской стоматологии отсутствует. Как следствие, при плане 1 139 госпитализаций (26,1 млн. рублей) фактическое исполнение по этому профилю медпомощи за 2021 год составило 0.
Объем медпомощи в части вспомогательных репродуктивных технологий (ЭКО) составил 1 995 случаев применения при плане 2 083 (выполнен на 96 %) и меньше 2020 года на 403 случая (на 17 %).
В результате по итогам 2021 года не достигнут целевой результат регионального проекта «Финансовая поддержка семей при рождении детей». В результате проверок, проведенных специалистами ТФОМС, факты нецелевого использования средств ОМС выявлены в 60 медицинских организациях на общую сумму 53,1 млн. рублей. За 2021 год остаток невосстановленного нецелевого использования средств увеличился с 43,4 до 73,5 млн. рублей (на 69 %).
По итогам проверок страховыми компаниями с медорганизаций взыскано 635,4 млн. рублей, предназначавшихся для оплаты расходов за оказанную медпомощь. За 2021 год значительно увеличились нарушения качества медицинской помощи: за невыполнение, несвоевременное или ненадлежащее выполнение необходимых пациенту диагностических и (или) лечебных мероприятий с медорганизаций удержано 331,8 млн. рублей по 45 695 нарушениям (к 2020 году + 230,4 млн. рублей (в 3,7 раза) и + 18 345 нарушений (в 1,7 раза)).
На финансирование мероприятий по повышению квалификации медработников, а также на приобретение и ремонт медоборудования направлено 64 % от предусмотренных в бюджете средств. В результате намеченные планы выполнены не в полном объеме: на 71 % по повышению квалификации (план – 329 работников, факт – 233), на 66 % по обновлению медоборудования (план – 67 единиц, факт – 44) и на 58 % по его ремонту (план – 19 единиц, факт – 11).
О результатах рассмотрения годового отчета Фонда за 2021 год проинформированы председатель Законодательного Собрания Краснодарского края, глава администрации (губернатор) Краснодарского края, прокуратура Краснодарского края, ТФОМС и минздрав края.