Проверки ЭАМ – 2022 год Экспертно-аналитическая деятельность

Информация о результатах анализа исполнения государственной программы Краснодарского края «Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов, развитие лесного хозяйства» за 2021 год, проведенного в рамках экспертно-аналитического мероприятия «Анализ исполнения государственных программ Краснодарского края и краевой адресной инвестиционной программы за 2021 год»

В соответствии с п. 2.21 плана работы Контрольно-счетной палаты Краснодарского края на 2022 год в период с 11.04.2022 по 29.04.2022 в рамках экспертно-аналитического мероприятия «Анализ исполнения государственных программ Краснодарского края и краевой адресной инвестиционной программы за 2021 год» проведен анализ исполнения государственной программы Краснодарского края «Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов, развитие лесного хозяйства» (далее – госпрограмма, программа, ГП).

Установлено, что ГП зарегистрирована в федеральном реестре документов стратегического планирования, однако в нарушение ст. 12 Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ и ст. 6 Закона Краснодарского края от 06.11.2015 № 3267-КЗ постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края о внесении в программу изменений в указанном реестре отсутствуют (за исключением от 13.04.2017 № 259, от 21.08.2017 № 607 и от 20.12.2017 № 994).

ГП увязана со стратегической целью Стратегии–2030 – СЦ-5, которая коррелирует с целями и задачами, обозначенными в «Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» и в «Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года». Вместе с тем в ГП отсутствуют показатели, характеризующие поэтапное достижение итоговых эффектов (ключевых индикаторов стратегических целей развития Краснодарского края) СЦ–5, приведенных в составе Стратегии–2030 (п. 3.2.5. G5, таблица 14).

Согласно Плану мероприятий по реализации Стратегии–2030 решение большинства задач, направленных на достижение СЦ–5, осуществляется в рамках реализации ГП, однако в программе отсутствуют мероприятия, обеспечивающие решение таких задач как «Предупреждение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду (З-5.0.1.2)», «Предотвращение и снижение негативных последствий процессов, приводящих к сужению береговой полосы Черного и Азовского морей (З-5.0.3.3)» и «Обеспечение эффективного обращения с отходами производства и потребления, включая ликвидацию всех выявленных несанкционированных свалок отходов производства и потребления» (З-5.0.5.4).

Анализ взаимоувязки целей, задач и целевых показателей ГП показал, что целевой показатель «утверждение нормативного правового акта главы администрации (губернатора) Краснодарского края об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов» не является достаточным для решения задачи «сохранение и изучение животного мира Краснодарского края и среды его обитания в рамках устойчивого развития региона, развитие охотничьего хозяйства» и характеристики достижения цели «обеспечение сохранения и воспроизводства охотничьих ресурсов и животного мира Краснодарского края» (абз. десятый п. 1.5 Порядка принятия решения о разработке, формирования, реализации и оценки эффективности реализации государственных программ Краснодарского края).

По итогам 2021 года бюджетные обязательства на выполнение мероприятий госпрограммы исполнены на 95,3 %.

По итогам оценки качества формирования и реализации ГП определено, что в отчетном периоде качество формирования госпрограммы сложилось на среднем уровне ввиду низкой доли целевых показателей, характеризующих «конечные результаты» или «итоговые эффекты» – недостаточность показателей для полноценной оценки степени решения задач программы. Качество реализации ГП соответствует уровню «ниже среднего» по причине отсутствия (в нарушение абз. одиннадцатого п. 1.5 Порядка принятия решения о разработке, формирования, реализации и оценки эффективности реализации государственных программ Краснодарского края) в составе ГП непосредственных результатов, содержащих качественную оценку (ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства) мероприятий, предусматривающих осуществление капитальных вложений и бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности края.

Более 80,0 % от общей суммы неисполненных назначений приходится на мероприятия подпрограммы «Развитие водохозяйственного комплекса».

Анализ причин неисполнения плановых назначений по программным мероприятиям показал наличие нарушений п.п. 1 п. 1 ст. 158, п.п. 3 п. 1 ст. 162 БК РФ, п.п. 10 п. 2 распоряжения главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.02.2021 № 27-р, а также условий соглашений о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений.

Из 24 целевых показателей ГП, запланированных к достижению в 2021 году, достигнуты 20 (83,3 %), при этом имеют место факты ежегодного перевыполнения. В нарушение абз. тридцать второго и тридцать третьего п. 2.2.2 Порядка принятия решения о разработке, формирования, реализации и оценки эффективности реализации государственных программ Краснодарского края координатором ГП не внесены изменения в плановые значения целевых показателей с учетом их фактических значений предыдущих периодов, динамики и ресурсного обеспечения (целевые показатели подпрограммы «Развитие водохозяйственного комплекса» – «Протяженность расчищенных, углубленных, зарегулированных участков русел рек» и «Протяженность водных объектов, на которых закреплены границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос»).

Анализ Сведений о выполнении государственного задания и (или) иных результатах использования бюджетных ассигнований за 2021 год, а также иных документов, находящихся в открытом доступе в сети Интернет, показал наличие фактов нарушения отраслевым ведомством п. 25 Порядка формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Краснодарского края и финансового обеспечения выполнения государственного задания при формировании государственных заданий на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов ГБУ КК «Краевой лесопожарный центр» и ГБУ КК «Управление по эксплуатации и капитальному строительству гидротехнических сооружений Краснодарского края».

Наряду с вышеуказанным несмотря на ранее изложенные в Заключениях Палаты замечания отраслевым ведомством не принимаются меры для внесения изменений в Схему развития и размещения особо охраняемых природных территорий края и лесной план Краснодарского края.

По итогам мероприятия подготовлено заключение, которое направлено для ознакомления в комитет по вопросам использования природных ресурсов, экологической безопасности, санаторно-курортного комплекса и туризма Законодательного Собрания края и координатору ГП – министерство природных ресурсов Краснодарского края.