Проверки Финансово-экономическая экспертиза проектов НПА ФЭЭП НПА - 2021 год ЭАМ - 2021 год Экспертно-аналитическая деятельность

Информация о результатах экспертизы проекта Закона Краснодарского края «О краевом бюджете на 2022год и на плановый период 2023 и 2024 годов» с учетом предложений главы администрации (губернатора) Краснодарского края, представленных к первому чтению

В соответствии с требованиями законодательства специалистами Контрольно-счетной палаты Краснодарского края (далее – Палата) в период с 09.11.2021 по 22.11.2021 проведена экспертиза проекта закона «О краевом бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» (далее – Проект) и документов, представленных одновременно с ним. Коллегией Палаты от 22.11.2021 № 38 утверждено Заключение на Проект краевого бюджета (далее – Заключение).

Прогноз социально-экономического развития края на 2022-2024 годы (далее – Прогноз СЭР) учитывает основные параметры общероссийского прогноза на тот же период, что и Проект.

Прогнозируется, что восстановление экономики положительно скажется на рынке труда региона. Сократятся уровень безработицы (с 5,4% до 5,2%) и число безработных (со 152,2 до 147,2 тыс. человек).

Отмечаем, что Прогноз СЭР нацелен на позитивное развитие экономики и социальной сферы края, но недостаточно точен и сбалансирован по отдельным ключевым параметрам и не учитывает все возможные риски (в частности, распространение COVID-19). В прогнозе и Основных направлениях бюджетной и налоговой политики края на 2022-2024 годы не учтено влияние на экономику Краснодарского края половины новых инвестпроектов, а также большинства инфраструктурных проектов, запланированных программами развития Отрадненского, Мостовского и Апшеронского районов. Тогда как их реализация придаст мощный импульс развитию всего юго-востока края.

Доходы краевого бюджета на 2022 год Проектом краевого бюджета предлагается утвердить в сумме 325,1 млрд. рублей (+2,9% к исполнению за 2021 год), расходы – 328,4 млрд. (-3,6%), дефицит – 3,3 млрд. рублей.

Анализ исполнения бюджета за 2019-2021 годы и прогноза на 2022-2024 годы показал излишне консервативное прогнозирование доходов, прежде всего, налоговых и неналоговых. По расчетам специалистом Палаты доходы краевого бюджета могут быть увеличены в 2021 – 2024 годах на 68,0 млрд. рублей (из которых 56,7 млрд. рублей учтены поправками к 1- му чтению).

Вместе с Проектом представлен перечень из 66-ти публичных нормативных обязательств (далее – ПНО). Проверка расчетов ПНО выявила недопланирование 18,4 млрд. рублей (2022 год – 4,7 млрд. рублей, 2023 год – 6,2 млрд. рублей, 2024 год – 7,5 млрд. рублей) на мероприятия государственной программы Краснодарского края «Социальная поддержка граждан», что может привести к невыполнению таких обязательств перед жителями края, как выплаты ветеранам труда, военной службы, жертвам политических репрессий, труженикам тыла, различные выплаты на детей. Выявлены риски невыполнения Краснодарским краем Соглашения об оздоровлении государственных финансов в части обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа жилыми помещениями.

Как и в предыдущие годы, приоритетными остаются мероприятия в области социальной политики, образования и здравоохранения, реализация региональных проектов (70% всех расходов).

В основу Проекта положены расходы 26 государственных программ Краснодарского края. В 2022 году на их финансирование запланировано 313,5 млрд. рублей (95,4% всех расходов).

Экспертиза показала, что Проектом к утверждению предлагаются ассигнования, которые систематически не осваиваются. Например, субвенции на организацию мероприятий по обращению с безнадзорными животными, субсидии организациям и предпринимателям на компенсацию части затрат по строительству транспортных газозаправок. Специалисты Палаты усматривают риски неосвоения этих ассигнований и в последующих периодах. Если не изменить подходы, невостребованными останутся субсидии организациям-инвесторам на возмещение части затрат на оплату процентов по банковским кредитам (по 360,0 млн. рублей в 2022 и 2023 годах), а также предложение департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края вложить 25,8 млрд. рублей высвобожденных средств в объекты государственной или муниципальной собственности.

С избытком запланированы ассигнования на компенсацию затрат авиаперевозчиков (+100,0 млн. рублей в 2022 году).

В ряде случаев в Проект заложены ассигнования без учета реальной потребности. Так, не предусмотрены 4,3 млрд. рублей на строительство/ реконструкцию 9-ти объектов водоснабжения. Лишь на 65% удовлетворена потребность муниципалитетов в краевых средствах на развитие систем газоснабжения. Занижены ассигнования на компенсацию затрат ж/д компаний на пригородные пассажироперевозки, что может привести к повышению стоимости проезда.

На стипендиальное обеспечение студентов медицинских колледжей в 2022-2024 годах предусмотрено на 1,9 млн. рублей меньше потребности. На капитальный ремонт учреждений здравоохранения дополнительно необходимо еще свыше 2,1 млрд. рублей, а для оснащения медицинских учреждений по стандартам Минздрава РФ – 2,4 млрд. рублей (на приобретение 15,7 тыс. единиц медицинского оборудования). В нарушение абз. 20 п. 2.2.2 Порядка принятия решения о разработке, формирования, реализации и оценки эффективности реализации государственных программ Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации (губернатором) Краснодарского края от 08.05.2014 №430, в составе государственной программы Краснодарского края «Развитие здравоохранения» отсутствуют 25 целевых показателей 8-ми региональных проектов национальных проектов «Здравоохранение», «Демография», «Безопасные и качественные автодороги».

Выявлено наличие в 2022-2024 годах дефицита ассигнований на обеспечение жильем детей-сирот (6,8 млрд. рублей), на предоставление общего образования (11,3 млрд. рублей), капитальный ремонт спортзалов, садиков и школ, их оснащение (2,5 млрд. рублей). Проектом не запланированы расходы на обеспечение в 2022-2023 годах 2-разовым питанием (либо его компенсацией) школьников с ОВЗ, на приобретение в 2022 и 2023 годах 4-х крупных школ (4,3 млрд. рублей), на достройку школы на 800 мест по ул. Ландышевой в г. Сочи (367,4 млн. рублей), а также 2,1 млрд. рублей на создание других объектов инфраструктуры.

По результатам экспертизы органам исполнительной власти Краснодарского края внесены рекомендации по повышению качества бюджетного планирования и управления государственными финансами.

Несмотря на отдельные замечания, отмеченные в заключении, в целом проект основного финансового документа обоснован и направлен на развитие Краснодарского края. Его анализ показал соответствие принципам сбалансированности и совокупного покрытия расходов, в связи с чем бюджет рекомендован к рассмотрению в первом чтении.

Информация об итогах экспертизы направлена в Законодательное Собрание Краснодарского края, в том числе в комитет по финансово-бюджетной, налоговой и экономической политике, а также в администрацию Краснодарского края.