Проверки ЭАМ - 2021 год Экспертно-аналитическая деятельность

Информация о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг исполнения краевого бюджета Краснодарского края» за первое полугодие 2021 года

В соответствии с пунктом 2.11 Плана работы Контрольно-счетной палаты Краснодарского края на 2021 год в период с 26.07.2021 по 27.08.2021 проведено экспертно-аналитическое мероприятие «Мониторинг исполнения краевого бюджета Краснодарского края» за первое полугодие 2021 года, в ходе которого установлено следующее.

По итогам 6 месяцев 2021 года исполнение доходной части консолидированного бюджета края составило 192,4 млрд. рублей или 51,2% от годовых бюджетных назначений, расходной – 175,3 млрд. рублей или 42,2% к утвержденному бюджету.

Профицит консолидированного бюджета края составил 17,1 млрд. рублей (краевой бюджет +13,5 млрд. рублей, местные бюджеты +3,6). Существенно опережают плановые показатели поступления от налога на прибыль организаций (70% от плана, +27% к 1-му полугодию 2020 года) и налоги на совокупный доход (65% от плана, +63% к 2020 году), из которых четыре уже собраны в объеме свыше 100% от плана на текущий год. Это указывает на необходимость уточнения (увеличения) бюджетных назначений на 2021- 2023 годы по указанным налогам, а также своевременного распределения дополнительных доходов в расходной части краевого и местных бюджетов.

Краевой бюджет исполнен с профицитом в объеме 13,5 млрд. рублей. Доходы поступили в краевой бюджет в сумме 154,5 млрд. рублей (51% от плана, +17% к 1-му полугодию 2020 года). При этом имеется значительный потенциал для увеличения до конца года поступлений от налога на прибыль: при консервативном сценарии – до 62,6 млрд. рублей (+4 млрд. рублей к краевому бюджету), а по оценке УФНС России по краю – до 73,1 млрд. рублей  (+14,5 млрд. рублей).

Анализ также показал наличие поступлений налоговых и неналоговых доходов по отдельным главным администраторам (по 21 администратору) при отсутствии прогноза этих поступлений.

За полгода недоимка перед краевым бюджетом по налоговым доходам (без учета банкротов) сократилась до 4,6 млрд. рублей (-427,0 млн. рублей, -8,4%). При этом недоимка выросла по налогу на прибыль (+37%), УСН (+92%), налогу на имущество организаций (+70%), но сократилась по НДФЛ (-16%), транспортному налогу (-31%), иным налоговым платежам (-46%).

Расходы краевого бюджета исполнены в сумме 141,0 млрд. рублей (44% от Закона о краевом бюджете, 91% к мобилизованным доходам). Наибольший удельный вес у расходов на социальную сферу (соц.политика – 35%, образование – 25%, здравоохранение – 11%) и национальную экономику (16%). Сводной бюджетной росписью на 01.07.2021 (далее – СБР) расходы увеличены на 7,2 млрд. рублей к их объему, утвержденному Законом о краевом бюджете .

За январь-июнь 2021 года программно-целевые расходы исполнены на 136,1 млрд. рублей (43 % от СБР). Свыше 40 % исполнения – у 10-ти госпрограмм . По 3 программам расходы исполнены на 10% и ниже («Доступная среда» – 10%, «Противодействие незаконному обороту наркотиков» – 9,4%, «Развитие топливно-энергетического комплекса» – 6,3%).

Для предоставления местным бюджетам субсидий на капитальные вложения на 2021 год 7 краевым ведомствам запланировано 12,5 млрд. рублей (исполнено 2,3 млрд. рублей или 19%). Свыше 80% этих субсидий предусмотрено департаменту строительства (10,2 млрд. рублей), из которых освоено всего лишь 19% (1,9 млрд. рублей), а минкультуры края к освоению аналогичных субсидий в 1-й половине года не приступало.

Объем госдолга края на 01.07.2021 не изменился и составил 102,1 млрд. рублей. Запланированные суммы от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности региона, в краевой бюджет не поступали. Отсутствие утвержденного прогнозного плана (программы) приватизации краевого госимущества на 2020-2022 годы ставит под сомнение выполнение плановых показателей по этому виду доходов.

В результате проведенного анализа специалистами Палаты рекомендовано главным администраторам краевого бюджета рассмотреть вопрос об уточнении плановых назначений по доходам (по которым имеются поступления в отсутствие прогноза либо превышение поступлений над планом), а также принять меры для обеспечения сбора доходов (по которым нет поступлений либо  они значительно ниже плана) в объемах, предусмотренных Законом о краевом бюджете.