Проверки Финансово-экономическая экспертиза проектов НПА Экспертно-аналитическая деятельность

Информация о результатах экспертизы проекта Закона Краснодарского края «О краевом бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» с учетом предложений главы администрации (губернатора) Краснодарского края, представленных к первому чтению

Коллегией Контрольно-счетной палаты Краснодарского края (далее – КСП КК, Палата) от 18.11.2020 № 38 утверждено Заключение на проект закона Краснодарского края «О краевом бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» (далее – Заключение).

По результатам проведенной в период с 13.11.2020 по 18.11.2020 экспертизы законопроекта подготовлено Заключение в соответствии с пунктом 2.10 Плана работы Палаты на 2020 год, требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Законов Краснодарского края от 04.02.2002 № 437-КЗ «О бюджетном процессе в Краснодарском крае» и от 04.10.2011 № 2321-КЗ «О Контрольно-счетной палате Краснодарского края», Регламента КСП КК.

При его формировании учтены положения Послания Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации от 15.01.2020, определяющие требования к бюджетной политике, стратегические цели развития Краснодарского края в условиях действующей макроэкономической ситуации в России, указов Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» и другие программные документы. При проведении экспертизы использованы результаты контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проведенных КСП КК в текущем году.

В ходе подготовки заключения по основаниям, установленным частью 4 статьи 22 Закона Краснодарского края от 04.02.2002 № 437-КЗ «О бюджетном процессе в Краснодарском крае», в проект закона были внесены изменения с учетом предложений главы администрации (губернатора) Краснодарского края, корректирующие его основные характеристики и представленные к первому чтению.

Проект краевого бюджета увязан со стратегическими задачами страны и ориентирован на:

обеспечение публичных нормативных обязательств перед населением,  в том числе обеспечение законодательно установленной индексации социальных обязательств, стипендий, расходов на оплату коммунальных услуг на 3,7 процента с 1 января 2021 года;

поддержку инвестиционных и инновационных проектов на территории Краснодарского края;

сохранение в условиях продолжающейся пандемии благоприятных условий для стабилизации сектора малого и среднего предпринимательства;

исполнение поручений, изложенных в указах Президента РФ о национальных целях развития Российской Федерации.

В основу бюджетных проектировок положен базовый вариант Прогноза социально-экономического развития до 2023 года, содержащий предпосылки реализации мер, направленных на обеспечение восстановления и роста региональной экономики.

С учетом предложений губернатора доходная часть бюджета в 2021 году предлагается к утверждению в сумме 288,6 млрд. рублей, что меньше ожидаемых поступлений в 2020 году на 13,6 млрд. рублей или на 4,5 процента. В 2022 году доходная часть бюджета прогнозируется в объеме 297,1 млрд. рублей, в 2023 году – 301,4 млрд. рублей. При этом налоговые и неналоговые доходы на 2021 год предлагается утвердить в размере 219,3 млрд. рублей или на 9,3 млрд. рублей больше запланированного объема на 2020 год (209,9 млрд. рублей).

Основываясь на данных ожидаемого исполнения, базового прогноза, динамики поступления доходов за ряд лет и изменениях законодательства, специалистами Палаты указано на наличие потенциала для увеличения прогноза налоговых и неналоговых поступлений в текущем году и в очередном бюджетном цикле.

Расходная часть на 2021 год планируется в объеме 301,2 млрд. рублей, что на 24,7 млрд. рублей меньше уровня 2020 года, установленного уточненной сводной бюджетной росписью на 01.10.2020, на 2022 год – 310,2 млрд. рублей, на 2023 год – 306,0 млрд. рублей. На реализацию в 2021 году 26 государственных программ предусмотрено 287,9 млрд. рублей или 95,6 процента от общего объема расходов краевого бюджета, а на непрограммные расходы – 13,3 млрд. рублей.

На долю региональных проектов приходится свыше 11,0 процентов всех расходов бюджета, однако с учетом расширения горизонта планирования социально-экономического развития страны до 2030 года, а также корректировки национальных и федеральных проектов, ожидается увеличение доли «проектных» расходов.

В ходе анализа методик и расчетов распределения межбюджетных трансфертов установлены нарушения бюджетного законодательства, допущенные отдельными главными распорядителями бюджетных средств, при определении объемов субвенций на осуществление отдельных государственных полномочий.

Специалистами Палаты отмечена необходимость уточнения как отдельных положений методик определения объемов субвенций, так и исчисленных объемов субвенций с учетом приведенных в Заключении замечаний.

Проект краевой адресной инвестиционной программы на предстоящий бюджетный цикл соответствует проекту закона о бюджете по общему объему расходов на ее реализацию, при этом из 90 объектов, включенных в программу, вводу в эксплуатацию в 2021 году подлежат 37 объектов, в 2022 году – 27, в 2023 году – 17 объектов, остальные 9 в 2024–2027 годах.

Одновременно установлено, что предусмотренный проектом закона объем бюджетных ассигнований на обязательное медицинское страхование (далее – ОМС) неработающего населения края не соответствует размеру страхового взноса на ОМС неработающего населения, рассчитанному в соответствии со статьей 23 Федерального закона № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». Таким образом, запланированная в проекте краевого бюджета сумма ассигнований для перечисления в бюджет Федерального Фонда ОМС страховых взносов на ОМС неработающего населения требует корректировки.

В планируемом периоде прогнозируется ежегодный рост объема государственного долга со 104,8 млрд. рублей на начало 2021 года до 129,2 млрд. рублей на начало 2024 года с одновременным ростом ассигнований на его обслуживание. Уровень долговой нагрузки в крае поддерживается на экономически безопасном уровне.

Несмотря на отдельные замечания, отмеченные в заключении, в целом проект основного финансового документа обоснован и направлен на развитие Кубани. Его анализ показал соответствие принципам сбалансированности и совокупного покрытия расходов, в связи с чем бюджет рекомендован к рассмотрению в первом чтении.

Информация об итогах экспертизы направлена в Законодательное Собрание Краснодарского края, в том числе в комитет по финансово-бюджетной, налоговой и экономической политике, а также в администрацию Краснодарского края.