Отчеты о работе

Отчёт о работе за 2014 год

В 2014 году работа Палаты строилась на основополагающих принципах законности, объективности, эффективности, независимости и гласности. В процессе реализации возложенных полномочий Палата осуществляла контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности.

В числе основных задач, на решении которых было сконцентрировано внимание Палаты в 2014 году, это обеспечение и развитие единой системы предварительного и последующего контроля за формированием и исполнением краевого бюджета, бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Краснодарского края. В рамках решения указанных задач усилия Палаты были сосредоточены на предупреждении экономических и финансовых рисков, пресечении фактов нецелевого и неэффективного расходования средств, усилении контроля за устранением выявленных проверками нарушений и возмещении потерь бюджета.

Особое внимание Палата уделяла системному мониторингу выполнения поручений, поставленных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, указах от 7 мая 2012 года, основных направлениях бюджетной и налоговой политики Краснодарского края на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, постановлении Законодательного Собрания Краснодарского края, принятого депутатами края по итогам оценки деятельности Палаты в предшествующем году.

В приоритете оставалось осуществление контроля за реализацией на территории Краснодарского края национальных проектов («Доступное комфортное жилье – гражданам России», «Здоровье», «Образование», Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия), а также мероприятий государственных программ, вступивших силу начиная с 2014 года в связи с переходом на программный формат бюджета края.

В сфере межбюджетных отношений осуществлялся контроль за выполнением условий предоставления межбюджетных трансфертов, законностью и эффективностью их использования.

В 2014 году Контрольно-счетная палата провела 79 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. В рамках 30 контрольных мероприятий проведено 356 ревизий, проверок и аудитов эффективности.

Проведенными мероприятиями охвачены 78 региональных органов власти и подведомственных им учреждений, 134 органа местного самоуправления и 144 иных объекта государственного внешнего финансового контроля.

Совместно со Счетной палатой Российской Федерации проведена проверка исполнения федеральными органами исполнительной власти Федерального закона от 29.11.2012 № 202-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» в части включения в число объектов обложения земельным налогом земельных участков, ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

В рамках взаимодействия с контрольно-счетными органами муниципальных образований проведено две совместные проверки в муниципальных образованиях Калининский и Славянский районы Краснодарского края.

Проведенные мероприятия показали, что в основном средства краевого и местных бюджетов используются бюджетополучателями на законных основаниях, эффективно и по целевому назначению.

Вместе с тем проверки, проведенные Палатой в прошедшем году, выявили различные нарушения и недостатки в финансово-бюджетной сфере на общую сумму 12,5 млрд. рублей.

Среди них: нецелевое использование бюджетных средств – 6,6 млн. рублей; превышение предельных размеров отдельных показателей бюджета – 1 754,9 млн. рублей; нарушения в использовании государственной и муниципальной собственности – 1 537,4 млн. рублей и в расходовании бюджетных инвестиций при отсутствии утвержденной проектно-сметной документации – 1 457,8 млн. рублей; неэффективное использование бюджетных средств – 906,6 млн. рублей; нарушения порядка формирования и финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания – 69,1 млн. рублей; завышение стоимости работ, услуг и иных показателей, при строительных и ремонтных работах – 27,9 млн. рублей.

Значительный удельный вес составили факты ненадлежащего исполнения бюджетного процесса главными администраторами (администраторами) доходов бюджета и главными распорядителями бюджетных средств – 2,5 млрд. рублей и нарушения, связанные с невыполнением условий предоставления (получения) субсидий и межбюджетных трансфертов из краевого бюджета – 519,9 млн. рублей, прочие нарушения при осуществлении бюджетного процесса, что зачастую связано с недостаточной квалификацией работников соответствующих финансовых и бухгалтерских подразделений.

Кроме того, установлены различные нарушения и недостатки при составлении бюджетной отчетности на сумму 877,6 млн. рублей, а также нарушения при осуществлении закупок для государственных нужд – 468,4 млн. рублей.

В отчетном периоде специалисты Контрольно-счетной палаты выявили неиспользованные возможности увеличения доходной части консолидированного бюджета края на сумму около 1 млрд. рублей.

Серьезное внимание уделялось контролю за устранением выявленных проверками нарушений и условий их возникновения, упущений в финансово-хозяйственной деятельности субъектов проверок, а также контролю за исполнением, внесенных Палатой в адрес объектов контроля представлений.

По результатам контрольных мероприятий руководителям ведомств и учреждений, в работе которых выявлены нарушения и недостатки, Контрольно-счетной палатой внесено 121 представление и направлено 4 предписания. В министерство финансов Краснодарского края направлено 3 уведомления о применении бюджетных мер принуждения на общую сумму 12,4 млн. рублей.

Все акты проверок и экспертные заключения Контрольно-счетной палаты рассмотрены на заседаниях профильных комитетов Законодательного Собрания Краснодарского края, коллегиях и совещаниях соответствующих органов исполнительной власти Краснодарского края.

На парламентских слушаниях и пленарных заседаниях в Законодательном Собрании Краснодарского края рассматривались заключения Палаты по проектам бюджетов края и Территориального фонда обязательного медицинского страхования Краснодарского края на 2015 год, отчетов об их исполнении за 2013 год.

На совместном заседании профильных комитетов Законодательного Собрания были рассмотрены результаты мониторинга выполнения указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №№ 596–600, 606 и достижения показателей социально-экономического развития Краснодарского края.

Важным фактором, влияющим на положительную динамику исполнения представлений Палаты, послужило взаимодействие с органами прокуратуры края, следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Краснодарскому краю и другими правоохранительными органами.

В целях обеспечения защиты государственных интересов края и пресечения правонарушений в прокуратуру края и правоохранительные органы было направлено 73 материала, по результатам рассмотрения которых прокурорами городов и районов внесено 125 представлений об устранении нарушений законодательства, более 110 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, вынесено 11 постановлений о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании, возбуждено 4 уголовных дела.

По поручению прокуратуры края и других правоохранительных органов специалистами Палаты проведено 14 проверок и экспертных мероприятий.

В результате принятых мер в 2014 году субъектами государственного финансового контроля устранено нарушений на сумму более 5,3 млрд. рублей: поставлено на учет государственное и муниципальное имущество, доплачены налоги и другие обязательные платежи, возмещены неправомерно использованные средства, устранены нарушения порядков ведения бюджетных смет и сводной бюджетной росписи, осуществления государственных закупок, а также в бухгалтерском учете и бюджетной отчетности.

Работа по устранению недостатков, выявленных Контрольно–счетной палатой в 2014 году, продолжается и в настоящее время.

Укреплялось деловое сотрудничество Палаты со Счетной палатой Российской Федерации, региональными и муниципальными контрольно-счетными органами. Председатель Палаты Ю.А. Агафонов принимал участие в ряде заседаний коллегии Счетной палаты Российской Федерации, заседаниях президиума Совета контрольно-счетных органов России.

В 2014 году активно проводилась работа Совета контрольно-счетных органов Краснодарского края. Палата постоянно оказывает консультативную помощь контрольно-счетным органам муниципальных образований края по вопросам организации и ведения контрольно-ревизионной и аналитической работы, правовым и иным проблемам в их деятельности.

Результаты отчетного года очевидны. Предоставленные права, как участника бюджетного процесса, и полномочия, определенные законами Российской Федерации и Краснодарского края, Палатой использованы в полной мере.

Намеченный на 2015 год план работы Контрольно-счетной палаты сформирован в свете приоритетных задач, поставленных перед контрольно-счетными органами Президентом Российской Федерации, направлен на повышение эффективности использования бюджетных средств и государственной собственности, дальнейшее укрепление бюджетной и финансово-хозяйственной дисциплины, что в условиях новых экономических вызовов позволит объективно оценивать риски, связанные с прогнозированием, планированием и текущим использованием средств краевого бюджета и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Краснодарского края.

Вместе с тем, заслушав и обсудив результаты работы контролеров, депутаты Законодательного Собрания края в постановлении «Об отчете Контрольно-счетной палаты Краснодарского края о работе в 2014 году» обратили внимание на необходимость продолжения контроля за устранением выявленных нарушений требований бюджетного законодательства Российской Федерации и восстановлением в краевой и местные бюджеты средств использованных неправомерно, а также осуществления анализа обоснованности выделяемых бюджетных ассигнований для достижения целевых показателей, определенных государственными программами Краснодарского края, и другими документами стратегического планирования, в том числе инвестиционных проектов, ориентированных на импортозамещение.

Кроме того, подводя итоги года, депутаты не обошли вниманием руководителей органов исполнительной власти Краснодарского края, которым было поручено:

– обеспечить результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями;

– осуществлять регулярное обучение и переподготовку работников финансовой сферы главных администраторов бюджетных средств и подведомственных им учреждений;

– принять дополнительные меры по укреплению бюджетной и финансовой дисциплины в подведомственных учреждениях;

– усилить внутренний финансовый контроль за использованием бюджетных ресурсов, государственной и муниципальной собственности, ведением бухгалтерского и бюджетного учета, а также за осуществлением закупок для государственных и муниципальных нужд.

Выноски:

* Контрольно-счетной палатой за 2014 год выявлены различные нарушения и недостатки в финансово-бюджетной сфере на сумму 12,5  млрд. рублей.

* Значительный удельный вес составили факты ненадлежащего исполнения бюджетного процесса главными администраторами (администраторами) доходов бюджета и главными распорядителями бюджетных средств –2,5 млрд. рублей и нарушения, связанные с невыполнением условий предоставления (получения) субсидий и межбюджетных трансфертов из краевого бюджета – 519,9 млн. рублей, прочие нарушения при осуществлении бюджетного процесса, что зачастую связано с недостаточной квалификацией работников соответствующих финансовых и бухгалтерских подразделений.

* Выявлены резервы увеличения доходной части консолидированного бюджета края на сумму более 1 млрд. рублей.

*В результате принимаемых мер субъектами государственного финансового контроля устранено нарушений на сумму более 5,3 млрд. рублей, в том числе:

– в бюджеты всех уровней доплачены налоги и другие обязательные платежи на сумму 89,3 млн. рублей

– возмещено в бюджеты бюджетных средств на сумму 60,0 млн. рублей, из них: возмещены неправомерно или необоснованно оплаченные расходы на сумму 17,8 млн. рублей;

– устранены нарушения и недостатки в области государственных закупок на сумму 67,1 млн. рублей;

– приостановлено предоставление межбюджетных трансфертов на общую сумму 8,4 млн. рублей, а также восстановлены в бюджетах средства, использованные по нецелевому назначению, в сумме 0,3 млн. рублей.

– устранены нарушения порядка ведения учета государственной (муниципальной) собственности на сумму 333,9 млн. рублей;

– поставлено на учет государственное и муниципальное имущество на сумму 542,8 млн. рублей,

– устранены нарушения и недостатки при ведении бухгалтерского учета и отчетности на сумму 317,5 млн. рублей.

*Кроме того:

* Контрольно-счетной палатой внесено объектам контроля 121 представление и 4 предписания.

* 134 должностных лица, допустивших финансовые нарушения и недостатки в работе, привлечены к дисциплинарной ответственности;

* 73 материала контрольных и экспертно-аналитических мероприятий направлено в правоохранительные органы Краснодарского края.

*По итогам проверок Палаты 2 должностных и 1 юридическое лицо привлечены к административной ответственности, возбуждено 13 уголовных дел;

Контрольно-счетной палате Краснодарского края:

– особое внимание уделять реализации принимаемых на краевом уровне антикризисных мер, направленных на поддержку инвестиционной деятельности, развитие промышленности, сельского хозяйства, малого и среднего предпринимательства, исполнение обязательств социального характера, мобилизацию доходов регионального бюджета и оптимизацию его расходной части;

– осуществлять анализ обоснованности выделяемых бюджетных ассигнований для достижения целевых показателей, определенных государственными программами Краснодарского края, и другими документами стратегического планирования, а так же инвестиционных проектов, ориентированных на импортозамещение;

– обеспечить контроль за достижением целевых показателей социально-экономического развития и выполнением поручений отдельных указов Президента Российской Федерации на территории Краснодарского края;

– проводить аудит эффективности в сфере закупок товаров, работ и услуг;

– продолжить мероприятия по осуществлению контроля за устранением выявленных нарушений требований бюджетного законодательства Российской Федерации и восстановлением в краевой и местные бюджеты средств использованных неправомерно.