Отчеты о работе

Oтчёт о работе за 2008 год

Бюджетная копейка миллионы бережёт

22 апреля 2009 года на XXI сессии Законодательного Собрания края депутаты рассмотрели отчёт Контрольносчётной палаты Краснодарского края о работе за 2008 годПредставил отчёт председатель палаты Николай Ильич Панченко.

Выполняя требования Законапубликуем документ с некоторыми сокращениями.

В 2008 году деятельность Контрольно-счётной палаты строилась всоответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации иКраснодарского края, планом работы Палаты, утверждённым Законодательным собранием края. Помимо плановых контрольно-ревизионных мероприятийпроводились внеплановые проверки по поручениям ЗСК и обращениям правоохранительных органов. В 2008 году Палата провела 16контрольно-ревизионных, 17 экспертно-аналитических, 6 информационныхплановых мероприятий и 20 внеплановых проверок по различным направлениямфинансово-хозяйственной деятельности. В рамках контрольно-ревизионных иэкспертно-аналитических мероприятий проверено 448 предприятий,организаций и учреждений края. Среди них — 6 краевых департаментов, 8городских и районных администраций, 22 администрации поселений. В целомпроверками и обследованиями Палаты в отчётном периоде было охвачено около80 млрд. рублей бюджетных средств.

Как наполняется бюджет

Одним из главных направлений в работе являлись организация иосуществление контроля за поступлением доходов в консолидированный бюджет края и выявление резервов бюджетных доходов.

В отчётном периоде этому направлению работы было посвящено 5 проверок Контрольно-счётной палаты. Анализ показателей работы отраслей экономики, деятельности органов исполнительной власти края и местного самоуправления за 2008 год показал, что практически все отрасли социально-экономического комплекса Кубани уверенно развивались, на предприятиях, в организациях и учреждениях края укрепилась налоговая и финансово-хозяйственная дисциплина, повысилась ответственность кадров за порученный участок работы. Доходы консолидированного бюджета Краснодарского края увеличились более чем на 33 млрд. рублей или на 31,5 процента и достигли 140 млрд. рублей, что позволило решить многие социальные задачи. Вместе с тем, как показывают результаты проверок, в крае имеются резервы и неиспользованные возможности увеличения доходов как краевого, так и местных бюджетов. Например, проверка полноты поступления в краевой бюджет налога на добычу общераспространённых полезных ископаемых на территорияхКурганинскогоЛабинского и Мостовского районов за 2006-2008 годыпоказала, что на указанных территориях ежегодно добывается около3 млн. куб. метров песчано-гравийной смеси (69 процентов от общекраевого объёма), 850 тыс. тонн камня гипсового (100 процентов), более43,5 тыс. куб. метров песка строительного (14 процентов),- около100 тыс. куб. метров кирпично-черепичного сырья (около 9 процентов).Поступление в краевой бюджет налога на добычу общераспространённыхполезных ископаемых в Курганинском, Лабинском и Мостовском районах запроверяемый период составило 23,5 млн. рублей.

Однако возможности увеличения добычи нерудных материалов в проверенныхрайонах и роста за счёт этого налоговых платежей далеко не исчерпаны.Выявлено, что мощности предприятий по добыче общераспространённыхполезных ископаемых в среднем задействованы лишь на 36 процентов.Например, ООО «Кубаньнеруд» Лабинского района имеет производственныемощности, соответствующие лицензии и рынок сбыта для ежегодной добычи200 тыс. куб. метров песчано-гравийной смеси. Однако из-занеразворотливости предприятия и других служб в 2006 году ООО«Кубаньнеруд» фактически не работало, а в 2007 году добыло только12,4 тыс. куб. метров.

Некоторые предприятия, имеющие лицензии на добычу нерудных материалов,длительное время (до 3-х лет) не приступали к работе из-за затягивания соответствующими органами решения вопросов с переводом земель сельхозназначения в категорию «Земли промышленности» и оформленияобусловленных земельных участков в аренду. В результате ежегодные потериналога на добычу общераспространённых полезных ископаемых по трём проверенным районам составляют более 10 млн. рублей.

В Курганинском и Лабинском районах выявлены факты использования земельныхучастков, на которых производится добыча нерудных полезных ископаемых,без правоустанавливающих документов. Например, в Курганинском районе ООО«Кирпичный завод Литвинова» использует 10,0 га земель сельхозназначения под глиняные карьеры без соответствующих разрешений. Вследствие этогоежегодные потери районного бюджета составляют 1,9 млн. рублей. Аналогичнодобывает глину ООО «Поли» на площади 15 га. Такая же ситуация в Лабинскомрайоне, где добывают нерудные материалы ООО «Даурия-Юг», ООО«Возрождение», ООО «Ветеран». В итоге за проверяемый период местныебюджеты потеряли более 17 млн. рублей.

В Лабинском и Мостовском районах выявлены случаи неправомерного занижениярайонными администрациями ставок арендной платы за земли, используемые недропользователями. В Лабинском районе потери районного бюджета по этойпричине только за 2007 год составили 114 тыс. рублей, в Мостовском – 447,0 тыс. рублей.

По материалам данной проверки Контрольно-счётная палата направиласоответствующие представления главам администраций Курганинского,Лабинского и Мостовского районов, а также руководителю краевого департамента строительства с требованием устранить недостатки в работе иобеспечить эффективное использование имеющихся возможностей понаращиванию добычи общераспространённых ископаемых и увеличению бюджетныхдоходов от этого вида деятельности. Органы исполнительной власти края иадминистрации проверенных районов приняли практические меры, направленныена расширение объёмов добычи нерудных материалов и увеличение поступленийдоходов в бюджет.

Значительные недостатки в использовании имеющихся возможностей пополнениядоходной части консолидированного бюджета края Контрольносчётная палатавыявила при проверке работы администрации муниципального образования Тимашевский районЗдесь без оформления правоустанавливающих документов ибез оплаты используется 850 земельных участков общей площадью 1 888,2 га.В результате за 2006-2007 годы и девять месяцев 2008 года потери доходовконсолидированного бюджета края составили 50 023,3 тыс. рублей. В районеземлепользователям 18 тыс. участков не начислялся земельный налог, потерибюджетов поселений по этой причине составили около 4 500 тыс. рублей вгод.

Администрация района при расчетах арендной платы за землю неправомернозанижала поправочные коэффициенты, необоснованно разделяла арендованные участки на функциональные зоны, допускала другие нарушения, что привело кпотерям консолидированного бюджета края в общей сумме 1 300 тыс. рублей.В нарушение действующего законодательства районная администрацияпредоставила коммерческим структурам 12 земельных участков общей площадью0,8 га под строительство различных объектов без проведения торгов попродаже права аренды, в результате чего потери бюджетов района ипоселений составили 6 058,3 тыс. рублей.

В районе не изжита практика оценки стоимости земельных участков,выставляемых на торги, оценщиками, нанятыми не администрацией района, как это необходимо, а непосредственно землепользователями, которые зачастуюнеобоснованно занижают рыночную стоимость права аренды земельных участков. По этой причине за последние три года  консолидированный бюджетТимашевского района потерял 9 390,0 тыс. рублей. При расчёте выкупной стоимости земельных участков в районе применялась необоснованнозаниженная их кадастровая стоимость, в связи с этим за 2006-2007 годы и 9месяцев 2008 года в бюджеты района и поселений не поступило6 240,0 тыс. рублей.

В целом за проверяемый период из-за нарушений земельного законодательстваконсолидированный бюджет края потерял 119,9 млн. рублей. Резервыувеличения доходов консолидированного бюджета края от использования ипродажи земли в районе составляют более 40 млн. рублей в год. Выявленныенарушения и недостатки в работе, в настоящее время устраняются.

Резервы увеличения доходной части консолидированного бюджета краявыявлены в ходе проверки использования земель сельхозназначения вСлавянском и Темрюкском районах за 2006-2007 годы и первое полугодие 2008годаНекоторые предприятия нефтедобывающей и газодобывающей промышленности расположенные в этих районах, используют земли общей площадью 233,9 га под промышленное производство без соответствующего перевода их из категории сельхозназначения в категорию «Земли промышленности». В результате потери консолидированного бюджета края по арендной плате за используемые земли в проверяемом периоде составили по Славянскому району – 75 504,8 тыс. рублей, по Темрюкскому району – 7 807,9 тыс. рублей. В указанных районах выявлено 13,7 тыс. га земель занятых юридическими и физическими лицами без правоустанавливающих документов. Реальные возможности увеличения бюджетных доходов, при условии оформления надлежащих документов, составляют по Славянскому району – 1 696,0 тыс. рублей в год, по Темрюкскому району – 6 502,5 тыс. рублей в год.

Поиск резервов бюджетных поступлений не ограничиваетсяконтрольно-ревизионными мероприятиями. Большое внимание в уделялось камеральным проверкам и аналитическим исследованиям документов,полученным из департаментов и управлений Краснодарского края, органовместного самоуправления при подготовке экспертных заключений назаконопроекты о краевом бюджете.

Так, в экспертном заключении Контрольно-счётной палаты на проект краевогобюджета 2008 года специалисты Контрольно-счётной палаты на основаниианалитических расчётов обоснованно отметили, что доходная часть краевогобюджета занижена на 3 000 млн. рублей, предложили увеличить бюджетныеназначения краевого бюджета по доходам на эту сумму. ДепутатыЗаконодательного собрания края согласились с этими расчётами, и доходыкраевого бюджета были увеличены. В течение 2008 года правильность выводовПалаты полностью подтвердилась.

Как помогли чернозему

Главным направлением работы Контрольно-счётной палаты в отчётном периодеявлялся контроль за использованием средств краевого и консолидированногобюджетов края, государственного и муниципального имущества. Всоответствии с планом работы, Палата провела проверку использования средств краевого бюджетавыделенных департаменту сельского хозяйства иперерабатывающей промышленности Краснодарского края на реализацию краевойцелевой программы «Сохранение и восстановление плодородия земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов Краснодарского края какнационального достояния России («Плодородие»на 2006-2010 годы» за 2006-2007 годы и I квартал 2008 года.

Было установлено, что за проверяемый период на сохранение ивосстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения вкрае было использовано около 200 млн. рублей, в т.ч. из краевого бюджета- 78,2 млн. рублей. Выделенные средства позволилисельхозтоваропроизводителям края провести ремонтно-восстановительныеработы на 110 тыс. га. мелиоративных систем, выполнить агрохимическиемероприятия по улучшению плодородия сельскохозяйственных угодий наплощади более 2 700 тыс. га.

Вместе с тем краевой департамент сельского хозяйства и перерабатывающейпромышленности, органы местного самоуправления не смогли решить ряд задач по повышению плодородия земель. Объемы внесения минеральных удобрений наполях края составили 2 066,0 тыс. центнеров действующего вещества и сократились по сравнению с началом 90-х годов в 3 раза, объемы внесенияорганических удобрений составили 4 809,3 тыс. тонн и сократились в 4,2раза.

В целом по краю из-за недостатка вносимых питательных элементов в почвускладывается значительный их дефицит (в 2007 году – восполнение питательных веществ в почве составило только 52,9 процента), чтопредопределяет вероятность снижения урожайности сельскохозяйственныхкультур в дальнейшем. Такое положение дел требует от департаментасельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского краяосуществления реальных действий по сохранению и воспроизводству плодородия почв.

Несмотря на это, департамент не обеспечил в 2006-2007 годах выполнениекраевой целевой программы «Плодородие» по внесению органических удобрений в почву. Вместо запланированных 16 млн. тонн внесено только 11,9 млн.,что на 4,1 млн. тонн, или 25,6 процента, меньше. Задания не выполненыдаже в тех муниципальных образованиях края, где имелись органические удобрения (навоз, поташ) в достаточном количестве.

В 2007 году субъектам АПК за работы по внесению органических удобрений изкраевого бюджета выделены субсидии на сумму 16 820 тыс. рублей. В ходе проверки в некоторых хозяйствах Славянского, Новокубанского и Крымскогорайонов, получивших субсидии в общей сумме 1 666,6 тыс. рублей завнесение органических удобрений в почву, выполнение работ документально не подтвердилось.

В 8 хозяйствах (ООО «Возрождение плюс» Крымского района, ООО Агрофирма«Колос» Калининского района, ООО Агрофирма «Кубань» Северского района идругих) выявлены факты завышения сумм затрат по проведению ремонтно-восстановительных работ на мелиоративных системах, на основаниикоторых департамент излишне выделил указанным организациям субсидии насумму 1 396,2 тыс. рублей. ЗАО «Ривагро» Темрюкского района представило вдепартамент недостоверные данные о выполнении бульдозерных работ и работпо очистке каналов подрядной организацией ООО «Промремстрой» Крымскогорайона (которые она не выполняла) и на основании фальсифицированных документов неправомерно получило из краевого бюджета субсидию в сумме236,2 тыс. рублей. Сельхозорганизации Белореченского района — ООО«Айрин», ОАО «Белагро», ООО «Белая Русь» и ООО «КОЛТ ТЕХНОЛОГИИ»Крымского района, не имея на балансе мелиоративных систем, неправомернополучили субсидии для компенсации затрат по ремонтно-восстановительнымработам на этих системах в сумме 4 388,6 тыс. рублей.

В итоге общая сумма субсидий, выделенных из краевого бюджета субъектамАПК, допустившим различные финансовые нарушения, составила26 420,7 тыс. рублей, из них 6 675,1 тыс. рублей (25,3 процента от общейсуммы субсидий) подлежат возврату в бюджет или выполнению работ в рамках краевой целевой программы «Плодородие» на эту сумму.

Какое семятакое и племя

Плановая проверка финансовохозяйственной деятельности государственногоунитарного предприятия Краснодарского края «Кубаньплемподдержка» за 2005-2007 годы (бывший директор ГУП Наумов В.А.) показала, что ГУП создано в2005 году в целях содействия жителям и предпринимателям края вприобретении сельскохозяйственных животных. За 2005-2007 годы из краевогобюджета в уставный фонд предприятия выделено 500 000 тыс. рублей, чтопозволило осуществить поставку животных юридическим лицам и ЛПХ края вколичестве 3 737 головы КРС и 5 134 головы свиней на общую сумму167 518,3 тыс. рублей. Помимо этого предприятие закупило за рубежом (вГермании, Австралии) и реализовало животноводческим хозяйствам края 3 955голов КРС на сумму 270 239,0 тыс. рублей.

В целом за проверяемый период выручка ГУП «Кубаньплемподдержка» отреализации сельскохозяйственных животных, пшеницы, оборудования иоказания других услуг составила 451 537,6 тыс. рублей, чистая прибыль – 9 858,7 тыс. рублей. Вместе с тем, проверкой установлены серьезныенарушения и недостатки в работе. В 2006 году в целях созданиягенофонда племенных животных в крае ГУП закупило в Германии 1 474 головыплеменных нетелей на сумму 88 608,7 тыс. рублей. Во внешнеторговомконтракте на закупку животных, согласованном межведомственной комиссиейпо вопросам деятельности ГУП «Кубаньплемподдержка», были четкоустановлены параметры и качественные характеристики завозимых в Россиюживотных. Однако из 1 474 импортных нетелей 966, или 65,5 процента,оказались не соответствующими условиям контракта по возрасту, весу, срокустельности или продуктивности матерей нетелей и др.

Такая ситуация повторилась и в 2007 году, когда из 165 завезенныхнемецких нетелей 101, или 61,2 процента, по своим качественнымхарактеристикам не соответствовала условиям внешнеторгового контракта. Вцелом на закупку в Германии животных с более низкими качественнымихарактеристиками в сравнении с условиями контрактов ГУП«Кубаньплемподдержка» расходовало 65 570,6 тыс. рублей (66,0 процентов от общей суммы сделок), что является неэффективным использованием средств.

В 2007 году в ГУП резко сократилась реализация сельскохозяйственныхживотных гражданам. Так, в 2006 году для ЛПХ их было продано 4 589 голов,а в 2007 году только 830 голов, или 18,1 процента, от количествапроданных животных в 2006 году. Закупка животных порой осуществлялась снарушением решений межведомственной комиссии по вопросам деятельности ГУП«Кубаньплемподдержка». Так, в 2005-2007 годах был закуплен крупныйрогатый скот в ООО «Варшавское» Челябинской области, СПК «1 Мая» Белгородской области и ЗАО «Аметист» Отрадненского района по ценам, вышепредельных закупочных цен, установленных межведомственной комиссией, наобщую сумму 2 667,1 тыс. рублей. В тоже время при реализациисельскохозяйственных животных некоторым гражданам и юридическим лицамустанавливались цены ниже, чем было утверждено межведомственной комиссией. В результате, за 2005-2007 годы предприятие недополучиловыручку от реализации животных на сумму 6 924,6 тыс. рублей.

В ГУП слабо проводится претензионная работа по возврату просроченнойдебиторской задолженности, которая достигла 55 154,7 тыс. рублей (в томчисле: по юридическим лицам – 46 423,7 тыс. рублей, по физическим лицам – 8 731,0 тыс. рублей). На момент проверки пеня за несвоевременную оплатуживотных составила 1 710,4 тыс. рублей, однако действенных мер повзысканию средств предприятием не принимается.

В 2007 году ГУП получило средства из краевого бюджета в сумме240 000 тыс. рублей для формирования резервного фонда зерна в крае вобъеме до 40 000 тонн, однако обеспечило закупку зерна в объеме лишь15 000 тонн на сумму 96 000 тыс. рублей. Более того, ГУП «Кубаньплемподдержка» закупало зерно через два месяца после получениябюджетных средств, поэтому из-за удорожания отпускных цен на пшеницу за указанный период стоимость приобретения 15 000 тонн зерна возросла на4 500 тыс. рублей. Оставшиеся средства краевого бюджета в сумме144 000,0 тыс. рублей в конце 2007 года после соответствующего оформлениябыли направлены на уставные виды деятельности ГУП КК «Кубаньплемподдержка», а не на закупку пшеницы.

Проверкой выявлены нарушения при выплате премиальных вознаграждений,материальной помощи сотрудникам ГУП «Кубаньплемподдержка», при оформлениидокументов, подтверждающих командировочные расходы сотрудников, чтопривело к необоснованному увеличению затрат предприятия на общую сумму2 396,8 тыс. рублей. Установлены также другие нарушения и недостатки, вработе унитарного предприятия.

Контрольно-счётная палата направила соответствующие представления ГУП«Кубаньплемподдержка» и департаменту сельского хозяйства иперерабатывающей промышленности Краснодарского края для устранениянарушений и недостатков в работе. В настоящее время новым руководствомГУП совместно с департаментом сельского хозяйства и перерабатывающейпромышленности края в финансово-хозяйственной деятельности ГУП «Кубаньплемподдержка» наводится соответствующий порядок.

Диагноз без обследования

В соответствии с планом работы на 2008 год Контрольно-счётная палатаКраснодарского края проверила финансовохозяйственную деятельность государственного управления ветеринарии Краснодарского края за 2006-2007годы и 9 месяцев 2008 года.

Проверка этого управления и подведомственных ему ветучреждений показала, что ветуправление проводит большую организаторскую работу по предупреждению болезней животных и птиц в крае, контролю за выпуском безопасных, в ветеринарном отношении продуктов животного происхождения, обеспечению защиты населения от болезней общих для человека и животных. Вместе с тем, в финансово-хозяйственной деятельности государственного управления и работе подведомственных ему ветучреждений выявлены серьёзные недостатки и упущения. Специалисты госветслужбы не добились полнойблокировки распространения в крае вирусных болезней животных. Впроверенных Брюховецком, Динском и Тимашевском районах выявлены фактывыдачи сотрудниками ветуправлений документов для продажи в другие районы241 головы КРС больных и вирусоносителей лейкоза, что способствует распространению этого заболевания на территории края. Установлены случаиреализации сельхозживотных вообще без оформления специалистамигосветслужбы края ветеринарных документов. Например, в течение 2006-2008годов из ООО «Суворова» Брюховецкого района, имеющего до 2 000 голов КРС,из которых третья часть являются носителями лейкоза, без оформленияветеринарных документов реализуется до 500 голов КРС ежегодно.Аналогичные факты имеют место в других районах.

Госучреждениями ветеринарии края не на должном уровне организована работапо оформлению и выдаче ветеринарных сопроводительных документов. Так,специалисты ветуправлений в Брюховецком, Динском и Тимашевском районахдля вывоза за пределы районов 3 000 голов КРС выдали их владельцам 70ветеринарных документов с недостоверными данными о количестве животных и152 недействительных свидетельства, в которых отсутствуют результатыисследований животных, другие обязательные реквизиты.

Обращает внимание, что в 2008 году на мясоперерабатывающих предприятиях края наметилась тенденция наращивания импортного мясосырья, поступающего через фирмы-посредники Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону и другие городов. За 9 месяцев 2008 года общий объем поступившего импортного мясосырья (в основном свинины) достиг уровня поставки за 2007 год и составил 23 840,1 тонны. При этом госветуправление края не обеспечило надлежащего контроля за качеством поступающего в край импортного мясосырья. Например, за 9 месяцев 2008 года на Медведовском мясокомбинате из 2 340,47 тонны такого сырья исследовались в государственных лабораториях только 109 тонн, или 4,7 процента, не по всем видам сырья составляются акты комиссионного осмотра. За 2006-2008 годы принято4 690,2 тонны импортного мясосырья с недействительными ветеринарными документами или документами, неправомерно выданными госветслужбамирегионов вместо Россельхознадзора. Однако данное сырье было направлено напереработку без подтверждения его качества и безопасности в ветеринарномотношении.

Некоторые госучреждения ветеринарии края в проверяемом периоде приоказании платных ветеринарных услуг юридическим лицам устанавливали ценыв нарушение Прейскуранта цен, утвержденного решением РЭК-департаментомцен и тарифов Краснодарского края. Только по управлению ветеринарииКраснодара сумма средств за оказание платных услуг по ценам, превышающимцены Прейскуранта, составляет за год более 12 000 тыс. рублей. В то жевремя для отдельных юридических лиц цены на ветеринарные услуги неправомерно занижаются. Например, для Краснодарского мясокомбината (ОАО«М.Холодцов») неправомерное занижение цен за ветуслуги в 2008 годусоставило 14 100 тыс. рублей, что является потерями краевого бюджета.

Проверкой установлены и другие недостатки в финансово-хозяйственнойдеятельности государственного управления ветеринарии Краснодарского края.В целом за 2006-2007 годы и 9 месяцев 2008 года учреждения госветслужбыдопустили нарушения в использовании средств краевого бюджета на общуюсумму 36 052,3 тыс. рублей, в том числе: использовали средства не поцелевому назначению – 4 505,4 тыс. рублей.

По результатам данной проверки госветуправление оперативно приняло соответствующие меры по устранению выявленных недостатков и упущений.

Ряду должностных лиц виновных в недостатках и упущениях ветеринарной работы объявлены административные взыскания, некоторые сняты с работы. Бюджетные средства, использованные ветучреждениями не по целевому назначению восстанавливаются в краевом бюджете, приняты другие меры по повышению эффективности работы ветеринарной службы края.

Реализуем нацпроекты

В отчётный период в соответствии с требованиями Законодательного собранияКонтрольно-счётная палата усилила контроль за реализацией на территориикрая приоритетных национальных проектов. Использование бюджетных средств,выделяемых для выполнения мероприятий национальных проектов, проверялись ежеквартально.

В частности, в первом квартале 2008 года была проведена проверкаиспользования средств краевого бюджетавыделенных в 2006-2007 годахАрмавируГулькевическому и Тихорецкому районам на реализацию приоритетного национального проекта «Здоровье»краевой целевой программы«Развитие материальнотехнической базы лечебнопрофилактических учреждений Краснодарского края» на 2006 год и краевой целевой программы«Развитие материальнотехнической базы лечебнопрофилактических учреждений Краснодарского края» на 2007 год.

За проверяемый период в рамках приоритетного национального проекта«Здоровье» муниципальным образованиям город Армавир, Гулькевичский и Тихорецкий районы поступила 101 единица диагностического и лабораторногооборудования, 29 автомобилей для службы скорой медицинской помощи. Крометого, были реализованы доплаты медицинскому персоналу участковой службы,врачам и среднему медицинскому персоналу скорой медицинской помощи, а также работникам фельдшерско-акушерских пунктов на общую сумму86 537,1 тыс. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета – 83 704,2 тыс. рублей (96,7 процента), краевого бюджета – 1 664,3 тыс. рублей (1,9 процента), местных бюджетов – 1 168,6 тыс. рублей (1,4 процента).

В целом за 2006-2007 годы на реализацию ПНП «Здоровье» проверенныемуниципальные образования получили финансовых и материальных ресурсов на общую сумму 258 969,5 тыс. рублей, что способствовало повышению уровнямедицинского обслуживания населения.

Однако, как показала проверка, повышение заработной платы медицинскихработников участковой службы и укрепление материально-технической базылечебно-профилактических учреждений не смогло обеспечить притокмедицинского персонала в первичное звено здравоохранения. Анализукомплектованности кадрами медицинских учреждений Гулькевичского района в2005-2007 годах свидетельствует, что если на конец 2005 года из 1 121штатных должностей врачебного и сестринского персонала вакантными были251 единица, то к концу 2007 года число вакансий возросло до 268 единиц,или увеличилось на 6,8 процента. Наибольший отток кадров произошёл средимедицинских работников среднего звена (30 человек), заработная плата которых в 2007 году составила 3,2 тыс. рублей в месяц (доплаты даннойкатегории медперсонала в рамках национального проекта не предусмотрены).В целом обеспеченность кадрами в Гулькевичском районе вдвое нижесреднекраевой. В районе на 10 тыс. человек приходится 18 врачей, тогдакак по краю – 37,9. В целом укомплектованность медицинскими кадрами врайоне составляет 74,9 процента, в том числе врачами – 57,5 процента.Аналогичная ситуация в Армавире, где процент укомплектованностимедицинскими кадрами на начало 2008 года составил 67,4 процента (в томчисле врачами – 58,9 процента), в Тихорецком районе – 72 процента (в томчисле врачами -52,7 процента).

Краевыми целевыми программами «Развитие материально-технической базылечебно-профилактических учреждений Краснодарского края» в 2006 и 2007годах предусмотрено субсидирование материально-технического обеспеченияучреждений здравоохранения муниципальных образований г. Армавир,Гулькевичский и Тихорецкий районы на общую сумму 26 504,3 тыс. рублей, втом числе за счет средств краевого бюджета – 19 668,5 тыс. рублей, за счет средств местных бюджетов – 6 835,8 тыс. рублей. Из краевого бюджетасредства на эти цели направлены в полном объеме. Однако муниципальныеобразования на реализацию программ не выделили предусмотренные6 835,8 тыс. рублей. В результате краевые программы выполнены лишь на74,2 процента. Остались не отремонтированными помещения лечебныхучреждении на сумму 5 000 тыс. рублей, не проведена оплата за поступившуюмедицинскую технику в сумме 1 035,8 тыс. рублей, не закуплена вычислительная техника и радиостанции общей стоимостью 800 тыс. рублей.

Установлены случаи, когда поступившее в медицинские учрежденияоборудование вводилось в эксплуатацию несвоевременно. Выявлены другие недостатки в работе медучреждений. В целом указанная проверка выявила различные недостатки и нарушения на общую сумму 179 717,5 тыс. рублей.

Проверка использования средств краевого бюджетавыделенных в 2006-2007годах и первом полугодии 2008 года на представление начального и среднего профессионального образования в государственных образовательныхучреждениях Краснодарского краяи эффективности мероприятий пореализации в системе начального и среднего профессионального образования приоритетного национального проекта «Образование» показала, что в краеведётся целенаправленная работа по профессиональной подготовке кадров для различных отраслей экономики и социальной сферы, решаются вопросы,связанные с повышением оплаты труда преподавателей, стипендиальнымобеспечением студентов, принимаются дополнительные меры социальнойподдержки учащихся государственных образовательных учреждений.

На территории края осуществляют свою деятельность 162 учебных заведенияначального и среднего профессионального образования, для содержания которых объёмы выделяемых из краевого бюджета субвенций ежегодноувеличиваются и в 2008 году составили 1 841,1 млн. рублей.

Общий контингент учащихся и студентов всех учреждений начального исреднего профессионального образования в крае составляет 117,9 тысячичеловек.

Однако, несмотря на значительное количество выпускниковпрофессионально-технических учебных заведений края, квалифицированныхкадров, особенно рабочих профессий в некоторых отраслях экономики края нехватает. За 2006-2007 годы в целом на одного подготовленного рабочегоприходилось 9,6 вакансии.

Наибольшая нехватка квалифицированных рабочих рук ощущается напредприятиях обрабатывающей промышленности, в социальной сфере,жилищно-коммунальном хозяйстве, в сфере бытового обслуживания населения.

Вместе с тем в учреждениях среднего профессионального образования имеетсяизбыток числа выпускников по специальностям, не востребованных экономикойи социальной сферой края: специалистов кредитно-финансовой сферы,менеджеров по различным направлениям, специалистов по оценке и обороту недвижимости, в области предоставления бухгалтерских и юридических услуг,работников гостинично-ресторанного бизнеса.

Проверка показала, что многие государственные учреждения начального исреднего профессионального образования нарушают федеральное и краевое законодательство в части учёта государственного имущества. 48 объектовнедвижимости общей стоимостью 20,8 млн. рублей, находящихся в эксплуатации профессионально-образовательных учебных заведений, непоставлены на балансовый учёт. Не поставлены на учёт и земельные участки,находящиеся в пользовании образовательных учреждений, общей площадью860,3 га, кадастровой стоимостью 5 837,8 млн. рублей, а также объектыдвижимого имущества, подлежащие внесению в Реестр государственнойсобственности, общей стоимостью 16,5 млн. рублей.

Проверка выявила, что учебные заведения без согласования с департаментомимущественных отношений края длительное время безвозмездно сдавали своипомещения другим организациям. Например, Туапсинскийсоциально-педагогический колледж сдал в наём для ОАО «НЭСК» и ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет» 1 594,8 кв. метров своих помещений,однако арендная плата за пользование помещениями в краевой бюджет или в кассу колледжа в течение проверяемого периода не поступала. Сумма потерькраевого бюджета составила 2 550,7 тыс. рублей.

Аналогично сдавались в пользование, но не оплачивались 688 кв. метров впрофессиональном училище №37 Тихорецка, 663,4 кв. метра в училище №47Тихорецкого района, 189,1 кв. метра в училище №69 Успенского района.Общая сумма средств, не поступившая в краевой бюджет в виде аренднойплаты, составила 2 976,6 тыс. рублей. Проверкой выявлены и другиенедостатки в работе образовательных профессиональных учебных заведений.

Проверка работы департамента жилищнокоммунального хозяйстваКраснодарского края за 2006-2007 годы по реализации мероприятийприоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жильё –гражданам России» и использованию средств краевого бюджетавыделенных наподдержку и развитие жилищнокоммунального хозяйства края» показала, чтона реализацию приоритетного национального проекта «Доступное и комфортноежилье – гражданам России» и развитие жилищно-коммунального хозяйства края департаменту жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края за 2006-2007 годы доведены лимиты бюджетных обязательств в сумме1 047,1 млн. рублей, в том числе в 2006 году 89,1 млн. рублей и в 2007году – 958 млн. рублей, которые расходованы на 99,4 и 99,9 процента соответственно.

В ходе освоения выделенных средств в рамках мероприятий приоритетногонационального проекта «Доступное и комфортное жильё – гражданам России» для переселения граждан из ветхого и аварийного жилья за 2 года в краеприобретено 843 квартиры общей площадью 50 055,6 кв. метра и стоимостью788,0 млн. рублей. Однако общее снижение количества ветхого и аварийного жилья в крае с 2005 по 2007 годы составляет только 70,6 тыс. кв. метров,или 5,2 процента. В проверяемом периоде из 48 муниципальных образованийассигнования краевого бюджета на эти цели направлены только в 19 в общей сумме 590 млн. рублей, а из местных бюджетов средства выделены только в15 муниципальных образованиях. Общая сумма средств, выделенная из местныхбюджетов за 2006-2007 года, составила 208,6 млн. рублей. При такихобъемах финансирования решение данного вопроса растянется на десятки лет.

Департамент слабо осуществляет контроль за расходованием средств,выделенных на переселение граждан из ветхого и аварийного жилья. В ходе проверки в муниципальных образованиях город-курорт Геленджик иБелореченский район установлены факты несвоевременного освобожденияквартир и неправомерного заселения в освобождённые аварийные квартирыдругих граждан. Выявлены нарушения положений Жилищного кодекса РФ,приведшие к неэффективному расходованию бюджетных средств в сумме24,4 млн. рублей и переплатам за приобретенное жилье в сумме450,8 тыс. рублей.

В ходе проверки установлены недостатки при освоении средств, выделенныхна финансирование аварийно-восстановительных работ, капитального ремонта жилищного фонда, благоустройство районных центров и поселений. В целомпроверка обнаружила финансово-хозяйственные нарушения в использованиибюджетных средств на общую сумму 37 326,8 тыс. рублей.

Работа медицинских учреждений требует контроля

Согласно поручению Законодательного Собрания края Контрольносчётнаяпалата проверила использование государственного имуществасредствкраевого бюджета и бюджета Краснодарского территориального фондаобязательного медицинского страхованиявыделенныхлечебнопрофилактическим учреждениям Крыловского района в 2007-2008годах.

В Крыловском районе с населением 37,5 тысячи человек действуетмуниципальное лечебно-профилактическое учреждение «Крыловская центральнаярайонная больница», в состав которого входят 3 участковые больницы, 3амбулатории, 15 фельдшерско-акушерских пунктов и медицинские кабинетыобразовательных учреждений. Помимо этого здесь работают «Крыловскаяцентральная районная поликлиника» и «Крыловская стоматологическая поликлиника». Все они обслуживаются муниципальным учреждением«Централизованная бухгалтерия учреждений здравоохранения».

В целом на 2007-2008 годы на функционирование системы районногоздравоохранения из бюджета района выделены ассигнования в сумме79 792,5 тыс. рублей. Краснодарским территориальным фондом обязательного медицинского страхования району направлено 87 237,9 тыс. рублей. Изкраевого бюджета за два года выделены субсидии на лекарственноеобеспечение льготной категории населения района общей суммой3 017,0 тыс. рублей и на реализацию краевой целевой программы «Развитиематериально-технической базы лечебно-профилактических учрежденийКраснодарского края» – 2 041 тыс. рублей.

Проверкой установлено, что лечебно-профилактические учреждения района нев полной мере используют имеющееся оборудование, допускают нарушения в использовании бюджетных средств и средств фонда обязательногомедицинского страхования. Так, в кабинете функциональной диагностикицентральной районной поликлиники установленный в 2006 году кардиограф АТ-102 стоимостью 229,5 тыс. рублей не используется в течение трех лет из-заотсутствия врача-специалиста по функциональной диагностике. В Кугоейскойучастковой больнице с 2006 года не используются новые аппараты дляингаляционного наркоза АНп СП-01 «ТМТ» стоимостью 30,0 тыс. рублей и дляискусственной вентиляции лёгких «Дар-07» стоимостью 20,7 тыс. рублей,поставленные в больницу согласно краевой целевой программе «Сельскоездравоохранение». Кроме того, с июня 2008 года в больнице не работаетрентген-кабинет, в связи с чем больные направляются в районную поликлинику, расположенную в 30 километрах от больницы, что создаётзначительные неудобства для населения. В центральной районной больниценет достаточного количества комплектов посуды для приёма пищи,постельного белья. В результате больные вынуждены приносить с собой постельное бельё и посуду.

Руководство центральной районной больницы допускало необоснованноеувеличение средств на заработную плату медперсонала в ущерб другимрасходам. За 8 месяцев 2008 года перерасход по заработной плате составил2 360,9 тыс. рублей. Вместе с тем, расходы на приобретение медикаментовсоставили только 57 процентов от предназначенных на эти цели средств.Расходы на питание больных составили 1 484,9 тыс. рублей, или 44 процентаот выделенных средств по статье «Питание».

В целом проверкой выявлены финансово-хозяйственные нарушения на общуюсумму 3 074,6 тыс. рублей. В настоящее время новым руководством Крыловской центральной районной больницы приняты практические меры по устранению выявленных недостатков в работе.

Работа администраций сельских поселений требует совершенствования

Впервые, в 2008 году была проведена комплексная проверка работыадминистрации муниципального образования Красноармейский район и администраций поселений входящих в его состав. Она показала, что органыместного самоуправления Красноармейского района в своей деятельности первостепенное внимание уделяют наращиванию объёмов производства вразличных секторах экономики, производственно-финансовому укреплению хозяйствующих субъектов, социально-экономическому развитию сельскихпоселений и района в целом, повышению эффективности местногосамоуправления, увеличению налоговых и неналоговых поступлений во всеуровни бюджетов, улучшению жизнеобеспечения населения.

Общий анализ выполнения показателей эффективности деятельности органовместного самоуправления муниципального района, утверждённых Указом Президента Российской Федерации «Об оценке эффективности деятельностиорганов местного самоуправления, городских округов и муниципальных районов» от 28.04.2008 №607, показал, что все они выполняются и имеютположительную, устойчивую динамику.

Вместе с темадминистрация Красноармейского района, и администрациисельских поселений в своей работе допускают недостатки и упущения.Несмотря на нехватку финансовых ресурсов для решения многоплановых задачсоциально-экономического развития района, они не смогли обеспечитьосвоение выделенных бюджетных средств в полном объёме. За 2007 годнеосвоенными оказались выделенные средства районного бюджета в сумме19 115,4 тыс. рублей, а предусмотренные к расходам средства бюджетов сельских поселений не использованы в общей сумме 3 620,3 тыс. рублей.

В 2007 году все сельские поселения не использовали бюджетные средства,выделенные на реализацию местного полномочия «Осуществление мероприятийпо обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни издоровья» в общей сумме 179,1 тыс. рублей, несмотря на то, что необходимость в реализации этого полномочия была (в 2006 году в районеутонуло 15 человек, в 2007 году 18 человек, за 6 месяцев 2008 года 7 человек). Полтавское и Новомышастовское сельские поселения в 2007 году превысили объём расходов, обусловленных бюджетной росписью, на приобретение муниципальных услуг (работ) в общей сумме 2 588,4 тыс. рублей, что можно квалифицировать, как нецелевое использование бюджетных средств.

В Марьянском, Новомышастовском, Трудобеликовском сельских поселениях неправомерно профинансированы мероприятия по полномочиям, переданным сельским поселениям на районный уровень. Например, администрация Марьянского поселения в январе 2008 года передала свои полномочия по градостроительной деятельности районной администрации с общим объёмом бюджетного финансирования 178,9 тыс. рублей. И в то же время за первое полугодие 2008 года затратила на реализацию указанного полномочия собственные бюджетные средства в сумме 170,1 тыс. рублей. В результате затраты на исполнение данного полномочия за счёт районного и поселенческих бюджетов являются нарушением статьи 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой финансирование расходного полномочия за счёт средств двух и более бюджетов одновременно недопустимо.

Серьёзные нарушения в использовании бюджетных средств выявлены в Трудобеликовском сельском поселении. Здесь обнаружены необоснованные и нецелевые расходы бюджетных средств, которые не подтверждены соответствующее документацией, не предусмотрены полномочиями сельского поселения. Так, на основании проведённого конкурса, согласно договорумежду администрацией Трудобеликовского сельского поселения и ООО «Водагросервис» от 03.01.2007 №4-Д подрядная организация ООО «Водагросервис» произвела работы по очистке сбросного канала ливневойсистемы Трудобеликовского сельского поселения в объёме

7 600 куб. метров по цене 15,5 рубля за 1 куб. метр. За указанные работыООО «Водагросервис» получило 117,8 тыс. рублей. Каких-либо претензий ккачеству, объёмам работ, их оплате у проверяющих нет.

В это же время администрация поселения безосновательно заключила договорна расчистку этого же канала с другим подрядчиком индивидуальныпредпринимателем Чигриным О.П. по цене 500 рублей за 1 куб. метр на объёмработ 249 куб. метров общей стоимостью 124,5 тыс. рублей. Указанная суммабюджетных средств была выплачена Чигрину О.П. согласно актам выполненныхработ. При этом администрация Трудобеликовского сельского поселениядопустила несколько нарушений. Во-первых, выбор подрядчика был произведёнбез конкурсных торгов. Во-вторых, стоимость работ, выполняемых частнымпредпринимателем, оказалась в 32,2 раза дороже стоимости аналогичныхработ, выполняемых ООО «Водагросервис». В-третьих, при проверкевыполнения этих работ администрация поселения не смогла показать места ихпроведения, предъявить документы, подтверждающие проведение обусловленныхработ, что ставит под сомнение сам факт выполнения расчистки каналов.

Указанные нарушения позволяют сделать вывод о нецелевом использованиибюджетных средств в сумме 242,3 тыс. рублей и нанесённом ущербе на этусумму местному бюджету. Указанные средства в сумме 242,3 тыс. рублейдолжны быть взысканы с должностных лиц, виновных в этих нарушениях, и восстановлены в бюджете поселения.

Аналогичные нарушения были допущены администрацией Трудобеликовскогосельского поселения при осуществлении других муниципальных заказов.Например, администрацией поселения был заключён договор с частнымпредпринимателем от 02.11.2007 №46 на поставку 120 куб. метров щебня стоимостью 80 тыс. рублей. В этот же день (согласно накладной №2 от02.11.2007) администрация приобрела весь объём щебня и оплатила егостоимость предпринимателю. Однако, каких-либо пояснений или обоснованийдля приобретения щебня, а также где щебень находился на момент проверки,на какие цели, возможно, он использован или будет использован,администрация не представила. Документов, подтверждающих получение щебня,необходимость его приобретения в администрации поселения не имелось. Этодаёт основание полагать, что указанная бюджетно-хозяйственная операцияфиктивна. Бюджетные средства в сумме 80 тыс. рублей, оплаченные защебень, можно квалифицировать как хищение муниципальных средств или ихнецелевое использование.

Подобные противоправные, сомнительные бюджетно-хозяйственные сделки втечение 2007-2008 годов администрация Трудобеликовского поселениязаключала неоднократно. Всего за проверяемый период общая сумма расходов,допущенных администрацией Трудобеликовского сельского поселения снарушением законодательства, составила 982,2 тыс. рублей, в том численецелевое использование бюджетных средств – 803,6 тыс. рублей.

Администрация Трудобеликовского сельского поселения, оплачивая из бюджетапоселения проведение ремонтов и реконструкций муниципального(поселенческого) имущества, не включала в балансовую стоимость этогоимущества стоимость произведённых затрат, что является нарушением требований Минфина РФ. Общая сумма затрат, не учтённых администрациейТрудобеликовского поселения в балансовой стоимости муниципальных(поселенческих) объектов, за 2007 год составила 1 380,2 тыс. рублей.

Выявлены и другие недостатки в работе местных администраций. В целомпроверка показала, что за 2007 год и первое полугодие 2008 года из-за различных недостатков в работе администраций сельских поселений,нарушения в использовании бюджетных средств составили в общей сумме4,9 млн. рублей, из которых 2,3 млн. рублей подлежат восстановлению в консолидированный бюджет края.

Следует отметить, что в ходе проверки администрация района принималаэнергичные, эффективные меры по устранению выявленных недостатков иупущений в работе. В настоящее время выявленные Контрольно-счётной палатой недостатки и упущения в работе местных администраций практически устранены.

Сколько стоит дом построить?

Как и в прошлые годы Контрольно-счётная палата особое внимание уделялаконтролю за расходованием средстввыделяемых из краевого и местныхбюджетов на капитальное строительство и ремонтностроительные работы.

В 2008 году по этой тематике было проверено 69 предприятий, организаций иучреждений края. Проверками было охвачено 92 строящихся и ремонтируемыхобъекта с общим объёмам финансирования 2 443 175,8 тыс. рублей. Как показали контрольно-ревизионные мероприятия, нарушения, допускаемыехозяйствующими субъектами при ведении строительно-монтажных иремонтно-строительных работ в крае, уменьшаются медленно. Вследствиеприписок к выполненным объёмам работ, неправомерного завышения цен наиспользуемые материалы, неправильного оформления финансово-хозяйственныхдокументов строительные организации незаконно получают до 37 процентовбюджетных средств, выделяемых на строительные и ремонтные работы.

Например, в 2007-2008 году для обеспечения инженерной инфраструктуройплощадки под строительство трёх 50- квартирных домов в Кореновске быливыделены бюджетные средства в сумме 9 352,9 тыс. рублей. Работывыполнялись подрядной организацией ООО «СпецМонтажСтрой» которая,согласно актам по состоянию на 01.12.2008 выполнила обусловленные работыи на её расчётный счёт администрацией городского поселения г. Кореновскбыли перечислены бюджетные средства в полном объёме. Однако, как показалапроверка, часть бюджетных средств в сумме 3 538,9 тыс. рублей, или 37,8процента от сметной стоимости всех работ подрядная организация ООО «СпецМонтажСтрой» получила незаконно, т.к., пользуясь бесконтрольностьюсо стороны администрации города и района, допустила многочисленныеприписки к объёмам выполненных работ. Так, не были выполнены разборка иустройство асфальтобетонного покрытия на площади 696 кв. метров ибордюров в количестве 40 пог. метров на общую сумму 1 003,9 тыс. рублей.На площадке под строительство жилых домов не выполнен монтаж сетейводопровода стоимостью 885 тыс. рублей. На строительстве канализационной системы не выполнены работы по подземной прокладке канализационныхтрубопроводов длиною 449 метров, монтажу 18 канализационных колодцев изсборного железобетона, 29 люков чугунных, не отремонтированаканализационная насосная станция, не выполнены другие работы всего на894,2 тыс. рублей. При монтаже водопровода по прилегающим к строящемусяжилому массиву улицам Дядьковской и Западной не выполнены работы по монтажу 16 люков чугунных, 3-х водозаборных колонок, строительству 10колодцев из сборного железобетона, и других коммуникаций на общую сумму577,6 тыс. рублей.

Другая подрядная организация ЗАО «Кубаньводстройсервис», победившая вконкурсе на строительство объекта в Кореновске «Обеспечение строительстватрёх 50 квартирных жилых домов», получила в 2007-2008 годах за выполнениеработ, обусловленных конкурсной документацией, 8 165,7 тыс. рублей.Однако при проверке установлено, что некоторые строительно-монтажные работы, оплаченные из бюджетных средств, подрядная организация невыполняла. Стоимость других работ была неправомерно завышена. В итоге1 234,9 тыс. рублей, или 15,1 процента от стоимости всех работ ЗАО«Кубаньводсервис» получило незаконно. Например, были оплачены невыполненные работы по монтажу трансформаторной подстанции КТП 250/10/04стоимостью 479,1 тыс. рублей, устройству проездов из асфальтобетонногопокрытия площадью 510,0 кв. метров и тротуаров площадью 25,0 кв. метров,посадке 25 деревьев и травяных газонов площадью 500 кв. метров общейстоимостью 316,3 тыс. рублей.

Приписки к объёмам выполненных строительно-монтажных иремонтно-строительных работ допустили такие подрядные организации, какМУП Кореновского района «Жилищно-коммунальное хозяйство»484,8 тыс. рублей, или 19,6 процента от сметной стоимости всех работ позамене водопроводных сетей, ОАО «Кореновскрайгаз» в сумме – 296,8 тыс. рублей, или 14,5 процента от стоимости всех работ при строительстве внутригородских газопроводов, ООО «Мастер Юг» – 181,5 тыс. рублей, или 8,3 процента при строительстве спортивно-игровойплощадки, ООО «КДБ – Строй» – 189,7 тыс. рублей, или 1,8 процента, пристроительстве канализационной насосной станции, ЗАО «Оргремгаз» -154,0 тыс. рублей, или 2,0 процента от стоимости строительства дымовойтрубы и ремонта котельной и т.д.

В целом в Кореновске проверено использование бюджетных средств в сумме74 337,5 рублей выделенных в 2007-2008 годах на строительство и ремонты12 муниципальных объектов. При этом неправомерное завышение стоимости строительства и капитального ремонта установлено на сумму6 217,5 тыс. рублей, или 8,4 процента от проверенных средств. Материалы ситогами проверки использования бюджетных средств, выделенных на новоестроительство и ремонтные работы в городском поселении г. Кореновск за2007-2008 годы, переданы в районную прокуратуру.

В соответствии с обращением Лабинского межрайонного следственного отделаСледственного управления по Краснодарскому краю Контрольно-счётная палатапроверила использование бюджетных средстввыделенных в 2006-2008 годахна строительство спортивного зала средней общеобразовательной школы №г.Лабинска.

Установлено, что финансирование работ по строительству школьногоспортивного зала ведётся из краевого и местного бюджетов с 2006 года. Затри года на это строительство выделено 10 446,0 тыс. рублей, в т.ч. изкраевого бюджета -9 800 тыс. рублей, из местного бюджета -646 тыс. рублей. Генеральным подрядчиком на строительстве спортзалаявляется ООО МПМК «Лабинская-2». Надзор за ведением строительных работосуществляет МУП Лабинского района «Управление капитальногостроительства». На момент проверки из бюджетных средств подрядной организации ООО МПМК «Лабинская-2» были перечислены 7 515 тыс. рублей завыполненные работы и 62,8 тыс. рублей МУП «Управление капитального строительства» за ведение строительного надзора этих работ. Однако, каквыяснилось, ООО МПМК «Лабинская-2» предъявила к оплате, а МУП «Управлениекапитального строительства» и средняя школа приняли не выполненные работыпо устройству напольного покрытия SPRT-M в спортзале площадью 276 кв.метров на сумму 766,5 тыс. рублей, устройству ленточного фундамента подограждение в количестве 4,0 м. куб. на сумму 7,0 тыс. рублей и установкеодного манометра на сумму 0,5 тыс. рублей. По итогам данной проверки неправомерно полученные деньги виновными юридическими лицамивосстановлены в консолидированном бюджете края. В настоящее время спортивный зал введён в эксплуатацию.

Вода смывает не все следы

В отчётном периоде была проведена проверка использования бюджетныхсредстввыделенных департаменту по чрезвычайным ситуациям и экологическому контролю в 2007 году для проведения берегоукрепительныхработ на реке Малая Лаба в посПеревалка Мостовского районаБылоустановлено, что согласно распоряжениям главы администрации края от08.06.2007 №489-р и от 25.07.2007 №635-р на финансированиеберегоукрепительных работ на реке Малая Лаба в пос. Перевалке выделено9 037,9 тыс. рублей. Согласно отчёту подрядной организации ООО «Квант» идепартамента по чрезвычайным ситуациям и экологическому контролю Краснодарского края все берегоукрепительные работы выполнены, за что ООО «Квант» перечислены бюджетные средства в полном объёме. Однако, какпоказала проверка, стоимость работ по берегоукреплению была незаконнозавышена подрядной организацией на 1 840,4 тыс. рублей. Согласнопредписанию Контрольно-счётной палаты неправомерно полученные средстваООО «Квант» возместило в краевой бюджет в 2008 году путём осуществлениядополнительных берегозащитных работ на эту сумму.

В соответствии с планом работы на 2008 год Контрольносчётная палатаКраснодарского края проверила использование средств краевого бюджета,выделенных департаменту по архитектуре и градостроительствуКраснодарского краяза 2006-2007 годыУстановлено что в проверяемыйпериод департаменту на содержание, а также на разработку нормативныхактов, градостроительной документации Краснодарского края и муниципальныхобразований поступило 524 890,7 тыс. рублей, в том числе в 2006 году – 132 178,3 тыс. рублей, в 2007 году 392 712,4 тыс. рублей. Проведеназначительная работа по обеспечению муниципальных образований, городскихокругов, городских и сельских поселений современной градостроительнойдокументацией. Разработаны схемы территориального планирования края,созданы электронные цифровые карты, выполнены другие важные работы.

Вместе с тем установлены факты, когда согласование проектовградостроительной документации, нормативных актов необоснованнозатягивалось на длительное время. Департаментом не принималось должныхмер к разработке методик определения стоимости проектов градостроительнойдокументации, что приводило к завышению стоимости работ, неэффективномурасходованию бюджетных средств. Установлены случаи несвоевременногоиспользования готовой документации. Так, в 2006 году за разработкунормативов градостроительного проектирования в Краснодарском краеподрядчику ГУП Владимирской области «Областное проектно-изыскательскоеархитектурно-планировочное бюро» заплачено 988,6 тыс. рублей. ОднакоГрадостроительные нормативы, подготовленные в ноябре 2006 года, на момент проверки не были утверждены и не использовались. Средства, направленныена их разработку, расходованы неэффективно.

В результате ошибок, допущенных департаментом при оплате услуг поразработке схемы территориального планирования Краснодарского края исхемы территориального планирования Щербиновского района, ОАО «Институттерриториального развития Краснодарского края» за разработку схем территориального планирования необоснованно переплачено из краевогобюджета 603,0 тыс. рублей. Проверкой выявлены нарушения при ведении бухгалтерского учёта в департаменте, в результате которых допущенынеправомерные расходы бюджетных средств на сумму 78,1 тыс. рублей.

В целом проверка работы департамента выявила финансово-хозяйственныенарушения на общую сумму 2 218,2 тыс. рублей, из которых неэффективно использованные бюджетные средства составили 1 537,1 тыс. рублей,неправомерные расходы, подлежащие возмещению в краевом бюджете, -681,1 тыс. рублей.

От такого тепла только холодно

В соответствии с поручением Законодательного собрания Краснодарского края Контрольно-счётная палата проверила финансово-хозяйственную деятельность ОАО «Теплоэнергетическая компания Краснодарского края» за 2006 – 2007 годы и 9 месяцев 2008 года.

Установлено, что ОАО «ТЕПЭК» создано в 2003 году на основании соответствующего постановления главы администрации Краснодарского края в целях улучшения работы теплоснабжающих предприятий городов и районов края, укрепления их материально-технической базы, снижения затрат на производство тепловой энергии, защиты экономических интересов ее потребителей. Однако, ОАО «ТЕПЭК» практически не справилось с поставленными задачами по повышению эффективности работытеплоэнергетических предприятий, не сумело осуществить какие-либо значимые ремонты оборудования и тепловых сетей или улучшить техническиехарактеристики теплоэнергетических коммуникаций. На предприятиях, подведомственных ОАО «ТЕПЭК», не выполняются тарифные планы производства тепловой энергии, возрастает себестоимость производимого тепла.

Все предприятия, входящие в состав акционерного общества, в последние годы работали убыточно. Убытки составили в 2006 году – 45 766 тыс. рублей, в 2007 году – 218 141,1 тыс. рублей, за 9 месяцев 2008 года – 211 454,0 тыс. рублей. Всего, за время своего существования ОАО «ТЕПЭК» допустило убытков в сумме 483 082 тыс. рублей, в том числе за проверяемый период 475 361,1 тыс. рублей. В 2008 году кредиторская задолженность городских и районных предприятий достигла 1 075 181,4 тыс. рублей в сравнении с датой их вхождения в состав ОАО «ТЕПЭК», увеличилась в 10,7 раза и превысила дебиторскую задолженность на сумму 651 343,4 тыс. рублей. На момент проверки общество фактически не платежеспособно и, по сути, стало банкротом. Ухудшилось техническоесостояние эксплуатируемого теплоэнергетического оборудования и тепловых сетей. В связи со сложившейся критической ситуацией Совет директоров ОАО «ТЕПЭК» 25.09.2008 принял решение о ликвидации городских и районныхфилиалов общества и возврата теплоэнергетического оборудования и тепловых сетей муниципальным образованиям края.

Такое положение стало следствием того, что в период
создания ОАО «ТЕПЭК» технико-экономическое обоснование о егонеобходимости, расчеты результативности работы теплоэнергетических предприятий городов и районов края в новых условиях не произведены. Вдальнейшем не были определены организационно-финансовые взаимоотношения акционерного общества с администрациями городов и районов края, неразработаны перспективы развития теплоэнергетического комплекса,мероприятия по его техническому перевооружению и финансовому обеспечению.

Департаментом по вопросам топливно-энергетического комплексаКраснодарского края не удовлетворительно осуществлялись подбор ирасстановка кадров ОАО «ТЕПЭК», отсутствовал должный контроль за их работой. За проверяемый период в должности генерального директора ОАО«ТЕПЭК» сменилось 4 человека, в должности главного бухгалтера – 5человек. Из 4 генеральных директоров 3 не являются жителямиКраснодарского края и приглашались из Москвы, Барнаула, Никеля. Дваглавных бухгалтера приглашены из Барнаула. Все приглашенные не имели опыта работы на теплоэнергетических предприятиях. Аналогично принималисьна работу другие специалисты. Текучесть кадров за 2006-2007 годы и 9месяцев 2008 года в аппарате управления ОАО «ТЕПЭК» (в 2007 году аппаратуправления – 145 человек), составила свыше 70 процентов.

В связи с приглашением кадров из других регионов, расходы ОАО «ТЕПЭК» понайму жилья за 2006-2007 годы и 9 месяцев 2008 года составили2 867,2 тыс. рублей. Помимо этого, генеральный директор ОАО «ТЕПЭК» РыжовА.Ю. (время работы с 15.10.2007 по 20.08.2008) от имени ОАО «ТЕПЭК»заключил с гр. Симоняном Л. А. договор на аренду двухкомнатной квартирыплощадью 63,7 кв. метра в Хостинском районе Сочи на период с июля 2007года по сентябрь 2008 года с ежемесячной оплатой 106,9 тыс. рублей дляпроживания в ней сотрудников ОАО «ТЕПЭК». По состоянию на 01.10.2008 гр.Симоняну Л.А. перечислено ОАО «ТЕПЭК» 1 603,5 тыс. рублей. Однако сведения о проживающих в данной квартире проверяющим не представлены. Всесотрудники ОАО «ТЕПЭК» во время командировок в Сочи проживали в гостиницах.

В 2007 году ОАО «ТЕПЭК» заключило договор с московской фирмой ООО «Арбайтен» на услуги по подбору кадров (специалистов) для ОАО «ТЕПЭК». За эти услуги московской фирме было заплачено 117,8 тыс. рублей. В целяхускорения подбора кадров и получения консультаций по подбору кадров для акционерного общества в Москву, ООО «Арбайтен»за 2007-2008 годыкомандировался 13 раз Метиоглов К.И. – директор по развитию икорпоративному управлению ОАО «ТЕПЭК» и 8 раз Смиренов Д. Л. – советник генерального директора ОАО «ТЕПЭК». Общий срок пребывания этихспециалистов в Москве составил 128 дней, командировочные расходы – 849,4 тыс. рублей. Результатом этих командировок и работы ООО «Арбайтен»стал прием на работу в ОАО «ТЕПЭК» двух человек – жителей Краснодарскогокрая.

Помимо этого в 2008 году Метиоглов К.И. и Смиренов Д.Л. (11 и 16 раз)командировались в Москву (ООО «Вайз энд Квик», ТСЖ «Бастион») для решения вопросов по открытию интернет-представительства (сайта в интернете) иконсультаций по взаимодействию ОАО «ТЕПЭК» с товариществами собственниковжилья и управляющими компаниями. Общий срок пребывания в этихкомандировках составил 184 дня. Командировочные расходы – 1 345,7 тыс. рублей. Однако интернет-представительство не открыто,каких-либо договоров с товариществами собственников жилья не заключалось.

Установлены и другие факты бесхозяйственности и нерациональногоиспользования финансовых ресурсов. В целом проверкафинансово-хозяйственной деятельности ОАО «ТЕПЭК» за 2006-2007 годы и 9месяцев 2008 года выявила различных нарушений и неэффективногоиспользования средств на общую сумму 13 117,6 тыс. рублей, что составляет7,5 процента от общей суммы, израсходованной исполнительным аппаратомакционерного общества за проверяемый период. На содержание аппаратауправления за 2006-2007 годы и 9 месяцев 2008 года направлено175 387,6 тыс. рублей.

Обращает на себя внимание то, что Совет директоров ОАО «ТЕПЭК», состоящийна 60 процентов из специалистов краевых департаментов и возглавляемый руководителем департамента по вопросам топливно-энергетического комплексаКраснодарского края, практически самоустранился от руководства, контроля и координации работы исполнительного аппарата ОАО «ТЕПЭК» и подчиненныхему структур. Вся деятельность Совета директоров, по сути, свелась к принятию решений об очередной смене руководства ОАО «ТЕПЭК».

По результатам проверки Контрольно-счётная палата пришла к выводу, что всложившейся ситуации необходимо ликвидировать ОАО «ТЕПЭК» полностью, а нетолько городские и районные филиалы. Материалы проверки ОАО «ТЕПЭК»направлены в прокуратуру края.

Администрировать по закону

В 2008 году Контрольно-счётная палата впервые провела внешнюю проверкугодовой бюджетной отчётности главных администраторов бюджетных средствкраевого бюджета за 2007 год.

Установлено, что в 2007 году в крае было 48 администраторов средствкраевого бюджета. Проверка показала, что в целом работа главных администраторов средств краевого бюджета по бюджетному учету исоставлению бюджетной отчетности ведется в соответствии с требованиямибюджетного законодательства, на основе приказов, положений, инструкций ирекомендаций Минфина РФ. Годовая бюджетная отчетность главныхадминистраторов средств краевого бюджета в основном отражает фактическоеисполнение краевого бюджета за 2007 год, операции с бюджетными средствамии результаты финансовой деятельности главных администраторов. Каких-либонарушений порядка, сроков, организации представления годовой бюджетной отчетности главных администраторов средств краевого бюджета за 2007 год вдепартамент по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края не установлено.

Вместе с тем установлено, что 70 процентов (34 из 48) главныхадминистраторов средств краевого бюджета в своей работе по исполнениюбюджетных назначений, составлению бюджетной отчетности за 2007 годдопустили различные недостатки и упущения. А именно: двадцать два главныхадминистратора средств краевого бюджета среди которых краевые департаменты: здравоохранения, образования и науки, сельского хозяйства иперерабатывающей промышленности, по делам СМИ, печати, телерадиовещания исредств массовых коммуникаций, главное управление ветеринарии, управлениеЗАГС и др. допустили в 2007 году превышение объемов расходов,определенных бюджетной росписью на приобретение услуг и выполнение работдля государственных нужд. В результате образована переходящая на 2008 год несанкционированная кредиторская задолженность за полученные услуги ивыполненные работы в общей сумме 6 067,4 тыс. рублей, что в соответствиисо статьей 289 Бюджетного кодекса РФ и согласно разъяснениям Минфина РФ иРосфиннадзора можно квалифицировать как нецелевое использование бюджетныхсредств.

Пятнадцать главных администраторов средств краевого бюджета не включили всвою годовую отчетность за 2007 год доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, полученные подведомственнымигосударственными учреждениями, как доходы краевого бюджета, полученные от использования имущества, находящегося в государственной собственности,либо как доходы краевого бюджета, полученные от оказания платных услуг.Это является нарушением требований Бюджетного Кодекса и Закона Краснодарского края «Об управлении государственной собственностьюКраснодарского края».

В целом, главными администраторами средств краевого бюджета с различныминарушениями оформлено 113 отчетных документов. По результатам проверкиКонтрольно-счётная палата направила соответствующие представления главным администраторам бюджетных средств, допустившим в своей работе нарушениятребований бюджетного законодательства, приказов и инструкций Министерства финансов Российской Федерации для устранения выявленныхнедостатков в работе и предотвращения их в будущем.

Итоги проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторовсредств краевого бюджета доведены до сведения департамента по финансам,бюджету и контролю Краснодарского края. Департаменту рекомендованоувеличить объем практической помощи краевым ведомствам в работе посоставлению отчетных документов, повысить ответственность главных распорядителей средств краевого бюджета за рациональное использованиесредств краевого бюджета и правильное составление годовой бюджетной отчетности.

Подведем итог

В целом контрольно-ревизионные и экспертно-аналитические мероприятияКонтрольно-счётной палаты за 2008 год показали, что подавляющеебольшинство средств краевого и местных бюджетов используется бюджетополучателями на законных основаниях, без нарушений, эффективно ипо целевому назначению. Вместе с тем, некоторые бюджетополучатели и распорядители бюджетных средств ещё допускают финансовые нарушения инедостатки в использовании бюджетных ресурсов и государственного(муниципального) имущества. Среди нарушений: нецелевое использованиебюджетных средств составило 19,4 млн. рублей, неэффективное -500,6 млн. рублей, неправомерные и неподтвержденные расходы бюджетныхсредств – 220,3 млн. рублей, завышение объемов строительно-монтажных иремонтных работ, а также необоснованное увеличение стоимости строительныхматериалов и применение поправочных строительных коэффициентов – 13,5 млн. рублей, стоимость имущества, не поставленного на учет в хозяйствующих субъектах – 45,0 млн. рублей, нарушения в использованиигосударственной собственности- 57,3 млн. рублей, нарушения в использовании средств Краснодарского территориального фонда обязательногомедицинского страхования – 1 036,3 млн. рублей, недостачи материальныхценностей – 2,8 млн. рублей, нарушения при размещении заказов на поставкитоваров для государственных и муниципальных нужд -164,5 млн. рублей,потери от неприменения необходимых штрафных санкций – 15,6 млн. рублей,несвоевременный возврат в консолидированный бюджет неиспользованныхсубсидий и субвенций 71,2 млн. рублей, превышение допустимого норматива дефицита местных бюджетов – 2,8 млн. рублей, нарушения при распределениисредств, полученных на нужды поселений – 15,5 млн. рублей, другие нарушения – 40,1 млн. рублей.

Проверками также выявлено 59,6 млн. рублей, не поступивших отхозяйствующих субъектов в консолидированный бюджет края в виде земельного налога, платежей за аренду земельных участков, налога на игорный бизнес,налога на доходы физических лиц. Сумма недопоступивших неналоговых платежей и прочих обязательных платежей составила 370,9 млн. рублей. Нанекоторых предприятиях установлены факты бесхозяйственности, нарушения ведения бухгалтерского учета на сумму 455,5 млн. рублей.

По итогам проведённых проверок всем проверенным предприятиям, организациям и учреждениям, допустившим нарушения бюджетно-хозяйственной дисциплины, направлены соответствующие представления Контрольно-счётной палаты для устранения выявленных недостатков в работе. На 4 должностных лица и 5 юридических лиц, виновных в финансово-хозяйственных нарушениях,были составлены протоколы об административных правонарушениях, порезультатам рассмотрения которых виновные в нарушениях были привлечены кадминистративной ответственности с взысканием в краевой бюджет штрафов насумму 19 800 рублей. Кроме того, 49 проверочных материалов направлены впрокуратуру и другие правоохранительные органы.

Необходимо отметить, что в 2008 году ни один проверочный актКонтрольно-счётной палаты, ни одно её представление провереннымпредприятиям, организациям, учреждениям не остались без внимания Законодательного Собрания и администрации края. Результаты всехконтрольно-ревизионных и экспертно-аналитических мероприятий внимательно рассматривались на заседаниях профильных комитетов ЗСК с приглашениемруководителей и должностных лиц, допустивших те или иные недостатки виспользовании бюджетных средств и государственной собственности. Упущенияв работе по соблюдению финансово-хозяйственной дисциплины обсуждались наколлегиях краевых департаментов и производственных совещаниях вадминистрации края.

В результате мер по наведению должного порядка в межбюджетных ихозяйственных отношениях, повышению ответственности должностных лиц запорученное дело, принятых Палатой, Законодательным собранием,администрацией края, органами местного самоуправления в консолидированномбюджете края за 2008 год восстановлено 181,2 млн. рублей, использованныхс различными нарушениями. Строительными организациями, допустившими необоснованное завышение стоимости строительно-монтажных иремонтно-строительных работ в счёт необоснованно полученных бюджетныхсредств дополнительно выполнены различные ремонтные и благоустроительныеработы на общую сумму 13 млн. рублей, на проверенных предприятияхвозмещены практически все вскрытые недостатки материальных ценностей,поставлено на баланс неучтённое имущество на общую сумму47,8 млн. рублей, в бюджеты различных уровней внесены недоплаченные налоги и обязательные платежи на сумму 42,5 млн. рублей. В проверенныхмуниципальных образованиях активно наводится порядок в земельных отношениях. Многим хозяйствующим субъектам оказана практическая помощьспециалистами Контрольно-счётной палаты в наведении должного порядка в бухгалтерском учете и отчетности.

Вместе с тем, контрольно-ревизионная и аналитическая работа Палаты поизысканию резервов увеличения доходных частей краевого и местных бюджетов, повышению эффективности использования бюджетных средств игосударственной собственности, дальнейшему укреплениюфинансово-хозяйственной дисциплины, повышению ответственности кадров запорученный участок работы требует дальнейшего совершенствования.

На оказание практической помощи депутатам Законодательного Собрания,администрации края, органам местного самоуправления и хозяйствующим субъектам в совершенствовании межбюджетных и хозяйственно-финансовыхотношений, рациональном использовании бюджетных ресурсов, особенно в период финансово-экономического кризиса направлена дальнейшая работа Контрольно-счётной палаты.

 

Н.И. Панченко.

Председатель

Контрольно-счётной палаты

Краснодарского края