КМ - 2020 год Контрольные мероприятия Проверки

О результатах контрольного мероприятия «Проверка обоснованности получения и использования в 2016-2018 годах (и при необходимости в других периодах) бюджетных средств частными дошкольными образовательными и частными общеобразовательными организациями (включая индивидуальных предпринимателей), осуществляющими деятельность на территории Краснодарского края»

В соответствии с пунктом 1.31 плана работы Палаты на 2019 год в период с 12.08.2019 по 30.04.2020 проведена проверка использования бюджетных средств частными дошкольными и общеобразовательными организациями, осуществляющими деятельность на территории Краснодарского края.

За 2016-2018 годы Министерство  образования выделило 881 млн. рублей 13-ти муниципальным образованиям для компенсации расходов частных детских садов и школ на обучение детей. За три года расходы на эти цели выросли более чем на 40% (с 244,0 млн. рублей в 2016 году до 346,0 млн. рублей в 2018). Количество частных детских садов, получающих компенсацию из бюджета, увеличилось с 29 до 49 (+69%),  а воспитанников в них с 1,6 до 2,6 тыс. человек (+59%). Количество частных школ с 2016 года составляет 21 учреждение, при этом  число учеников в них выросло с 3,8 до 4,4 тысяч человек.

Проверка показала, что на краевом уровне до сих пор отсутствует порядок предоставления бюджетных средств на эти цели. Порядки, утвержденные в ряде муниципальных образований (Динском, Кавказском, Курганинском районах, городах Анапа и Новороссийск) не соответствовали Бюджетному кодексу и постановлениям Правительства РФ, а в Мостовском районе и городе Сочи и вовсе отсутствовали. В результате при проверке г.Анапы и г.Новороссийска установлено, что бюджетные средства частным садам и школам перечислялись при отсутствии первичных документов, подтверждающих произведенные ими расходы, то есть авансировали учреждения. Это привело к тому, что Управление образования г.Анапы не смогло подтвердить целевое использование более 400 тыс. рублей, предоставленных частной гимназии, которая прекратила свою деятельность в 2016 году. Управлением образования г.Новороссийска 11,5 млн. рублей предоставлены  индивидуальному предпринимателю на  дошкольное образование детей, тогда как никакой реализации образовательных программ в саду не осуществлялось. Фактически деятельность предпринимателя была связана с присмотром и уходом, который не лицензируется и не предусматривает бюджетного субсидирования. Кроме того представленные проверке документы, подтверждающие расходы предпринимателя, оказались фиктивными. Детский сад организован в частном 2-этажном доме с мансардой, при осмотре котрого сотрудниками Палаты установлено, что около 40 детей спят на мансарде, стены и потолок которой обшиты пожароопасным материалом – деревянной вагонкой, покрытой лаком, кухня в антисанитарном состоянии, пищевая продукция без сопроводительных документов и сертификатов, организацией горячего питания для детей занимается не повар с соответствующей квалификацией, а воспитатели, мытье посуды производилось в туалетной комнате.

По обращению Палаты, специалистами Роспотребнадзора в отношении индивидуального предпринимателя, проведена внеплановая проверка. Возбуждено 3 дела об административном правонарушении, изъято 118 кг продуктов. Октябрьским районным судом г.Новороссийска деятельность детского сада приостановлена сроком на 80 суток. Арбитражным судом края Предприниматель привлечена к административному штрафу в размере 30,0 тыс. рублей.

Финансируя получение дошкольного образования в частных детских садах, муниципалитеты не ведут учет таких детей, и соответственно эти дети не попадают в такой социально-значимый показатель как число охваченных дошкольным образованием. Это существенно снижает эффективность бюджетных расходов и не отражает фактическое состояние дошкольного образования в крае. Только в Краснодаре за 2016–2019 годы расходы за счет краевых субвенций на эти цели составили более 600 млн. рублей, а частным дошкольным образованием в настоящее время охвачено свыше 2000 детей.

При проверке частных школ г.Краснодара, г.Анапы, г.Новороссийска выявлены нарушения в части оплаты образовательных услуг. Согласно законодательству платные образовательные услуги оказываются только за счет одного источника финансирования, однако в период с 2016 по 2018 год на обучение около 500 детей учреждения получили финансовые средства одновременно из 2-х источников: федерального бюджета в виде материнского капитала в сумме 45,2 млн. рублей и краевого бюджета в виде субсидий в объеме 6,0 млн. рублей.

В результате неправильного толкования норм материального права, неверного применения методики расчета субсидии, арифметических ошибок   7 частным садам и 3 школам необоснованно предоставлено 5,2 млн. рублей. Практически во всех проверенных учреждениях выявлены факты оплаты труда персонала, не соответствующего квалификационным требованиям.

Всего по результатам проверки установлено 88 фактов нарушений на общую сумму 382,1 млн. рублей, в том числе нецелевое использование средств на сумму 13,2 млн. рублей, резервы на сумму 594,2 млн. рублей.

Обеспечен возврат 19,1 млн. рублей неправомерно использованных бюджетных средств. Главам Краснодара, Анапы и Новороссийска внесены представления. Устранение нарушений находится на контроле Палаты.