Информация о результатах экспертизы проекта Закона Краснодарского края «О краевом бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» с учетом предложений главы администрации (губернатора) Краснодарского края, представленных к первому чтению
Коллегией Контрольно-счетной палаты Краснодарского края (далее – КСП КК, Палата) от 15.11.2019 № 26 утверждено Заключение на проект закона Краснодарского края «О краевом бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» (далее – Заключение).
По результатам проведенной в период с 01.11.2019 по 15.11.2019 экспертизы законопроекта подготовлено заключение в соответствии с пунктом 2.9 Плана работы Палаты на 2019 год, требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), Федерального закона
от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации
и муниципальных образований», Законов Краснодарского края
от 04.02.2002 № 437-КЗ «О бюджетном процессе в Краснодарском крае»
и от 04.10.2011 № 2321-КЗ «О Контрольно-счетной палате Краснодарского края», Регламента КСП КК.
При его формировании учтены положения Послания Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации от 20.02.2019, определяющие требования к бюджетной политике, стратегические цели развития Краснодарского края в условиях действующей макроэкономической ситуации
в России, указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях
и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и другие программные документы. При проведении экспертизы использованы результаты контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проведенных КСП КК в текущем году.
В ходе подготовки заключения по основаниям, установленным ч. 4 ст. 22 Закона Краснодарского края от 04.02.2002 № 437-КЗ «О бюджетном процессе
в Краснодарском крае», в проект закона были внесены изменения с учетом предложений главы администрации (губернатора) Краснодарского края, корректирующие его основные характеристики и представленные к первому чтению.
Характерными особенностями законопроекта являлись:
обеспечение законодательно установленной индексации (3,8 процента) социальных обязательств, стипендий, расходов на оплату коммунальных услуг, питание, материальные затраты;
индексация (на 3,8 процента) оплаты труда работников бюджетной сферы;
увеличение расходов на финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края государственных полномочий Краснодарского края с учетом индексации оплаты труда работников муниципальных учреждений с 01.01.2020
на 3,8 процента, расходов на материальные затраты – на 3,8 процента.
С учетом предложений губернатора доходная часть бюджета в 2020 году предлагается к утверждению в сумме 282,6 млрд. рублей, что больше ожидаемых поступлений в 2019 году на 2,0 млрд. рублей или на 0,7 процента. В 2021 году доходная часть бюджета прогнозируется в объеме 283,2 млрд. рублей, в 2022 году – 293,9 млрд. рублей. При этом налоговые и неналоговые доходы на 2020 год предлагается утвердить в размере 228,2 млрд. рублей или на 5,9 млрд. рублей меньше запланированного объема на 2019 год.
Расходная часть на 2020 год планируется в объеме 291,7 млрд. рублей, что на 23,6 млрд. рублей выше уровня 2019 года, установленного Законом Краснодарского края от 21.12.2018 № 3939-КЗ «О краевом бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», на 2021 год – 291,1 млрд. рублей, на 2022 год – 303,5 млрд. рублей. На реализацию в 2020 году 26 государственных программ предусмотрено 275,7 млрд. рублей или 94,5 процента от общего объема расходов краевого бюджета, а на непрограммные расходы – 15,4 млрд. рублей.
По мнению специалистов Палаты, с учетом поправок к первому чтению, имеется потенциал для увеличения прогнозируемых налоговых и неналоговых поступлений в 2020 году на 5,8 млрд. рублей (в том числе по налогу на прибыль организаций – на 3 236,3 млн. рублей, налогу на имущество организаций – на 1 360,1 млн. рублей, налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, – на 760,4 млн. рублей, транспортному налогу – на 397,6 млн. рублей и др.). Расчеты специалистов Палаты основаны на динамике поступления доходов, сложившейся за ряд лет, в краевой бюджет, а также с учетом изменения законодательства.
В ходе анализа методик и расчетов распределения межбюджетных трансфертов установлены нарушения бюджетного законодательства, допущенные отдельными главными распорядителями бюджетных средств, при определении объемов субвенций на осуществление отдельных государственных полномочий.
Специалистами Палаты отмечена необходимость приведения методик определения объемов субвенций в соответствие с требованиями части 2.1 статьи 140 БК РФ в установленный законодательством срок.
Одновременно установлено, что предусмотренный проектом закона объем бюджетных ассигнований на ОМС неработающего населения края не соответствует размеру страхового взноса на ОМС неработающего населения, рассчитанному в соответствии со статьей 23 Федерального закона № 326-ФЗ. Таким образом, запланированная в проекте краевого бюджета сумма ассигнований для перечисления в бюджет ФФ ОМС страховых взносов на ОМС неработающего населения требует корректировки.
Кроме того, обращено внимание на то, что проектом закона предусмотрен рост доли КАИП в общем объеме расходов краевого бюджета с 3,2 процента в 2019 году (по состоянию на 01.10.2019) до 6,2 процента в 2022 году, при этом, по мнению специалистов Палаты, не в полной мере учтен уровень исполнения отдельных инвестиционных проектов в прошлые периоды и оценена готовность к началу выполнения предусмотренных плановых показателей КАИП, что приводит к ежегодному сокращению бюджетных средств и планированию их вновь.
В планируемом периоде прогнозируется ежегодный рост объема государственного долга со 108,5 млрд. рублей на начало 2021 года
до 114,5 млрд. рублей на начало 2023 года с одновременным ростом ассигнований на его обслуживание, при этом отмечается снижение долговой нагрузки на краевой бюджет.
Несмотря на отдельные замечания, отмеченные в заключении,
в целом проект основного финансового документа обоснован и направлен на развитие Кубани. Его анализ показал соответствие принципам сбалансированности и совокупного покрытия расходов, в связи с чем бюджет рекомендован к рассмотрению в первом чтении.
Информация об итогах экспертизы направлена в Законодательное Собрание Краснодарского края, в том числе, в комитет по финансово-бюджетной, налоговой и экономической политике, а также в администрацию Краснодарского края.