Публикация в СМИ

Наши деньги

На Кубани обсудили проект закона о бюджете на 2016 год: как будет жить край, на чем сэкономим, куда вложим средства

НА КОНТРОЛЕ ЗСК. Парламентские слушания Законодательного собрания края, на которых обсуждался проект закона «О краевом бюджете на 2016 год», прошли 24 ноября в Краснодаре. Провел их председатель ЗСК Владимир Бекетов. До этого, 23 ноября, состоялись общественные слушания. Проект закона будет вынесен на ближайшую сессию ЗСК, которая пройдет 30 ноября. Что заложено в этом проекте и как ситуацию оценивают представители законодательной и исполнительной властей, эксперты, общественники? «ВК» знакомит жителей края с содержимым нашего общего кошелька и результатом поиска баланса между обязательным вниманием к социальной сфере и острой необходимостью поддержки развития экономики.

Основные положения проекта бюджета на следующий год

Доходы

Прогноз консолидированного бюджета края на 2016 год по доходам составляет 247,7 млрд. руб., или 101 процент к бюджетному назначению текущего года.

Общий объем краевого бюджета предусмотрен в размере 194,4 млрд. руб., или 101 процент к уточненному бюджетному назначению текущего года. Налоговые и неналоговые доходы — 172,1 млрд. руб. (107,3 процента).

Объем безвозмездных поступлений — 22,3 млрд., в том числе из федерального бюджета — 22 млрд. руб.

Расходы

Всего расходы запланированы в объеме 193,6 млрд. руб., или 93,7 процента к плану 2015 года. Расходы ниже из-за нераспределения в полном объеме федеральных средств.

Предусмотрены средства на реализацию 27 государственных программ с объемом финансирования 184,8 млрд. руб.

В целом на финансирование программ социально-культурной сферы приходится 70 процентов расходов краевого бюджета.

Основные по объему финансирования расходы:

  • 46,9 млрд. руб. — программа развития образования. Расходы предусматривают увеличение числа обучающихся и детей в детских садах
  • 43,4 млрд. — развитие здравоохранения. Это больше плановых показателей текущего года на 2,5 млрд. руб.
  • 35,6 млрд. руб. — программа социальной поддержки граждан. Рост к текущему году — 105,5 процента
  • 3,8 млрд. руб. — программа развития культуры. Это 94,3 процента к плану 2015 года, остается открытым вопрос по ремонту сельских клубов и модернизации кинотеатров
  • 3,1 млрд. руб. — программа развития физической культуры и спорта

Также запланированы:

  • Программа по развитию сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия — 6,4 млрд., из них федеральные средства (уже распределенные) — 3,3 млрд.
  • Господдержка промышленности — более 70 млн. руб. В основном — на уплату процентов по кредитам
  • Развитие дорог — 17,4 млрд. руб.
  • Обеспечение безопасности населения — 2,4 млрд. руб.
  • Выполнение майских указов президента по росту средней заработной платы — 15,5 млрд. руб.

Госдолг Краснодарского края

В течение года планируется погасить все обязательства со сроком исполнения в 2016 году по договорам кредитования, а также государственным ценным бумагам.

В 2016 году объем государственного долга края снизится на 3 млрд. руб., на конец текущего года он прогнозируется в размере 146 млрд. руб.

Предложения, высказанные во время парламентских слушаний

Игорь Галась, заместитель главы администрации Краснодарского края, отметил, что бюджет непростой, по средствам, честный. Прогноз реалистичен по большинству доходных источников. Вице-губернатор выразил уверенность в том, что депутатский корпус поддержит отмену нулевой процентной налоговой ставки для олимпийских объектов.

Заострил Игорь Галась и вопрос о поддержке личных подсобных хозяйств: он настаивает на том, что надо изыскать возможность увеличить ее до 700 млн. руб. Это востребовано у населения, хороший инструмент роста показателей и способствует социальной стабильности. Также, безусловно, не хватает средств на газификацию, водоснабжение, водоотведение, ремонт учреждений культуры. 67 млн. руб. выделяется на поддержку малого и среднего бизнеса — в текущем году выделено 600 млн. Этого мало, но за счет поддержки федерального бюджета планируется обеспечить помощь на уровне текущего года.

Оптимизация органов власти: в общем численность работников будет сокращена на 25 процентов. Экономия — около миллиарда рублей, очищенных от всех расходов, связанных с выплатой компенсаций.

О новых стройках в крае придется забыть — исключением станут только школы.

Владимир Бекетов поддержал высказанные предложения:

— Мы четко понимаем, что работаем в реальных условиях. Если не будем работать над наполнением бюджета, даже то, что запланировали, не сможем профинансировать.

Иван Артеменко, председатель комитета ЗСК по финансово-бюджетной и налоговой политике, отметил, что впервые представлен бездефицитный бюджет. Заемные средства будут привлекаться только на погашение кассовых разрывов и долговых обязательств края.

Один из резервов для наполнения бюджета — сокращение неэффективных налоговых льгот. Планируется провести их ревизию, не имеющие социального эффекта предлагается отменить. Нулевая ставка по налогу на имущество в отношении олимпийских объектов в 2014—2015 годах привела к потерям в бюджете в 15,6 млрд. руб. Они должны были быть возмещены за счет федерального бюджета.

АПК поддерживается серьезными ресурсами — 6,4 млрд. руб. Вместе с тем на развитие малых форм хозяйствования АПК запланировано 485 млн. руб., которые в основном пойдут на покрытие задолженности перед ЛПХ за сданную продукцию и теплицы, построенные в текущем и прошлом годах. Комитет предлагает увеличить финансирование ЛПХ до одного миллиарда рублей.

Также логично исключить из госпрограмм расходы на выполнение функций органов госвласти и подведомственных им учреждений.

Председатель контрольно-счетной палаты края Юрий Агафонов остановился на следующих моментах. Представленные прогнозы по доходам проанализированы, некоторые показатели в прогнозе недостаточно обоснованны. Вместе с тем имеются резервы для увеличения доходов за счет эффективного использования государственной собственности.

Результаты проверок говорят о том, что не всегда соблюдается принцип эффективности расходов.

Сергей Тимченко, председатель комитета ЗСК по вопросам имущественных и земельных отношений, отметил, что в проекте закона комитет не нашел ответов на три вопроса. Предложения: поддержать отмену льгот по налогообложению олимпийских объектов. Разобраться с льготами на имущество в многоквартирных домах. Изменения в программу приватизации внести в первом квартале — иначе не успеть ее реализовать.

Александр Полиди, профессор кафедры налогообложения и инфраструктуры бизнеса КубГТУ, остановился на качественных параметрах бюджета. Несырьевой дифференцированный характер экономики региона — большой плюс в современных условиях. Из минусов — высокая долговая нагрузка бюджета. Показатель бюджетных расходов на душу населения в крае почти в полтора раза ниже среднероссийского, хотя и лучший в ЮФО.

Целесообразно выделить программы, поддерживающие развитие промышленности, АПК, курортно-рекреационного и транспортно-логистического комплексов, а также возрождение рыбохозяйственного комплекса. Перспективна поддержка бальнеологии, медицинского и образовательного туризма, что позволяет использовать уникальные природно-климатические условия нашего края. Ученый предложил тестировать заложенные в программы расходы на предмет их целесообразности.

Владимир Бекетов прокомментировал:

— Госдолг края увеличился в текущем году прежде всего за счет того, что мы выполняли федеральные поручения — в том числе проводили «Формулу-1». Мы обратились в Правительство РФ — нам должны вернуть эти средства. Возврат направим на сокращение долга, и тогда появится возможность более маневренно подходить к финансированию обозначенных направлений. Социальная направленность бюджета — это хорошо. Но если мы не будем вкладывать в производство, у нас нечем будет поддерживать соцсферу.

Сергей Берлин, член экспертно-консультативного совета при комитете ЗСК по финансово-бюджетной и налоговой политике, привел цифры: отмена нулевой налоговой ставки на олимпийские объекты — это около 8,5 млрд. руб. Он предложил выйти в Госдуму с инициативой относительно уплаты налога на прибыль консолидированной группы налогоплательщиков: крупные компании платят налоги в Москве — Сбербанк, Роснефть. И тщательно подходить к анализу целесообразности трат по мероприятиям программ.

Владимир Бекетов согласился со всеми предложениями, кроме одного — о необходимости изменений по консолидированным плательщикам:

— Мы должны четко представлять, что бюджет Российской Федерации, грубо говоря, 13 триллионов рублей, из них 6 триллионов — нефтегазовые доходы. Цена на нефть сократилась. А если и на газ сократится? Будет достаточно неуютно. Нам надо не добиваться того, чтобы Роснефть платила на нашей территории, а думать, что предпринять, чтобы своя экономика работала более четко и устойчиво.

Олеся Баркова, председатель подкомитета Совета молодых депутатов края по финансово-бюджетной и налоговой политике, сделала акцент на необходимости особой поддержки малого и среднего бизнеса, АПК. В этом поможет открытие новых оптово-заготовительных рынков на территории всех муниципальных образований. Также молодые депутаты поддерживают отмену нулевой налоговой ставки на олимпийские объекты и предлагают направить средства именно на развитие ЛПХ.

Мария Толсторуцкая, ведущий специалист управления сельского хозяйства администрации Брюховецкого района, привела примеры обоснованности и эффективности вложения средств в поддержку ЛПХ и аграрного сектора в целом: эти деньги действительно работают.

— Будем принимать меры, чтобы увеличить финансирование поддержки ЛПХ до миллиарда, — сказал Владимир Бекетов. — Но поддерживать надо только тех, кто эффективно работает.

Депутат ЗСК Дмитрий Козаченко рассказал об экономии бюджетных средств на примере Славянского района.

Подводя итог, Владимир Бекетов отметил и необходимость внимания к развитию курортной сферы. В целом же бюджет готов для вынесения на рассмотрение 42-й сессией ЗСК.

Присутствующие поддержали председателя ЗСК.

Также на слушаниях был рассмотрен проект закона края «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования в Краснодарском крае на 2016 год». Судя по докладам директора Территориального фонда ОМС края Людмилы Морозовой и председателя комитета ЗСК по вопросам здравоохранения Елены Капцовой, заложены достаточные средства для оказания медицинской помощи населению края. В 2016 году планируется уйти от перекоса в сторону финансирования медицины высоких технологий и обратить наконец внимание на первичное звено: любое сокращение мест в стационарах возможно только после постановления ЗСК, особую поддержку получит скорая помощь, частные медклиники и кабинеты будут проверять на наличие «черных зарплат».

Автор статьи : Наталья КУЛАКОВА