Публикация в СМИ

Бюджет Кубани: труд наполняет, контроль сохраняет.

29 мая 2014 года "Вольная Кубань" четверг №76

В отчетный период организация работы Контрольно-счетной палаты Краснодарского края (далее — Палата) строилась на основополагающих принципах законности, объективности, эффективности, независимости и гласности. В 2013 году Палата осуществляла предварительный, оперативный и последующий контроль за формированием и исполнением бюджета Краснодарского края, бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Краснодарского края.

Руководствуясь постановлением Законодательного собрания края от 22 мая 2013 года № 415П «Об отчете Контрольно-счетной палаты Краснодарского края о работе в 2012 году», Палата проводила работу по изысканию резервов доходов краевого и местных бюджетов, совершенствованию контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, повышению уровня внешнего государственного финансового контроля за исполнением краевого бюджета, усилила контроль за устранением выявленных проверками нарушений требований нормативных правовых актов Российской Федерации и Краснодарского края, восстановлением в бюджетной системе края неправомерно использованных средств.

Приоритетным также был контроль за реализацией на территории Краснодарского края национальных проектов: «Доступное комфортное жилье — гражданам России», «Здоровье», «Образование», Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также над выполнением мероприятий по подготовке и проведению ХХII Олимпийских зимних игр и ХI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и по развитию Сочи как горноклиматического курорта. В сфере межбюджетных отношений Палата контролировала исполнение местных бюджетов, законность и эффективность использования межбюджетных трансфертов.

Все проверки Палаты были ориентированы на оказание практической помощи субъектам проверок в части правильного ведения бухгалтерского учета, бюджетной отчетности, соблюдения требований федерального и регионального законодательства при использовании государственного и муниципального имущества, земельных ресурсов, организации закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд.

Основные результаты деятельности Контрольно-счетной палаты Краснодарского края в 2013 году

В 2013 году Палата провела 72 контрольных и экспертно-аналитических мероприятия, из них 41 контрольное и 31 экспертно-аналитическое. Контрольными мероприятиями было охвачено 256 объектов проверки, в том числе 72 государственных органа края и подведомственных им учреждений, 33 администрации муниципальных районов и городских округов, 22 администрации поселений и муниципальных органов, 129 предприятий и организаций. В 2013 году проверки были проведены в 33 муниципальных образованиях Краснодарского края. За отчетный период проверками и аналитическими исследованиями было охвачено использование бюджетных средств в сумме более 250 млрд. рублей.

Контрольные и экспертно-аналитические мероприятия показали, что в основном средства краевого и местных бюджетов используются бюджетополучателями на законных основаниях, эффективно и по целевому назначению. Вместе с тем проверки, проведенные Палатой в 2013 году, выявили различные нарушения и недостатки в финансово-бюджетной сфере на общую сумму более 3022,3 млн. рублей. Кроме того, установлены различные нарушения и недостатки в бюджетной отчетности и бухгалтерском учете на сумму 10012,1 млн. рублей, а также нарушения в области государственных закупок на сумму 988,6 млн. рублей.

Среди выявленных финансово-бюджетных нарушений и недостатков наибольшее значение имеют нарушения в использовании государственной и муниципальной собственности, которые в 2013 году составили 1116,3 млн. рублей, или 27,8 процента от всей суммы. В основном это нарушения гражданского законодательства в части регистрации прав на объекты недвижимости и земельные участки, находящиеся в краевой собственности, неиспользование в течение длительного времени имущества, приобретенного за счет средств краевого бюджета, нецелевое использование государственного имущества и т.д.

Установлены факты неэффективного использования бюджетных средств на общую сумму 917 млн. рублей. А именно: излишние расходы бюджета на выполнение государственного задания бюджетными учреждениями; нерезультативное использование бюджетных средств (недостижение критериев эффективности выполнения программ, использование средств на программные мероприятия, не выполненные в установленный срок, т.д.). Из общей суммы нарушений нецелевое использование бюджетных средств составило 604,9 тыс. рублей, из которых наибольшую часть составили денежные средства, израсходованные на оплату оборудования, услуг за счет средств, предназначенных на другие цели. Нарушения бюджетного законодательства при предоставлении, получении и расходовании бюджетных средств составили 259,0 млн. рублей.

Нарушения в сфере освоения средств на капитальное строительство (неправомерное завышение объемов строительно-монтажных и ремонтных работ, а также необоснованное увеличение стоимости строительных материалов и применение поправочных строительных коэффициентов, оплата невыполненных работ) составили 243,8 млн. рублей, что свидетельствует о существенных недостатках в работе государственных заказчиков, органов технического надзора в контроле за работой подрядчиков и разработкой проектно-сметной документации. Нарушения в области закупок для государственных и муниципальных нужд составили 988,6 млн. рублей. Во многом причинами выявленных нарушений и недостатков являются отсутствие надлежащего планирования государственного (муниципального) заказа, контроля за исполнением государственных (муниципальных) контрактов.

Наибольший удельный вес нарушений и недостатков в учете и бюджетной отчетности составляют нарушения требований Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», инструкций Минфина РФ по бюджетному и бухгалтерскому учету.

В 2013 году на основании контрольных и экспертно-аналитических мероприятий специалисты Палаты выявили резервы увеличения доходной части консолидированного бюджета Краснодарского края в сумме 1168,1 млн. рублей. По итогам контрольных мероприятий, проведенных Контрольно-счетной палатой Краснодарского края в целях устранения выявленных нарушений законодательства Российской Федерации, а также упущений и недостатков в работе проверяемых органов и организаций, в адрес руководителей субъектов проверок внесено 67 представлений.

В Законодательное собрание и администрацию Краснодарского края направлено 58 информационных материалов о проведенных проверках. В 2013 году объектами проверок устранено различных финансово-хозяйственных нарушений и недостатков, выявленных Палатой, на общую сумму 549,9 млн. рублей. Кроме того, устранены нарушения порядка ведения учета государственной (муниципальной) собственности на сумму 343,2 млн. рублей; поставлено на учет государственное и муниципальное имущество на сумму 26,3 млн. рублей, а также устранены нарушения и недостатки при ведении бухгалтерского учета и отчетности на сумму 7995,9 млн. рублей.

В 2013 году по результатам проверок Палаты 82 должностных лица, допустивших финансовые нарушения и недостатки в работе, привлечены к дисциплинарной ответственности. Следует отметить, что в 2013 году при формировании бюджета на очередной год и плановый период были учтены предложения Палаты, отмеченные в экспертных заключениях, на сумму 10795 млн. рублей.

Важное значение имеет рассмотрение итогов проверок Палаты на заседаниях комитетов Законодательного собрания края с участием представителей Палаты и руководителей органов исполнительной власти Краснодарского края, являющихся ответственными за исполнение представлений, что существенно повышает результативность исполнения представлений и реализацию предложений и рекомендаций Палаты. На парламентских слушаниях и пленарных заседаниях в ЗСК рассматривались заключения Палаты по проекту краевого бюджета на очередной год и плановый период, по отчету администрации края об исполнении краевого бюджета.

В мае 2013 года Контрольно-счетная палата Краснодарского края представила на пленарном заседании Законодательного собрания края отчет о работе Палаты в 2012 году. В отчетном году специалисты Палаты приняли участие в проводимой комитетом по вопросам культуры, информационной политики, социальной защиты населения и взаимодействия с общественными объединениями проверке отдельных вопросов выплаты центрами занятости населения минимального пособия по безработице в Краснодарском крае на примере Кавказского, Тбилисского и Тихорецкого районов. В ходе проверки установлено, что по состоянию на 01.12.2013 количество вакансий в указанных районах составило 3066 единиц. Подавляющее большинство вакансий сосредоточено в районных центрах: в Кропоткине — 845 вакансий, в Тихорецке — 1589 вакансий, в Тбилисской — 161 вакансия.

В районных центрах зарегистрирована наибольшая численность получателей минимального пособия по безработице. Так, количество получателей указанного пособия от общего числа получателей в муниципальном образовании составило: в Кропоткине — 71 человек (68,3 процента); в Тихорецке — 58 человек (50,4 процента), в Тбилисской — 25 человек (58,1 процента). При этом ни один из указанной категории безработных жителей Кавказского района не получал в 2012—2013 годах в администрациях проверенных муниципальных образований субсидий как гражданин, ведущий личное подсобное хозяйство (на приобретение сельскохозяйственных птиц и животных, за реализованную продукцию животноводства, на строительство теплиц и т.д.). Часть безработных граждан, получающих минимальный размер пособия по безработице, отказывались участвовать в проводимых центрами занятости мероприятиях активной политики занятости. Кроме того, в индивидуальные программы реабилитации граждан, имеющих различные ограничения к труду, не включено разрешение на профессиональное переобучение для их дальнейшего трудоустройства.

Многие жители поселений рассматриваемых муниципалитетов хотели бы работать в районных центрах, однако не могут этого сделать по причине высокой стоимости проезда из своих поселений в районный центр. Так, в Кавказском районе стоимость проезда туда и обратно из поселений района составляет от 22 рублей (из Кавказской) до 88 рублей (из Дмитриевского сельского поселения); в Тбилисском районе — от 20 рублей (из Ванновского сельского поселения) до 80 рублей (из Марьинского сельского поселения); в Тихорецком районе — от 20 рублей (из Парковского сельского поселения) до 135 рублей (из Еремизино-Борисовского сельского поселения).

По итогам проведенной проверки, анализа общих проблем обеспечения занятости населения в муниципальных образованиях края комиссия внесла конкретные предложения по улучшению работы в сфере занятости населения.

Важным фактором, влияющим на положительную динамику исполнения представлений Палаты, послужило взаимодействие с органами прокуратуры края, следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Краснодарскому краю и другими правоохранительными органами. В соответствии с соглашениями, заключенными Палатой с прокуратурой Краснодарского края, следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Краснодарскому краю, Главным управлением МВД Российской Федерации по краю, управлением Федеральной службы безопасности по Краснодарскому краю в целях обеспечения защиты государственных интересов края и пресечения правонарушений, было направлено 150 материалов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. Прокурорами городов и районов внесено 126 представлений об устранении нарушений, выявленных Палатой, на основании которых к дисциплинарной ответственности привлечено более 100 должностных лиц, возбуждено 8 дел об административной ответственности, направлено 27 материалов для проведения доследственнной проверки (в порядке ст.ст. 144, 145 УПК РФ), прокуратурой в защиту интересов края подано 52 исковых заявления в суды, возбуждено 20 уголовных дел. По 2 уголовным делам вынесены обвинительные приговоры суда.

В 2013 году Палата провела по поручению прокуратуры края и других правоохранительных органов 12 контрольных и экспертных мероприятий. В целях укрепления и развития единой системы внешнего государственного финансового контроля и в соответствии со ст. 18 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 6ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» в отчетном году продолжалось укрепление деловых связей Контрольно-счетной палаты Краснодарского края со Счетной палатой Российской Федерации. В 2013 году заключено соглашение со Счетной палатой Российской Федерации о взаимодействии.

В 2013 году совместно со Счетной палатой Российской Федерации проводилась проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, направленных на организацию и проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитие города Сочи как горноклиматического курорта. Руководство Палаты принимало участие в ряде заседаний коллегии Счетной палаты Российской Федерации, заседаниях президиума Ассоциации контрольно-счетных органов России. Укрепляется взаимодействие Палаты с региональными контрольно-счетными органами. В 2013 году Палатой было заключено соглашение о сотрудничестве с Контрольно-счетной палатой Челябинской области.

В отчетном периоде, во исполнение требований Федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», активно проводилась работа Совета контрольно-счетных органов Краснодарского края, в который входят Контрольно-счетная палата Краснодарского края и 44 муниципальные контрольно-счетные палаты края. В 2013 году в рамках взаимодействия с контрольно-счетными органами муниципальных образований проведены четыре совместные проверки. Палата постоянно оказывает консультативную помощь контрольно-счетным органам муниципальных образований края по вопросам организации и ведения контрольно-ревизионной и аналитической работы, правовым и иным проблемам в их деятельности.

В отчетном году отдельной задачей ставилось дальнейшее повышение эффективности работы Палаты посредством совершенствования методологического, правового и информационно-технологического обеспечения ее деятельности. В 2013 году деятельность Палаты осуществлялась на основе стандартов внешнего государственного финансового контроля, что позволило повысить эффективность контрольно-ревизионных и экспертно-аналитических мероприятий.

Одним из средств повышения эффективности деятельности Палаты является комплексная работа по кадровому обеспечению, учитывающая тенденции развития и изменения задач и функций Палаты, и направленная на внедрение новых принципов кадровой политики.

В 2013 году ряд работников прошли обучение на курсах повышения квалификации.

Отдельные контрольные мероприятия Палаты. Контроль за поступлением доходов в краевой и местные бюджеты края.

В 2013 году особое внимание Палата уделяла вопросам формирования доходной части консолидированного бюджета Краснодарского края и выявлению резервов увеличения доходов краевого и местных бюджетов, повышению эффективности использования государственной и муниципальной собственности.

В 2013 году в доходы консолидированного бюджета Краснодарского края поступило 219373217,3 тыс. рублей, что составило 95,2 процента годовых назначений и 89,6 процента от поступлений 2012 года. В отчетном периоде основным источником поступлений в консолидированный бюджет края являлись налоговые и неналоговые доходы. Их доля в общем объеме доходов составила 84,4 процента. Доля безвозмездных поступлений в общем объеме доходов составила 15,6 процента.

За 2013 год поступления налоговых и неналоговых доходов составили 185219272,1 тыс. рублей, или 95,5 процента годовых назначений. При этом рост таких доходов в 2013 году по сравнению с 2012 годом составил 106,4 процента.

Налоговые доходы консолидированного бюджета края за 2013 год составили 169634498,5 тыс. рублей, что на 9424392,5 тыс. рублей, или на 5,4 процента, больше, чем в 2012 году. Годовые бюджетные назначения исполнены на 94,8 процента.

Из общих налоговых поступлений консолидированного бюджета края в краевой бюджет за 2013 год поступило 127560516,6 тыс. рублей, что на 4564586,2 тыс. рублей, или на 3,7 процента, больше, чем в 2012 году. Годовые бюджетные назначения исполнены на 92,5 процента.

В местные бюджеты (городских округов, муниципальных образований, районов, городских и сельских поселений) в 2013 году поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей на общую сумму 42073981,9 тыс. рублей, что на 4136540,5 тыс. рублей, или на 10,9 процента, больше, чем в 2012 году. Годовые бюджетные назначения исполнены на 102,6 процента.

Безвозмездные поступления в консолидированный бюджет Краснодарского края составили за 2013 год 34153945,1 тыс. рублей, или 93,8 процента годовых назначений. В 2013 году по сравнению с 2012 годом безвозмездные поступления из федерального бюджета сократились в 2,1 раза.

Таким образом, снижение доходов консолидированного бюджета Краснодарского края в 2013 году обусловлено сокращением объемов финансовой помощи краю из федерального центра.

В рамках полномочий Палаты осуществлялся анализ основных параметров краевого бюджета, в том числе формирования доходной части, который показал, что некоторые администраторы бюджетных доходов не в полной мере учитывают изменения в налоговом законодательстве и реальные возможности предприятий, организаций, учреждений в увеличении бюджетных поступлений, вносят в проекты принимаемых бюджетов заниженные суммы администрируемых доходов.

Так, при анализе проекта краевого бюджета на 2014 год Палата установила, что в нарушение требований бюджетного законодательства показатели доходной части краевого бюджета не в полной мере основаны на прогнозе социально-экономического развития Краснодарского края. В заключении Палаты отмечено, что имеется несогласованность показателей по налогу на прибыль и налогу на доходы физических лиц. Несоответствие показателей краевого бюджета прогнозу влечет за собой определенную напряженность исполнения бюджета, необходимость внесения изменений в него, так как исполнение бюджета на практике показывает, что утвержденные показатели бюджета не всегда соответствуют реальным доходам бюджета.

Кроме того, было установлено, что в проекте бюджета были занижены показатели по неналоговым доходам: доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки, полномочия по управлению и распоряжению которыми осуществляют краевые органы власти, а также средства от продажи прав на заключение договоров аренды, доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства, доходы от реализации имущества, поступления в краевой бюджет штрафов, платы за негативное воздействие на окружающую среду и т.д. По заключению Палаты, прогнозируемый объем доходов за счет таких источников возможно увеличить на 700 млн. рублей.

Выявленные недостатки были отражены в экспертном заключении Контрольно-счетной палаты Краснодарского края на проект закона Краснодарского края «О краевом бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов». Выводы Палаты обсуждены на заседании комитета Законодательного собрания края по финансово-бюджетной и налоговой политике и парламентских слушаниях.

Кроме того, Палата рекомендовала министерству финансов Краснодарского края уточнить планируемые федеральным бюджетом на 2014 год объемы безвозмездных поступлений в краевой бюджет по 11 видам межбюджетных трансфертов на общую сумму 11,0 млрд. рублей.

Закон о краевом бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов был принят на сессии Законодательного собрания Краснодарского края с учетом замечаний и рекомендаций Палаты, а безвозмездные поступления в краевой бюджет из федерального бюджета были увеличены на 10 млрд. 795 млн. рублей.

В 2013 году в рамках полномочий Палата продолжала вести мониторинг поступления налогов и платежей в консолидированный бюджет края. Существенным резервом доходов консолидированного бюджета края является недоимка по налогам. По данным министерства финансов Краснодарского края по состоянию на 01.01.2014, недоимка по налогам в консолидированный бюджет Краснодарского края составила 8702228,5 тыс. рублей, или 5,6 процента в общем объеме поступлений налоговых доходов. В течение 2013 года рост недоимки составил 122,9 процента.

Также проверялись вопросы полноты поступления в краевой бюджет доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности Краснодарского края.

В целях выполнения постановления Законодательного собрания края от 26.07.2012 № 3384П «Об исполнении бюджетов муниципальных образований Краснодарского края за 2011 год» Палатой были проверены бюджеты 15 муниципальных образований края, из которых высокодотационными являются бюджеты 8 поселений и одного района, а 5 муниципальных образований не обеспечили в 2012 году темпов роста поступлений налоговых и неналоговых доходов выше уровня 2011 года. Так, в ходе проверки муниципального образования Краснодарского края Отрадненский район и поселений, входящих в его состав, было установлено, что в 2012 году в доходную часть консолидированного бюджета Отрадненского района поступило налоговых и неналоговых доходов на общую сумму 302952,3 тыс. рублей, или 106,1 процента от установленных бюджетных назначений.

По сравнению с уровнем 2011 года налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета уменьшились на 28325,6 тыс. рублей, или на 8,6 процента.

В 2012 году основным источником поступлений налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов Отрадненского района являлся налог на доходы физических лиц. В 2012 году в консолидированный бюджет Отрадненского района поступило налога на доходы физических лиц в общей сумме 198294,6 тыс. рублей, или 106,0 процентов к утвержденным бюджетным назначениям. Удельный вес поступлений налога на доходы физических лиц в консолидированном бюджете Отрадненского района за 2012 год составил 65,5 процента от всей суммы налоговых и неналоговых доходов.

Однако органы местного самоуправления Отрадненского района добивались перевыполнения бюджетных назначений по налогу на доходы физических лиц за счет первоначального занижения ожидаемого объема его поступлений по сравнению с показателями планов социально-экономического развития своих территорий.

Установлено, что органы местного самоуправления Отрадненского района не в полной мере принимают меры по увеличению доходов районного и поселенческих бюджетов.

Так, жителям 10 поселений Отрадненского района в 2011—2012 годах предоставлялись земельные участки площадью от 10 до 50 соток для ведения огородничества, выпаса животных и сенокосов без оформления правоустанавливающих документов на землю, межевания и постановки этих участков на кадастровый учет, что повлекло потери местных бюджетов по арендной плате за землю в общей сумме 833,8 тыс. рублей.

Также были установлены факты, когда в нарушение требований Бюджетного кодекса Российской Федерации администрации 10 поселений Отрадненского района не приняли должных мер по возврату в местные бюджеты образовавшихся в прошлые периоды переплат по отмененному в 2010 году единому социальному налогу в общей сумме 407,5 тыс. рублей. Всего резервы увеличения доходов консолидированного бюджета составили 1702,3 тыс. рублей.

Проверкой работы администрации муниципального образования Ейский район по мобилизации доходов в консолидированный бюджет Краснодарского края в 2010—2012 годах и первом полугодии 2013 года установлено, что на территории муниципального образования Ейский район в 2012 году по сравнению с 2010 годом уменьшились поступления по налогу на имущество организаций на 7,6 процента; по земельному налогу — на 6,7 процента.

Недоимка в консолидированный бюджет края по основным доходным источникам (на 01.01.2013) увеличилась к уровню на 01.01.2011 на 68,4 процента и составила 221700,0 тыс. рублей.

Проверка показала, что администрация муниципального образования Ейский район использует не все резервы увеличения доходов консолидированного бюджета края, допускает упущения и недостатки в работе. Установлены нарушения порядка администрирования доходов от арендной платы за землю на общую сумму 6925,6 тыс. рублей. На лицевые счета арендаторов земельных участков не разнесены платежи в общей сумме 1537,0 тыс. рублей. Занижена задолженность по арендной плате за использование земельных участков. В результате в бюджеты района и поселений не поступило 16904,0 тыс. рублей, а также пени в общей сумме 2228,6 тыс. рублей.

Администрация района не обеспечила надлежащее ведение претензионно-исковой работы по взысканию в бюджеты района и поселений просроченной задолженности по арендной плате за земельные участки в общей сумме 20800,0 тыс. рублей и арендной плате за имущество в общей сумме 2090,1 тыс. рублей, а также процентов за просрочку их оплаты.

Установлено, что в нарушение земельного законодательства землепользователи использовали без документов и без оплаты 3586,9 га земель сельскохозяйственного назначения из невостребованных земельных долей и 595,1 га земель фонда перераспределения Краснодарского края. В результате в консолидированный бюджет края за 2010—2012 годы и за 1-й квартал 2013 года не поступило расчетно 2523,1 тыс. рублей.

Размещен и эксплуатируется без оплаты 71 объект наружной рекламы. В результате сумма неполученной платы за установку и эксплуатацию указанных объектов составляет расчетно 1950,0 тыс. рублей.

Не проведена кадастровая оценка и не начисляется земельный налог на 2928 участков земель населенных пунктов, не включены в налогооблагаемую базу земельные участки под объектами многоэтажной застройки общей площадью 171,8 га и садоводческих товариществ общей площадью около 210,0 га. В результате резервы по уплате земельного налога составили расчетно 15214,5 тыс. рублей.

В районе не сформирована полная база плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду, в результате чего в доходы консолидированного бюджета края ежегодно не поступает расчетно 1500,0 тыс. рублей.

В нарушение гражданского законодательства администрация муниципального образования Ейский район не обеспечила регистрацию права собственности района на 351 (из 706) объект недвижимого имущества, а также на земельные участки, занимаемые объектами недвижимого имущества.

После устранения нарушений и недостатков в консолидированный бюджет края ежегодно дополнительно будет поступать не менее 24100,0 тыс. рублей.

Во исполнение представления Палаты администрацией муниципального образования Ейский район проведена работа по уточнению сведений о земельных участках и в УФНС России по Краснодарскому краю дополнительно передана информация о 1051 участке и сведения о правообладателях 187 участков под многоквартирными домами для начисления земельного налога. В реестр муниципальной собственности включены неучтенные объекты имущества. Лицам, имеющим задолженность по арендной плате за землю, за имущество, а также лицам, занимающим участки без надлежаще оформленных документов и без оплаты, направлены претензии и иски на сумму 17207,3 тыс. рублей. Заключены дополнительные соглашения к договорам аренды муниципального имущества, в которых установлен рыночный размер арендной платы, определенный оценщиком. В результате принятия мер в консолидированный бюджет района дополнительно поступило 11565,5 тыс. рублей. Устранены и другие нарушения и недостатки. Заместитель главы администрации муниципального образования Ейский район привлечен к дисциплинарной ответственности.

По поручению Счетной палаты Российской Федерации в 2013 году Палатой проведена проверка ведения учета имущества, находящегося в государственной собственности Краснодарского края, и полноты поступления в краевой бюджет доходов от его использования.

Государственное имущество Краснодарского края закреплено за 34 органами власти, 218 казенными, 497 бюджетными и 21 автономным учреждением Краснодарского края, а также за 57 государственными унитарными предприятиями Краснодарского края. Полномочия по распоряжению имуществом казны осуществляют 20 органов исполнительной власти Краснодарского края. Полномочия по осуществлению прав акционеров 144 хозяйственных обществ, акции которых находятся в государственной собственности Краснодарского края, осуществляет департамент имущественных отношений Краснодарского края.

Установлено, что в реестре государственной собственности Краснодарского края учтено 16236 объектов недвижимого имущества общей балансовой стоимостью 73000880,9 тыс. рублей, 31274 объекта движимого имущества общей балансовой стоимостью 42821007,0 тыс. рублей, имущество казны, включая 1849 объектов недвижимого имущества и 3210 объектов движимого имущества, общей балансовой стоимостью 34030196,3 тыс. рублей, и государственные пакеты акций номинальной стоимостью 60779423,7 тыс. рублей.

Доходы краевого бюджета от использования и продажи недвижимого и движимого имущества в проверяемом периоде составили 662332,8 тыс. рублей, в том числе: в 2011 году — 219141,5 тыс. рублей, или 172,6 процента годовых назначений; в 2012 году — 243114,2 тыс. рублей, или 161,0 процент годовых назначений; за 9 месяцев 2013 года — 200077,1 тыс. рублей, или 31,5 процента годовых назначений. Поступления от продажи государственных пакетов акций составили 231897,3 тыс. рублей, в том числе: в 2011 году — 124055,9 тыс. рублей — в 6,9 раза больше годовых назначений; в 2012 году — 67177,7 тыс. рублей, или 102,2 процента годовых назначений; за 9 месяцев 2013 года — 40663,7 тыс. рублей, или 6,6 процента годовых назначений.

Проверка показала, что департамент имущественных отношений Краснодарского края, другие уполномоченные органы исполнительной власти, государственные учреждения и унитарные предприятия Краснодарского края не приняли всех мер по обеспечению эффективного управления, распоряжения объектами государственной собственности Краснодарского края.

Так, по состоянию на 01.10.2013 департамент имущественных отношений Краснодарского края не обеспечил государственную регистрацию права собственности Краснодарского края на 816 объектов недвижимого имущества.

Отсутствие должного контроля со стороны отраслевых департаментов привело к тому, что подведомственные государственные учреждения и унитарные предприятия Краснодарского края не зарегистрировали право оперативного управления или право хозяйственного ведения на 8727 объектов недвижимого имущества.

В нарушение требований земельного законодательства 6 государственных учреждений и 8 государственных унитарных предприятий Краснодарского края занимают соответственно 584 и 30 земельных участков под объектами недвижимости без документов, удостоверяющих права на участки.

Установлено, что в ряде случаев в Реестре государственной собственности Краснодарского края не были учтены объекты имущества и земельные участки. В других случаях некоторые объекты имущества были учтены в Реестре государственной собственности дважды и трижды.

Устранение нарушений и недостатков, выявленных в ходе проверки, позволит мобилизовать в консолидированный бюджет Краснодарского края арендную плату за землю в сумме 14437,4 тыс. рублей, земельный налог в сумме 989,3 тыс. рублей, налог на имущество организаций в сумме 12200,0 тыс. рублей, а также задолженность за аренду движимого имущества и задолженность по дивидендам в общей сумме 71986,6 тыс. рублей. Общая сумма резервов доходов консолидированного бюджета Краснодарского края составляет 99613,3 тыс. рублей.

Резервы увеличения доходов краевого и местных бюджетов выявлялись и в ходе других контрольно-ревизионных мероприятий Палаты.

В целом за 2013 год Контрольно-счетная палата Краснодарского края выявила резервы увеличения доходной части консолидированного бюджета края на сумму 1168,1 млн. рублей.

Одним из важнейших направлений деятельности Палаты остается контроль за использованием средств краевого и консолидированного бюджетов края, государственного и муниципального имущества.

В 2013 году Палата провела 41 контрольное мероприятие, в рамках которых было проверено использование бюджетных средств государственными органами Краснодарского края (департаментами, министерствами, управлениями), районными и городскими администрациями, администрациями поселений, организациями, предприятиями и учреждениями.

Особое внимание при планировании проверок Палата уделяет вопросам реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» на территории Краснодарского края.

В 2013 году проведена проверка использования средств краевого бюджета, выделенных министерству сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края (далее — минсельхоз) в 2011—2012 годах на реализацию мероприятий по поддержанию почвенного плодородия и страхованию урожая сельскохозяйственных культур в рамках краевой целевой программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Краснодарском крае» на 2008—2012 годы (далее — Программа развития сельского хозяйства).

В ходе контрольного мероприятия проведены проверки в 35 сельхозорганизациях в 11 муниципальных образованиях края.

Проверка показала, что в крае проводится большая работа по сохранению плодородия почв земель сельхозназначения и развитию отрасли растениеводства.

За период действия Программы развития сельского хозяйства (2008—2012 годы) сельхозтоваропроизводителям края из краевого бюджета были выделены субсидии на поддержание почвенного плодородия земель в сумме 2119,34 млн. рублей.

Вместе с тем проверкой установлены существенные недоработки со стороны минсельхоза, органов местного самоуправления и сельхозтоваропроизводителей края по сохранению и воспроизводству плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и использованию бюджетных средств, выделяемых на эти цели в виде различных субсидий.

За проверяемый период в крае не был достигнут рост производственных показателей растениеводства по сравнению с 2008 годом. Валовой сбор зерновых и зернобобовых культур в 2011 году составил 11454,0 тыс. тонн, в 2012 году — 8839,2 тыс. тонн, что на 2794,8 тыс. тонн меньше, чем в 2008 году. Урожайность зерновых и зернобобовых культур по результатам 2012 года составила 41,2 ц/га, что на 11,0 ц/га меньше уровня 2008 года.

В целом по краю сократилась удобренная минеральными удобрениями площадь, которая составила в 2012 году 1676,1 тыс. гектаров. Объемы внесения минеральных удобрений в расчете на 1 гектар посевной площади под все сельскохозяйственные культуры, кроме картофеля, не достигают научно обоснованных доз. Существенно снизились объемы внесения в почву органических удобрений, а также удобренная площадь сельскохозяйственных культур.

В результате недостаточного внимания со стороны минсельхоза и администраций большинства муниципальных образований края к выполнению мероприятий по сохранению и восстановлению плодородия почв земель сельхозназначения и агроландшафтов в крае уже в течение многих лет складывается отрицательный баланс ежегодного поступления питательных веществ. В 2011—2012 годах среднегодовой вынос питательных веществ из почвы в 2,3 раза превышал суммарное поступление элементов питания в почву.

В ходе проверки установлены факты выплаты субсидий на поддержание почвенного плодородия земель в нарушение порядка субсидирования, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 10.05.2011 № 439 «О предоставлении субсидий из краевого бюджета на приобретение минеральных удобрений и других средств химизации (кроме рапса) и мониторинг плодородия земель сельскохозяйственного назначения на основе материалов агрохимического и эколого-токсикологического обследования».

Установлены факты получения сельхозтоваропроизводителями края субсидий на основании недостоверных сведений об объеме внесенных минеральных удобрений, о количестве удобренных площадей, о непревышении в структуре посевных площадей доли посевов подсолнечника.

Всего в 2011—2012 годах 16 субъектов АПК края неправомерно получили субсидии на компенсацию завышенных затрат на приобретение минеральных удобрений в общей сумме 6811,5 тыс. рублей.

Кроме того, проверка показала, что многие сельхозтоваропроизводители продолжают систематически нарушать требования ст. 7 Закона Краснодарского края от 07.06.2004 № 725-КЗ «Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края», допуская чередование сева подсолнечника менее 8 лет на одном поле и превышая допустимый уровень его посевов в общей посевной площади (13,0 процентов).

По итогам проверки использования средств краевого бюджета, выделенных на реализацию мероприятий по поддержанию почвенного плодородия и страхованию урожая сельскохозяйственных культур в рамках краевой целевой программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Краснодарском крае» на 2008—2012 годы, заместителю главы администрации (губернатора) Краснодарского края, министру сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края направлено соответствующее представление Палаты для устранения недостатков в работе.

В результате в краевом бюджете восстановлены неправомерно полученные субсидии в общей сумме более 37,0 млн. рублей. Министерством сельского хозяйства края совместно с Палатой ведется претензионно-исковая работа по восстановлению бюджетных средств в краевом бюджете. В арбитражном суде Краснодарского края рассматриваются 6 исков на общую сумму 11334,9 тыс. рублей. Результаты проверки Палаты рассмотрены на расширенном заседании рабочей группы министерства, на котором сотрудникам указано на неукоснительное выполнение требований действующего законодательства, недопущение в дальнейшей работе нарушений при выплате субсидий.

Минсельхозом разработан план мероприятий по предотвращению в дальнейшем нарушений, установленных в ходе проверки. Так, в целях исключения несоответствия фактических посевных площадей сельскохозяйственных культур, заявленных к субсидированию, а также для контроля за фактической структурой посевных площадей в части соблюдения доли, занимаемой подсолнечником, минсельхозом создан центр дистанционного спутникового мониторинга. Использование возможностей этого центра также позволит осуществлять проверку данных о фактическом состоянии застрахованных посевных площадей. Систематически проводятся совещания, конференции с органами местного самоуправления по вопросам повышения эффективности и результативности использования государственной поддержки субъектами АПК.

С целью организации повсеместного мониторинга плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края в 2013 году увеличена доля возмещаемых из краевого бюджета затрат на проведение агрохимического и экологотоксикологического обследования до 51 процента. Запланированы работы по известкованию кислых почв на площади 3,76 тыс. га с объемом финансирования 7412,8 тыс. рублей.

В целях обеспечения систематического воспроизводства и повышения плодородия почв в Краснодарском крае в 2014 году в рамках мероприятия «Предоставление консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям путем разработки, внедрения и распространения передовых технологий и инновационных проектов в области агропромышленного комплекса» предусмотрена разработка современной научно обоснованной системы земледелия Краснодарского края на агроландшафтной основе. По окончании разработки системы земледелия в Закон Краснодарского края от 07.06.2004 № 725-КЗ «Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края» будут внесены изменения, обязывающие землепользователей осуществлять производство продукции растениеводства в соответствии с требованиями научно обоснованной системы земледелия.

При разработке в 2014 году порядка выплаты субсидий на сохранение и поддержание почвенного плодородия земель сельскохозяйственного назначения будут учтены рекомендации в части ограничений для сельскохозяйственных товаропроизводителей по выращиванию подсолнечника, установленных вышеуказанным Законом.

Проверкой эффективности и целевого расходования средств, выделенных на оснащение оборудованием медицинских учреждений Краснодарского края в рамках мероприятий региональной программы «Модернизация здравоохранения Краснодарского края на 2011—2012 годы» (далее — Программа модернизации здравоохранения), установлено, что за 2011—2012 годы и первое полугодие 2013 года на укрепление материально-технической базы государственных и муниципальных медицинских учреждений края израсходовано 7343,3 млн. рублей, на внедрение современных информационных систем в здравоохранение — 541,2 млн. рублей.

Контрольным мероприятием выявлены недостатки, связанные с организацией закупок оборудования, его использованием, а также осуществлением контроля за ходом реализации Программы модернизации здравоохранения.

В нарушение бюджетного законодательства финансовые управления муниципальных образований края несвоевременно и не в полном объеме перечисляли денежные средства лечебным учреждениям, что повлекло несвоевременность расчетов с поставщиками оборудования.

В целом за проверяемый период недофинансирование лечебных учреждений (при поступлении ассигнований на счета администраций муниципальных образований края), которые вошли в число объектов проверки, составило 39858,6 тыс. рублей.

Проверка показала, что вследствие недостаточного контроля со стороны государственных заказчиков поставщики ненадлежаще выполняли обязательства по контрактам. Из заключенных краевым министерством здравоохранения Краснодарского края (далее — минздрав) 114 государственных контрактов поставщиками нарушены обязательства по 81 контракту (нарушение срока поставки, ввода в эксплуатацию медоборудования и т.д.).

В результате в краевые медицинские учреждения несвоевременно поставлено или введено в эксплуатацию 378 из 560 единиц медоборудования, что составило 68 процентов, в муниципальные лечебно-профилактические учреждения несвоевременно поставлено (или введено в эксплуатацию) 583 единицы медоборудования, или 70 процентов от общего объема поставки.

Одним из недостатков реализации Программы модернизации здравоохранения явилось неэффективное использование лечебными учреждениями полученного оборудования.

Установлены факты предоставления поставщиками оборудования в обеспечение исполнения государственных контрактов недостоверных банковских гарантий, что в отдельных случаях привело к невозможности внесудебного возмещения убытков за невыполнение контрактных обязательств.

Проверкой выявлены факты оплаты непоставленного оборудования.

При проверке реализации программной задачи «Внедрение современных информационных систем в здравоохранение» установлено, что мероприятие «Персонифицированный учет оказания медицинских услуг, возможность ведения электронной медицинской карты» не выполнено. В лечебно-профилактических учреждениях края монтаж локально-вычислительных сетей выполнен не в полном объеме.

Из поставленных в проверенные лечебные учреждения 789 комплектов терминальных станций общей стоимостью 11 775,8 тыс. рублей фактически эксплуатируется 28 единиц. Остальные 761 станция, на поставку которых использовано 11357,9 тыс. рублей, по состоянию на 1.07.2013 в течение от 7 до 15 месяцев (с даты поступления в учреждение) не работали, из них 507 комплектов хранились в упаковочной таре.

Проверкой установлены другие нарушения и недостатки в реализации программы «Модернизация здравоохранения Краснодарского края», которые отражены в отчете о проведении контрольного мероприятия.

По результатам данной проверки Палата направила министру здравоохранения Краснодарского края представление для принятия конкретных мер по устранению выявленных нарушений и недостатков при реализации программных мероприятий.

Следует отметить, что уже в ходе проверки минздрав и лечебные учреждения начали принимать меры по устранению выявленных Палатой финансовых нарушений, а также проинформировали органы прокуратуры о фактах предоставления поставщиками оборудования недостоверных банковских гарантий.

Минздрав устранил недофинансирование муниципальных образований и лечебно-профилактических учреждений в сумме 31519,2 тыс. рублей, направил в арбитражный суд Краснодарского края 29 исковых заявлений к 18 поставщикам на сумму 867294,5 тыс. рублей о взыскании неустойки за нарушение сроков поставки, ввода в эксплуатацию и других обязательств, предусмотренных контрактами, на 12054,4 тыс. рублей увеличен размер неустойки за нарушение сроков поставки оборудования в муниципальное бюджетной учреждение «Перинатальный центр» г. Новороссийска.

Централизованной бухгалтерией министерства приняты к учету претензии, выставленные поставщикам на общую сумму 3659624,3 тыс. рублей.

Администрацией Славянского района устранено недофинансирование центральной районной больницы в размере 2380,6 тыс. рублей.

Центральной городской больницей г. Горячий Ключ устранена недостача медицинского оборудования общей стоимостью 3083,0 тыс. рублей, онкодиспансером № 3 г. Новороссийска принято к учету 9 единиц медицинского оборудования на сумму 305,2 тыс. рублей. Принимаются меры по устранению нарушений и недостатков и другими лечебными учреждениями.

В муниципальных учреждениях здравоохранения к материальной и дисциплинарной ответственности привлечено 10 человек.

По фактам нарушений, выявленных в центральной городской больнице г. Горячий Ключ, материально ответственное лицо по приговору суда привлечено к уголовной ответственности. По факту предоставления поставщиком медицинского оборудования недостоверной банковской гарантии Туапсинской районной больницей № 1 материалы направлены в отдел МВД Российской Федерации по г. Туапсе.

Во исполнение представления Контрольно-счетной палаты министерство здравоохранения Краснодарского края разработало конкретный план мероприятий по устранению в течение 2014 года выявленных нарушений и недостатков. Исполнение представления остается на контроле Палаты.

Проверка расходования средств краевого бюджета, выделенных на финансирование мероприятий краевой целевой программы «Обращение с твердыми бытовыми отходами на территории Краснодарского края» на 2009—2013 годы (далее — Программа по обращению с ТБО) департаменту жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края (далее — департамент ЖКХ), администрациям муниципальных образований края, показала, что на финансирование мероприятий Программы по обращению с ТБО было предусмотрено использование средств консолидированного бюджета края в общей сумме 215263,0 тыс. рублей, в том числе: средств краевого бюджета — 201545,0 тыс. рублей, средств местных бюджетов — 13718,0 тыс. рублей. Из них по состоянию на момент проверки фактически были освоены средства в сумме 67820,7 тыс. рублей, или 31,5 процента от запланированной суммы, в том числе средства краевого бюджета — 63553,5 тыс. рублей, средства местных бюджетов — 4267,2 тыс. рублей.

При оценке итогов реализации Программы по обращению с ТБО была отмечена слабая работа департамента ЖКХ как ее координатора, а также органов местного самоуправления как участников, которая привела к невыполнению запланированных мероприятий. Краевая целевая программа «Обращение с твердыми бытовыми отходами на территории Краснодарского края» на 2009—2013 годы оказалась нереализованной.

Программой по обращению с ТБО было предусмотрено разработать краевую схему межмуниципального расположения объектов размещения ТБО, проектно-сметную документацию на обустройство полигонов (свалки) ТБО в 12 муниципальных образованиях края, провести проектно-изыскательские работы для Новокубанского и Тихорецкого экологических отходоперерабатывающих комплексов, строительство указанного комплекса в Тихорецком районе.

За 2009—2013 годы департаменту ЖКХ не удалось выполнить единственный критерий выполнения Программы: строительство зонального комплекса по обращению с ТБО в муниципальном образовании Тихорецкий район. Не разработана проектно-сметная документация на обустройство полигонов (свалки) ТБО ни в одном из обозначенных Программой по обращению с ТБО 12 муниципальных образований края, не проведены проектно-изыскательские работы для Новокубанского экологического отходоперерабатывающего комплекса.

К концу 2013 года не выполнены количественные показатели, предусмотренные Программой по обращению с ТБО: увеличение до 40 процентов объема использования отходов в качестве вторичного сырья и, соответственно, уменьшение на 40 процентов объема размещения отходов на полигонах (свалках) ТБО.

Не достигнут предусмотренный рост качественных показателей в обеспечении выполнения требований природоохранного законодательства, улучшения экологической обстановки и создания на территории края индустрии сортировки и переработки отходов.

В ходе проверки установлены факты выплаты департаментом ЖКХ субсидий органам местного самоуправления на реализацию программных мероприятий в нарушение условий их предоставления.

Так, в 2011 году департамент ЖКХ предоставил администрации муниципального образования Новокубанский район субсидию в сумме 4965,0 тыс. рублей на выполнение проектно-изыскательских работ (в три этапа) для строительства Новокубанского межмуниципального экологического отходоперерабатывающего комплекса. Субсидия выделена при отсутствии в районном бюджете средств, предусмотренных на выполнение условий софинансирования мероприятий Программы, что является нарушением порядка предоставления субсидий.

Аналогичные нарушения допущены департаментом ЖКХ при субсидировании муниципального образования Тихорецкий район.

В целом проверкой выявлены нарушения и недостатки в использовании бюджетных средств в общей сумме 62120,7 тыс. рублей.

Руководителю департамента ЖКХ, а также в адрес глав муниципальных образований Новокубанского и Тихорецкого районов внесены соответствующие представления Палаты для устранения нарушений законодательства. Результаты проверки рассмотрены на совместном заседании комитета по финансово-бюджетной и налоговой политике и комитета по вопросам промышленности, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Законодательного собрания Краснодарского края, на котором руководству департамента ЖКХ еще раз было указано на остроту проблемы обращения с твердыми бытовыми отходами в крае и необходимость принятия конкретных и результативных мер по ее решению.

В целях решения поставленных проблем департаментом ЖКХ предполагается обеспечить рост качественных показателей в исполнении требований природоохранного законодательства за счет реализации мероприятий подпрограммы «Обращение с твердыми бытовыми отходами на территории Краснодарского края на 2014—2016 годы» госпрограммы Краснодарского края «Развитие жилищно-коммунального хозяйства». Департаментом ЖКХ организован мониторинг информации о состоянии систем обращения с твердыми бытовыми отходами, сложившемся в муниципальных образованиях края.

Департаментом ЖКХ совместно с администрациями муниципальных образований Новокубанский и Тихорецкий районы проводится претензионная работа по устранению выявленных в ходе проверки нарушений бюджетного законодательства. Администрацией муниципального образования Тихорецкий район ведется претензионно-исковая работа в отношении исполнителей работ с целью устранения недостатков в проектно-сметной документации на строительство экологического отходоперерабатывающего комплекса (далее — ЭОК) в Тихорецком районе и проведения государственной экспертизы проектно-сметной документации. В арбитражный суд Краснодарского края направлены исковые заявления о взыскании с недобросовестного подрядчика штрафа за ненадлежащее исполнение договорных обязательств в общей сумме 2591,8 тыс. рублей. Также в адрес подрядчика, выполняющего работы по обеспечению инженерной инфраструктурой территории Тихорецкого ЭОК и строительства участка захоронения неутильной части ТБО, районной администрацией направлены претензионные письма об уплате неустойки за неисполнение работ в соответствии с утвержденным графиком. Не освоенные районной администрацией бюджетные средства по программе «Обращение с твердыми бытовыми отходами на территории Краснодарского края» на 2009—2013 годы в сумме 22971,2 тыс. рублей восстановлены в краевом бюджете.

Проведенная проверка соблюдения органами местного самоуправления Отрадненского района требований бюджетного законодательства при исполнении местных бюджетов за 2012 год выявила нарушения и недостатки при формировании объемов, получении, использовании, учете бюджетных средств и муниципального имущества, осуществлении закупок для муниципальных нужд на общую сумму 1076276,1 тыс. рублей.

Анализ бюджетной обеспеченности жителей Отрадненского района показал, что в 2012 году средняя бюджетная обеспеченность 1 жителя района расходами консолидированного бюджета составила 19,7 тыс. рублей, что на 2 тыс. рублей больше, чем в 2011 году. Это на 4,4 тыс. рублей больше среднекраевого уровня.

При этом поступления налоговых и неналоговых доходов в местные бюджеты Отрадненского района в расчете на 1 жителя района составили в 2012 году 4,7 тыс. рублей, что в 1,5 раза меньше среднекраевого уровня.

Анализ исполнения районного плана социально-экономического развития за 2012 год показал, что из 24 утвержденных показателей в рассматриваемом периоде не исполнено 6 показателей, или 25 процентов.

Проверка исполнения в 2012 году планов социально-экономического развития поселений Отрадненского района показала, что у 4 поселений планы и отчеты об их исполнении составлены формально и также имеют невысокую степень достоверности.

Проведенная проверка правильности учета и использования муниципального имущества показала, что в нарушение законодательства на баланс 14 поселений Отрадненского района не было поставлено муниципальное имущество стоимостью более 87052,4 тыс. рублей, в том числе: более 147,1 км водопроводных сетей, более 188,8 км электросетей, более 583,5 км автодорог, 11 водонапорных башен, более 160 тыс. кв. м парков и 651,4 тыс. кв. метров территорий кладбищ и т.д.

На балансе двух администраций поселений Отрадненского района продолжало числиться имущество общей стоимостью 119,1 тыс. рублей, которое ими было реализовано в 2006—2010 годах.

Доходы консолидированного бюджета Отрадненского района составили за 2012 год в общей сумме 1255287,7 тыс. рублей и по сравнению с 2011 годом увеличились на 97878,6 тыс. рублей, или на 8,5 процента.

В 2012 году в Отрадненском районе увеличился объем недоимки по налоговым и неналоговым платежам в районный бюджет и бюджеты поселений.

Консолидированный бюджет Отрадненского района на протяжении 3 лет является высокодотационным. Удельный вес одних только безвозмездных поступлений в консолидированный бюджет района (без учета поступлений по регулирующим налогам) составил за 2012 год 75,9 процента от всех доходов консолидированного бюджета района. В 2011 году удельный вес безвозмездных поступлений в консолидированный бюджет района составлял 71,4 процента. Такая динамика свидетельствует об усилении в 2012 году зависимости консолидированного бюджета Отрадненского района от поступлений из краевого бюджета.

Сумма безвозмездных поступлений, зачисленных в консолидированный бюджет Отрадненского района, составила за 2012 год 952335,4 тыс. рублей, или 99,9 процента от бюджетных назначений. Удельный вес безвозмездных поступлений во всех доходах консолидированного бюджета Отрадненского района составил за 2012 год 75,9 процента.

По сравнению с 2011 годом сумма безвозмездных поступлений, зачисленная в консолидированный бюджет Отрадненского района, увеличилась на 126204,3 тыс. рублей, или на 15,3 процента.

При этом проведенными контрольными мероприятиями были установлены факты неэффективных расходов краевого бюджета на общую сумму 4074,2 тыс. рублей. При систематическом характере неисполнения в Отрадненском районе запланированных за счет межбюджетных трансфертов бюджетных расходов главные распорядители средств краевого бюджета продолжали направлять в местные бюджеты денежные средства в прежних или в больших объемах.

Систематическое образование остатков неиспользованных бюджетных средств на эти цели обусловлено отсутствием потребности в районе в таком объеме субсидии. Однако администрация Отрадненского района не приняла в 2012 году мер по уменьшению объема трансфертов.

Проверка законности и обоснованности расходов средств местных бюджетов Отрадненского района за 2012 год выявила, что администрации 8 поселений Отрадненского района допустили нецелевое использование бюджетных средств на общую сумму 604,9 тыс. рублей. Администрации 5 поселений Отрадненского района неэффективно израсходовали в 2012 году средства бюджетов поселений на общую сумму 145,3 тыс. рублей. Администрации четырех поселений Отрадненского района произвели неправомерные расходы в общей сумме 1504,7 тыс. рублей на содержание и инвестиции в объекты, не являющиеся муниципальной собственностью.

Также проведенными контрольными мероприятиями были установлены резервы уменьшения (экономия по налогу на имущество юридических лиц при переводе объектов основных средств в имущество казны) расходов местных бюджетов Отрадненского района на общую сумму 223,4 тыс. рублей.

Следует отметить, что при проведении проверки администрацией муниципального образования Отрадненский район приняты активные меры по устранению нарушений и недостатков в использовании бюджетных средств и имущества, выявленных специалистами Контрольно-счетной палаты Краснодарского края. В ходе проверки восстановлено в консолидированном бюджете средств, использованных с различными нарушениями, на общую сумму 1040,6 тыс. рублей, а также устранены многие нарушения в ведении бюджетного учета и отчетности на общую сумму 436206,36 тыс. рублей.

По результатам проверки в адрес главы Отрадненского района и глав 14 поселений района были внесены соответствующие представления Контрольно-счетной палаты Краснодарского края.

В настоящее время в Отрадненском районе проводится комплекс мероприятий по устранению установленных проверкой нарушений.

В соответствии с планом работы Контрольно-счетной палаты Краснодарского края на 2013 год проведен аудит эффективности использования межбюджетных трансфертов (субсидий и иных межбюджетных трансфертов), выделенных из краевого бюджета в 2011—2012 годах на развитие инфраструктуры и решение социально значимых вопросов Ейскому и Ленинградскому районам и поселениям, входящим в их состав.

Проведенная проверка показала, что органы местного самоуправления Ейского и Ленинградского районов при расходовании средств краевого бюджета на развитие их муниципальной инфраструктуры и решение социально значимых вопросов допустили в 2011—2012 годах различные нарушения и недостатки в общей сумме 98174 тыс. рублей, что составляет 13,4 процента от всех предоставленных им средств на эти цели.

Установлено, что в 2011—2012 годах из краевого бюджета ежегодно выделялась адресная финансовая помощь в общей сумме 15621060,5 тыс. рублей всем муниципальным  образованиям на развитие их муниципальной инфраструктуры и решение социально значимых вопросов.

 

В том числе консолидированный бюджет Ейского района получил в 2011 году из краевого бюджета на эти цели 197881,1 тыс. рублей, в 2012 году — 125269,3 тыс. рублей, консолидированный бюджет Ленинградского района получил в 2011 году 216254,3 тыс. рублей, в 2012 году — 193993,0 тыс. рублей.

В целом полученные средства краевого бюджета были использованы в этих муниципальных образованиях на улучшение состояния муниципальной инфраструктуры, повышение качества оказываемых жителям районов муниципальных услуг, снижение социальной напряженности в районах. За счет средств краевого бюджета в городах и районах края были отремонтированы, модернизированы и вновь построены многие спортивные объекты, объекты социальной и коммунальной инфраструктуры, автодороги и т.д.

Вместе с тем проведенными контрольными мероприятиями были установлены факты нарушений органами местного самоуправления Ейского, Ленинградского районов (и муниципальными учреждениями указанных муниципальных образований) требований федерального и краевого законодательства при использовании средств краевого бюджета.

Например, 6 главных распорядителей средств бюджетов Ейского и Ленинградского районов не обеспечили результативности использования выделенных им краевых средств и не приняли мер по уточнению (уменьшению) их объема. В результате неэффективные (нерезультативные) расходы средств краевого бюджета составили в общей сумме 40903,9 тыс. рублей.

Проверкой установлено, что администрация Ленинградского сельского поселения предоставила бюджетные инвестиции ОАО «Ленинградский водоканал», не являющемуся государственным или муниципальным предприятием, с нарушением бюджетного законодательства в размере 6478,1 тыс. рублей.

Органы местного самоуправления Ейского и Ленинградского районов, подведомственные им учреждения, муниципальные унитарные предприятия в нарушение требований бюджетного законодательства не увеличили стоимость муниципального имущества (в том числе уставных фондов муниципальных унитарных предприятий) на сумму произведенных в 2011—2012 годах за счет краевых средств реконструкции, модернизации и строительства новых объектов основных средств в размере 27827,3 тыс. рублей.

Реконструированные, модернизированные и вновь построенные объекты органы местного самоуправления и подведомственные им организации не поставили на свои балансы, а расходы на их создание были ими списаны как расходы текущего характера.

Органы местного самоуправления Ленинградского и Ейского районов занизили в 2011—2012 годах налогооблагаемую базу по налогу на имущество организаций, что привело к потерям доходов краевого бюджета на общую сумму 481,2 тыс. рублей.

Проверкой использования средств краевого бюджета, выделенных министерству культуры Краснодарского края в 2011—2012 годах на обеспечение деятельности подведомственных учреждений, установлено, что на обеспечение деятельности 26 учреждений, подведомственных министерству культуры Краснодарского края, в проверенный период из краевого бюджета выделено 2515,3 млн. рублей.

В проверяемый период министерство культуры своевременно устанавливало государственные задания подведомственным учреждениям. Вместе с тем министерство не обеспечило соблюдения требований постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 07.12.2010 № 1093 «О порядке формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания в отношении государственных учреждений Краснодарского края» в части осуществления контроля за выполнением государственными бюджетными и государственными автономными учреждениями государственных заданий. Показатели, характеризующие выполнение государственного задания, не всегда учитывали профиль и реальные возможности каждого учреждения и не обеспечивали прозрачность выполнения государственного задания.

Отдельные учреждения культуры не в полной мере осваивали субсидии, предоставленные им на выполнение государственного задания. В 2011 году общая сумма не использованных учреждениями средств составила 13,3 млн. рублей, в 2012 году — 9,1 млн. рублей. Кроме того, несоблюдение учреждениями нормативов финансовых затрат привело к их избыточному финансированию на сумму 16,0 млн. рублей.

Государственные учреждения не всегда оформляли оправдательными документами хозяйственные операции по оплате услуг и работ, выполнявшихся сторонними организациями и физическими лицами. Общая сумма необоснованных расходов, произведенных учреждениями в 2011—2012 годах, составила 17872,7 тыс. рублей. Установлены случаи неэффективного управления государственным имуществом Краснодарского края общей стоимостью 37789,3 тыс. рублей.

Кроме того, отдельными подведомственными министерству культуры края учреждениями не обеспечена государственная регистрация права на используемые земельные участки, кадастровая стоимость которых составляет 515176,7 тыс. рублей.

По результатам проверки Палаты в адрес министра культуры Краснодарского края внесено представление для принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков. Во исполнение представления министерством разработан план мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков. Исполнение представления и принятого министерством культуры плана мероприятий находится на контроле Палаты.

Проверкой использования средств консолидированного бюджета Краснодарского края на выполнение мероприятий ведомственных целевых программ «О подготовке документов территориального планирования, градостроительного зонирования и землеустроительной документации на территории Краснодарского края» в 2011 году и «О подготовке градостроительной и землеустроительной документации на территории Краснодарского края» в 2012—2013 годах установлено, что за проверяемый период на выполнение программных мероприятий из краевого и местных бюджетов было израсходовано 481845,9 тыс. рублей, или 72,3 процента от общей суммы, утвержденной в двух программах.

Проверка показала, что департамент по архитектуре и градостроительству Краснодарского края не в полной мере обеспечил выполнение плановых индикаторов, установленных ведомственными целевыми программами по подготовке градостроительной и землеустроительной документации на территории края.

На конец 2012 года утвержденные генеральные планы имели 82,2 процента поселений Краснодарского края (322 из 389 поселений) вместо установленного планового показателя 98,0 процентов от общего количества поселений края.

Департамент по архитектуре и градостроительству Краснодарского края не в полной мере обеспечил контроль за эффективным расходованием субсидий краевого бюджета, перечисленных администрациям муниципальных образований края.

Так, в проверяемом периоде администрации поселений не исполнили бюджетные обязательства и не освоили средства краевого бюджета в общей сумме 19040,0 тыс. рублей, выделенные на разработку генеральных планов и карт (планов) 23 поселений, правил землепользования и застройки 47 поселений и подготовку проектов планировок территорий 8 поселений.

На момент проверки администрации 8 поселений при отсутствии утвержденных генеральных планов заключили муниципальные контракты и уплатили 13842,3 тыс. рублей за работы по разработке правил землепользования и застройки, что противоречит требованиям статей 31 и 33 Градостроительного кодекса РФ. После утверждения генеральных планов потребуются дополнительные расходы на внесение изменений в правила землепользования и застройки.

В нарушение правил бухгалтерского учета администрации 23 поселений края не поставили на учет как объекты основных средств генеральные планы 10 поселений и правила землепользования и застройки 13 поселений общей стоимостью 22417,3 тыс. рублей.

Контрольно-счетная палата Краснодарского края внесла представление в адрес руководителя департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края для принятия конкретных мер по устранению выявленных нарушений и недостатков.

По результатам рассмотрения представления было утверждено: 57 генеральных планов; 81 план землепользования и застройки и 1 схема территориального планирования района. Должностные лица, виновные в допущенных нарушениях и недостатках в работе, привлечены к дисциплинарной ответственности.

В отчетном периоде проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности государственного бюджетного учреждения Краснодарского края «Центр спортивной подготовки по гребле на байдарках и каноэ» за 2011—2012 годы (далее — Учреждение).

В проверяемом периоде финансовое обеспечение выполнения государственного задания Учреждением осуществлялось департаментом (министерством) по физической культуре и спорту Краснодарского края (далее — министерство по физической культуре и спорту). В результате недостатков при формировании государственного задания на 2011 и 2012 годы министерством по физической культуре и спорту допущено избыточное финансирование указанного Учреждения. За два года необоснованно, сверх нормативных затрат, перечислено 34472,0 тыс. рублей, что привело к перерасходу выделенных бюджетных ассигнований Учреждением.

Несмотря на значительные объемы финансирования, Учреждение недостаточно эффективно управляло предоставленными ему бюджетными ресурсами и государственным имуществом Краснодарского края. В 2011 году Учреждением не освоены бюджетные средства в сумме 2481,3 тыс. рублей, в 2012 году — в сумме 10822,8 тыс. рублей.

Выявлены существенные нарушения и недостатки в управлении государственным имуществом. Так, в нарушение действующего законодательства здания, сооружения, оборудование общей стоимостью 39967,6 тыс. рублей, закрепленные за Учреждением, не включены в Реестр государственной собственности Краснодарского края.

Выявлены недостатки в платной деятельности государственного бюджетного учреждения Краснодарского края «Центр спортивной подготовки по гребле на байдарках и каноэ», в учете имущества и его использовании, в отчетности об исполнении государственного задания, в обеспечении сохранности документов по личному составу и т.д.

По результатам данной проверки Контрольно-счетной палатой в адрес директора государственного бюджетного учреждения Краснодарского края «Центр спортивной подготовки по гребле на байдарках и каноэ» внесено представление для принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков в финансово-хозяйственной деятельности Учреждения.

Во исполнение представления Контрольно-счетной палаты Учреждением внесены в Реестр государственной собственности Краснодарского края 52 объекта недвижимости, на имущество стоимостью 19098,3 тыс. рублей получены свидетельства о государственной регистрации права оперативного управления. Приобретенная бытовая техника распределена по местам ее эксплуатации. Утверждены документы по организации и проведению тренировочных сборов, разработаны перспективные и индивидуальные планы подготовки спортсменов, ведется учет рабочего времени. В общежитии Учреждения налажено ведение документации о регистрации проживающих.

Материалы проверки рассмотрены министерством по физической культуре и спорту Краснодарского края и приняты соответствующие меры: в доход краевого бюджета возвращены неиспользованные средства целевой субсидии в сумме 1812,7 тыс. рублей и необоснованно начисленная заработная плата в сумме 2351,7 тыс. рублей; изданы приказы об утверждении Порядка определения цен (тарифов) на дополнительные платные услуги, Положения об организации и проведении тренировочных мероприятий, а также об определении соответствия работников квалификационным характеристикам занимаемых должностей. Привлечены к дисциплинарной ответственности 4 должностных лица.

Важнейшим контрольным мероприятием является проведение внешней проверки главных администраторов бюджетных средств, в рамках которой анализируется бюджетная отчетность главных администраторов бюджетных средств.

Выявленные проверкой различные недостатки и упущения в бюджетной отчетности, недостоверность показателей, арифметические ошибки в документах и прочие нарушения искажают итоги исполнения краевого бюджета главными администраторами бюджетных средств, не позволяют в полной мере определить фактические результаты их финансовой деятельности, негативно отражаются на бюджетном планировании расходов главных администраторов и создают предпосылки для различных финансовых нарушений.

В 2013 году Палата провела внешнюю проверку бюджетной отчетности 50 главных администраторов средств краевого бюджета за 2012 год.

Проверка показала, что годовая бюджетная отчетность главных администраторов средств краевого бюджета в целом объективно отражает фактическое исполнение краевого бюджета и результаты финансовой деятельности главных администраторов за отчетный период.

В отчетном периоде многие главные администраторы учли в своей работе замечания Контрольно-счетной палаты Краснодарского края, сделанные по результатам проверки годовой бюджетной отчетности за 2011 год, и добились в 2012 году улучшения своей работы по исполнению бюджетных назначений и составлению годовой бюджетной отчетности.

Вместе с тем 26 главных администраторов средств краевого бюджета не достигли в отчетном периоде в своей работе по исполнению краевого бюджета и составлению бюджетной отчетности полного соответствия требованиям действующего законодательства, допустили различные нарушения и ошибки. При этом в 2012 году по сравнению с 2011 годом количество отчетных документов, составленных с нарушениями и ошибками в бюджетной отчетности главных администраторов, увеличилось на 33 документа и составило 64 отчетных документа из 1474, или 4,3 процента. Общая сумма неправильно отраженных средств в различных документах составила 8110,1 млн. рублей.

Проверка выявила и другие недостатки в работе главных администраторов средств краевого бюджета.

По результатам внешней проверки в адрес руководителей главных администраторов средств краевого бюджета внесено 15 представлений Контрольно-счетной палаты для устранения нарушения законодательства.

Во исполнение представлений Палаты главные администраторы средств краевого бюджета провели дополнительные учебные занятия с работниками финансовых служб по вопросам составления бюджетной отчетности; провели работу по уточнению невыясненных поступлений, приняли внутренние нормативные документы, регулирующие вопросы финансового планирования и вопросы эффективности использования бюджетных средств; провели сверку расчетов и подтвердили показатели дебиторской и кредиторской задолженности, отраженные в годовой бюджетной отчетности за 2012 год, и т.д.

За допущенные недостатки в работе при составлении бюджетной отчетности за 2012 год одиннадцать специалистов различных ведомств, ответственных за составление бюджетной отчетности, привлечены к дисциплинарной ответственности.

Основные направления деятельности Контрольно-счетной палаты Краснодарского края в 2014 году.

В текущем году деятельность Контрольно-счетной палаты Краснодарского края будет направлена на реализацию целей и задач, возложенных Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных контрольно-счетных органов», Законом Краснодарского края «О Контрольно-счетной палате Краснодарского края».

Итоги отчетного года показывают, что Контрольно-счетная палата Краснодарского края обладает достаточным потенциалом, необходимым для безусловной реализации задач и функций, определенных законами Российской Федерации и Краснодарского края.

План работы на 2014 год сформирован в соответствии с полномочиями Палаты, закрепленными Бюджетным кодексом Российской Федерации и Законом Краснодарского края «О Контрольно-счетной палате Краснодарского края», предложениями комитетов Законодательного собрания края и прокуратуры края.

В 2014 году приоритетными направлениями работы Палаты станут контрольные мероприятия, результаты которых позволят оценить степень реализации стратегических целей и приоритетных направлений, сформулированных в Бюджетном послании Президента Российской Федерации «О бюджетной политике в 2014—2016 годах». Будет продолжен системный мониторинг финансового обеспечения указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года. Деятельность Палаты будет также нацелена на повышение эффективности и результативности расходования средств краевого бюджета, соблюдение требований законодательства участниками бюджетного процесса, поиск резервов для оптимизации расходов бюджета, оценку качества и эффективности управления бюджетными средствами.

Ю.А. АГАФОНОВ.

Председатель Контрольно-счетной палаты Краснодарского края.