Публикация в СМИ

Контроль – всегда, контроль – везде

""

Краснодарские ИЗВЕСТИЯ                                              10 ноября 2012г.

Николай Панченко:

 

Контроль –всегда, контроль -везде

 

На прошлой неделе в гостях у журналистов «Краснодарских известий» побывал председатель Контрольно-счетной палаты Краснодарского края Н. И. Панченко. Он рассказал о работе финансовых контролеров Кубани, ответил на многочисленные вопросы.

–    Николай Ильич, за­кончились три кварта­ла 2012 года. Что сде­лано за это время па­латой, что еще пред­стоит сделать?

–  Мы работаем по плану, который формируется в тесном контакте с Законо­дательным собранием Крас­нодарского края, с учетом предложений краевой адми­нистрации, обращений пра­воохранительных органов, отдельных граждан и юриди­ческих лиц.

За девять месяцев это­го года палатой проведено 23 контрольно-ревизионных и экспертно-аналитических мероприятия, в рамках ко­торых проверено 202 пред­приятия, организации, учреждения.

Серьезной комплексной проверкой в этом году была проверка исполнения бюд­жета муниципального обра­зования город-курорт Гелен­джик за 2010-2011 годы и первое полугодие 2012 года. Наряду с финансово-хозяй­ственными нарушениями при использовании бюджет­ных средств контролеры выявили существенные ре­зервы увеличения доходной части местного бюджета. Они составили порядка 150 млн рублей в год.

Из завершенных конт­рольных мероприятий мож­но назвать аудит эффек­тивности деятельности де­партамента потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодар­ского края, его подведом­ственных организаций; про­верку финансовой деятель­ности государственного бюджетного учреждения «Бюро судебно-медицинс­кой экспертизы» департа­мента здравоохранения Краснодарского края; про­верку работы органов мес­тного самоуправления и сельскохозяйственных организаций Павловского района по реализации на территории района краевых целевых программ по раз­витию агропромышленного комплекса и т. д.

В любом нарушении виновата не отрасль, а конкретный человек. Наибольшие бюджетно-хозяйственные нарушения выявляются там, где не налажен должный контроль ' за расходованием бюджетных средств, использованием государственной и муниципальной собственности, где принижена ответственность кадров за порученный участок работы.

До конца года мы долж­ны провести еще несколько мероприятий. В частности, в Армавире предстоит про­верить использование бюд­жетных средств, выделен­ных на финансирование объектов строительства и ремонта, включая объекты ЖКХ, за 2010-2011 годы и девять месяцев 2012 года. – Планируется провести про­верку использования

средств краевого бюджета, выделенных департаменту комплексного развития ку­рортов и туризма Красно­дарского края и его подве­домственным предприяти­ям. Предстоит также закон­чить проверку финансово- хозяйственной деятельнос­ти ГУП «Центр информаци­онных технологий» по разра­ботке и внедрению элект­ронно-информационных сис­тем в крае.

Ежегодно мы делаем заключения на проекты кра­евого бюджета и внебюд­жетных фондов на очеред­ной финансовый год. Наши предложения непременно учитываются при принятии краевых законов по этим вопросам. Сейчас специа­листы палаты готовят экс­пертные заключения по про­ектам краевого бюджета и бюджета Территориального фонда обязательного меди­цинского страхования Крас­нодарского края на 2013 год и плановый период 2014- 2015 годов.

–    Каков итог прове­денных проверок?

–    Бюджетно-хозяйствен- ные нарушения, к сожале­нию, выявляются практи­чески каждым конт­рольно-ревизионным ме­роприятием.

Контролеры установи­ли, что за девять месяцев текущего года 287 млн бюд­жетных рублей использова­ны неэффективно. Неправо­мерное использование бюд­жетных средств составило 91,8 млн руб., завышение стоимости строительно- монтажных й ремонтно- строительных работ – 43,7 млн руб. Нарушений при проведении закупок для го­сударственных и муници­пальных нужд установлено более чем на 141 млн руб.

Много недостатков вы­является при проверках бюджетной отчетности и бухгалтерского учета, Таких нарушений в этом году вы­явлено на сумму 2,1 млрд руб. В крае еще не искоре­нены случаи нецелевого ис­пользования бюджетных ресурсов. В этом году такие нарушения составили – 2,2 млн руб. В ходе проверок наши контролеры выявили резервы увеличения бюд­жетных доходов. Их ис­пользование может увели­чить доходную часть бюд­жета края более чем на 500 млн руб.

–    Существуют ли, на ваш взгляд, отрасли, наиболее подвержен­ные нарушениям в ис­пользовании бюджет­ных средств? Если да, то что тому причиной?

–  В любом нарушении ви­новата не отрасль, а конк­ретный человек. Наиболь­шие бюджетно-хозяйствен­ные нарушения выявляются там, где не налажен долж­ный контроль за расходова­нием бюджетных средств, использованием государ­ственной и муниципальной собственности, где прини­жена ответственность кад­ров за порученный участок работы.

Можно добавить, что за­частую мы сталкиваемся с фактами, когда нарушения допускаются не по корыст­ному умыслу, а из-за бес­принципности отдельных должностных лиц, их неуме­ния правильно организо­вать дело, недостаточности знаний правовых норматив­ных актов. Это приводит к работе по известной пого­ворке: «Хотели, как луч­ше…»

–    Установить наруше­ния, отразить их в акте проверки – дело, бе­зусловно, важное. Но ведь нужно чтобы и виновные были нака­заны, и деньги в бюд­жет возвращены.

–  По итогам проверок мы готовим не только акты, но и представления, которые направляем проверенным организациям. В них мы тре­буем устранения выявлен­ных нарушений.

–   И как реагируют ви­новные на требования контролеров?

–   За девять месяцев в краевом бюджете восста­новлено 101 ;4 млн руб., ис­пользованных с .бюджетно- финансовыми нарушения­ми. Строительными органи­зациями, допустившими приписки, выполнены допол­нительные строительные и ремонтные работы на 44 млн руб. Устранены наруше­ния и недостатки в ведении бюджетного и бухгалтерско­го учета проверенных орга­низаций.

19 должностных лиц раз­личных ведомств, по вине которь1х были допущены фи­нансово-хозяйственные на­рушения, привлечены к дис­циплинарной ответственно­сти. Шесть человек уволе­ны с работы.

О результатах проверок мы информируем админист­рацию и Законодательное собрание края. Все акты на­правляем в прокуратуру. За 2012 год в отношении четы­рех человек возбуждены уголовные дела. Так что на­рушителям приходится по­рой держать ответ не толь­ко перед начальством, но и перед правоохранительны­ми органами.

–   Нарушители всегда боятся гласности. Мо­жет, контролерам сто­ит шире использовать ее возможности?

–   Согласен, что наруши­тели стремятся избегать гласности. Многие ее боятся больше, чем дисциплинар­ных и административных наказаний вместе взятых. Однако мы не идем у них на поводу. Ежегодно результа­ты контрольно-ревизионных и экспертно-аналитических мероприятий мы подробно отражаем в годовых отче­тах работы нашей Конт­рольно-счетной палаты, ко­торые обсуждаются на сес­сиях Законодательного со­брания, публикуются в кра­евых газетах. Эти отчеты размещаем на своем офици­альном сайте. Они и сегод­ня есть в Интернете. Сек­ретов у нас нет.

–   Наверняка, у контро­леров много недру­гов. Случается слы­шать угрозы, испыты­вать какое-либо дав­ление со стороны?

–   Само собой, контроле­ров с распростертыми объятиями никто не встре­чает. За все годы работы (а мы в этом году отметили. 15-летний юбилей) случаев угроз я не припомню. Незыб­лемыми принципами наших контролеров были и оста­ются законность, объектив­ность, эффективность, не­зависимость и гласность.

Поначалу были попытки давления, подкупа. Однако они быстро прекратились. Мы ведь случайных людей в палату не берем. Наши со­трудники должны отвечать высоким профессиональ­ным и моральным требова­ниям.

Мне как-то поведали о собрании, прошедшем вод­ном коллективе накануне нашей проверки. Руководи­тель собрал своих подчи­ненных и очень строго ука­зал: если есть за кем греш­ки – срочно устранить до прихода контролеров. И тут же пояснил: «Это такие сволочи! Договориться с ними никому не удается». Оценка в таком контексте для финансового контроле­ра лучше любой похвалы.

–   Не слишком ли много у нас контролирующих организаций на всех уровнях власти? К тому же существует и ведомственный конт­роль. Контролеры не мешают друг другу и работе предприятий?

–   Соответствующий кон­троль необходим за работой любого механизма, за со­блюдением любого техноло­гического процесса или фи­нансовой деятельности предприятия, организации, учреждения. Без этого вся работа может привести к плачевным результатам.

Я не думаю, что количе­ство контролирующих орга­низаций у нас избыточно. Все они нужны и выполняют определенные функции, спо­собствуют соблюдению строго обозначенных пра­вил, затрагивающих произ­водственные процессы, а порою и непосредственно жизнь людей.

Главное, на мой взгляд, чтобы контроль был чест­ным, объективным, осуще­ствлялся в государствен­ных интересах, был направ­лен на созидательность и улучшение условий жизни населения,

Конечно, работа контро­лирующих органов должна определенным образом ко­ординироваться, чтобы про­верки не были посвящены, одним и тем же вопросам и не приходились на одно и то же время.

За девять месяцев в краевом бюджете восстановлено 101,4 млн руб., использованных с бюджетно-финансовыми нарушениями. Строительными организациями, допустившими приписки, выполнены дополнительные строительные и ремонтные работы на 44 млн руб. Устранены нарушения и недостатки в ведении бюджетного и бухгалтерского учета проверенных организаций,

По инициативе ряда конт­рольно-счетных палат муни­ципальных образований края в прошедшем октябре был создан Совет контрольно- счетных органов Краснодар­ского края. Он будет решать вопросы взаимодействия па­лат, вырабатывать:. общие подходы к возникающим про­блемам, оказывать консуль­тативную, методическую по­мощь в проведении конт­рольно-ревизионных и экс­пертно-аналитических ме­роприятий, координировать эту работу, обобщать опыт деятельности лучших муниципальных палат, занимать­ся повышением квалифика­ции муниципальных финансо­вых контролеров.

–    Вы были одним из тех, кто стоял у исто­ков создания Ассоциа­ции контрольно-счет­ных органов России. Оправдались ли надежды, которые свя­зывались с созданием АКСОР?

–    Мне приятно вспом­нить, что идея создания Ас­социации контрольно-счет­ных органов Российской Фе­дерации созрела на кубанс­кой земле.

В сентябре 2000 года в Анапе проходила Всерос­сийская научно-практичес­кая конференция работни- ков контрольно-счетных органов страны по пробле­мам бюджетно-финансово­го контроля. На ней С. В. Степашин предложил. со­здать Ассоциацию контрольно-счетных органов страны под эгидой Счетной палаты Российской Федера­ции. И я, и мои коллеги из других регионов поддержа­ли эту идею.

""

1/1 уже в декабре Ассо­циация контрольно-счетных органов Российской Федера­ции была создана. С той поры ее бессменным и очень авторитетным руко­водителем является пред­седатель Счетной палаты С. В. Степашин.

Все наши надежды, свя­занные с созданием и рабо­той Ассоциации, полностью оправдались. И прежде все­го потому, что Ассоциация объединила финансовых контролеров, а когда мы вместе, то эффект от нашей деятельности значительно выше. Сегодня АКСОР – мощное, эффективное со­дружество контрольно- счетных органов России, объединяющее все регио­нальные контрольно-счет­ные палаты. '

–    Какое место в вашей работе занимают про­верки, относящиеся к столице Кубани?

–    Практически каждая третья наша плановая про­верка так или иначе затра­гивает использование бюд­жетных средств в столице Кубани. Это и понятно. На территории города распо­ложено много краевых "уч­реждений и организаций, которые используют сред­ства краевого бюджета не только для решения ведом­ственных или общекрае­вых задач, но и на развит тие городской инфраструктуры.

Например, недавно со­вместно с Контрольно- счетной палатой Краснода­ра мы провели проверку использования средств консолидированного бюд­жета края, выделенных му­ниципальному казенному учреждению муниципального образования город Крас­нодар «Управление капи­тального строительства» за 2010-2011 годы для вы­полнения мероприятий кра­евой целевой программы «Краснодару – столичный облик».

–   Какие нарушения до­пущены в городе при реализации краевой целевой программы «Краснодару – столич­ный облик»?

–    Установлено/ что за 2008-2011 годы муниципаль­ное казенное учреждение «Управление капитального строительства», которое осуществляет в городе функции заказчика и застройщи­ка при строительстве объектов за счет средств краевого и местного бюдже­тов, практически полностью освоило выделенные ему на эти цели 1 млрд 354,3 млн рублей.

Вместе с тем из-за от­сутствия должного контро­ля за использованием этих средств допущены суще­ственные приписки к выполненным объемам работ, часть средств использова­на необоснованно, выявле­ны нарушения в учете ма­териальных ценностей, дру­гие недостатки в работе.

Например, подрядная организация ООО «Строй-групп.», осуществляющая строительство программно­го объекта – физкультурно- оздоровительного комплек­са в поселке Знаменском краевого центра, допустила приписки к выполненным работам на сумму, превы­шающую 9» млн руб. Другая подрядная организация – ООО «ЮТЭКС» – при рекон­струкции нечетной стороны по улице Красной от ул. Гимназической до ул. им. Гоголя допустила приписки к выполненным работам в сумме 1,3 млн руб. и т. д.

Всего проверка выявила приписок при выполнении программных мероприятий на общую сумму свыше 15 млн рублей, вскрыты другие нарушения. В целом финан- сово-хозяйствённые нару­шения при реализации ме­роприятий краевой целевой программы «Краснодару – столичный облик» обошлись в сумму 33,5 млн рублей. Напомню, что речь идет только о бюджетных сред­ствах, выделенных муници­пальному учреждению «Уп­равление капитального строительства». 

Следует сказать, что в ходе проверки большинство . финансовых нарушений устранено. Средства, использо­ванные неправомерно, воз­вращены в муниципальный бюджет. Строителями в счет допущенных приписок. вы­полнены работы и т. д. В настоящее время устранение – недостатков продолжается.

–    Что вы думаете о проблемах Краснода­ра как человек, живу­щий в этом городе?

–     Краснодар стреми­тельно развивается. За последние годы заметно по­хорошел, стал опрятнее и, я бы сказал, мощнее и уютнее. Для меня Краснодар – луч­ший город страны.

Проблем в городе, конеч­но, очень много. На смену тем, что решены, приходят другие. Ведь нам, жителям, хочется и то улучшить, и другое привести в надлежа­щий порядок.

На мой взгляд, особенно острыми остаются пробле­мы жилищно-коммунальной сферы. Вот пример того, к чему приводит бесконт­рольность. В декабре 2011 года на ул. им. Яна Полуяна/ Скрябина, 47/2 ввели в строй 17-этажный дом. Бу­дущим жильцам направили письмо, что вместе с до­мом введена в строй под­земная автостоянка. Одна­ко ее нет до сих пор, и неиз­вестно/ когда будет.

Третьего января тепла в доме практически уже не было. Температура в квар­тирах в течение всего зим­него периода держалась в пределах 9 – 13 градусов. Лестничные площадки выло­жены плиткой только до второго этажа. На других этажах поверхность для плитки даже не выровнена. Построила этот дом: строи­тельная организация ООО «ПоликвартКраснодар».

Во всем этом просмат­ривается недобросовест­ность не только тех, кто за­нимается непосредственно строительством жилья, но и тех, кто дает разрешения на ввод таких домов в эксплу­атацию.

 Не думаю, что количество , контролирующих организаций у нас избыточно. Все они нужны и выполняют  определенные функции, способствуют  соблюдению строго обозначенных правил,  затрагивающих производственные  процессы, а порою и непосредственно , жизнь людей.

В прежние времена дома тоже зачастую принимали с недоделками. Но потом при­нимался план мероприятий по устранению недоделок, его выполнение контролиро­валось.

–   А Контрольно-счет­ная палата не может провести здесь про­верку?

–  Нет. Дом строился без привлечения бюджетных средств.

В этих и других подоб­ных случаях часто говорят: «А вы обращайтесь в суд»: Но представьте себе, что произойдет, если все горо­жане, столкнувшиеся с не­добросовестными строите­лями, другими житейскими проблемами, станут обра­щаться в суды. Суды про­сто увязнут в лавине таких жалоб! Потребуется увели­чивать штат не только су­дей, но и других судебных работников, понадобятся дополнительные финансо­вые ресурсы.

На мой взгляд, есть бо­лее эффективный и более дешевый способ. Несом­ненно, строители обязаны повысить качество своих работ, усилить ответ­ственность за их результа­ты. Необходимо сделать так, чтобы структуры, в компетенцию которых входит контроль за строитель­ством, коммунальным обслуживанием и т. п., рабо­тали не в угоду какимто лицам, а на, пользу обществу, государству.

Наш город призван быть образцовым городом Рос­сийской Федерации. Разу­меется, для этого недоста­точно только реализовывать краевые целевые про­граммы, такие как програм­ма «Краснодару – столич­ный облик». Необходимо эффективно, использовать все средства, направляе­мые на социально-экономи­ческое развитие краевого центра, поднимать уровень коммунального обслужива­ния населения. Очень важ­но оперативно реагировать на острые потребности го­рода и горожан. Ведь для всех очевидно, как назрела необходимость решения проблемы уличных авто­парковок, ликвидации автомобильных пробок и т. д.

Уверен, что решение этих сложных проблем Краснодару по силам.

Валерий Новиков

Фото Ивана Журавлева