Контроль – всегда, контроль – везде
Краснодарские ИЗВЕСТИЯ 10 ноября 2012г.
Николай Панченко:
Контроль –всегда, контроль -везде
На прошлой неделе в гостях у журналистов «Краснодарских известий» побывал председатель Контрольно-счетной палаты Краснодарского края Н. И. Панченко. Он рассказал о работе финансовых контролеров Кубани, ответил на многочисленные вопросы.
– Николай Ильич, закончились три квартала 2012 года. Что сделано за это время палатой, что еще предстоит сделать?
– Мы работаем по плану, который формируется в тесном контакте с Законодательным собранием Краснодарского края, с учетом предложений краевой администрации, обращений правоохранительных органов, отдельных граждан и юридических лиц.
За девять месяцев этого года палатой проведено 23 контрольно-ревизионных и экспертно-аналитических мероприятия, в рамках которых проверено 202 предприятия, организации, учреждения.
Серьезной комплексной проверкой в этом году была проверка исполнения бюджета муниципального образования город-курорт Геленджик за 2010-2011 годы и первое полугодие 2012 года. Наряду с финансово-хозяйственными нарушениями при использовании бюджетных средств контролеры выявили существенные резервы увеличения доходной части местного бюджета. Они составили порядка 150 млн рублей в год.
Из завершенных контрольных мероприятий можно назвать аудит эффективности деятельности департамента потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края, его подведомственных организаций; проверку финансовой деятельности государственного бюджетного учреждения «Бюро судебно-медицинской экспертизы» департамента здравоохранения Краснодарского края; проверку работы органов местного самоуправления и сельскохозяйственных организаций Павловского района по реализации на территории района краевых целевых программ по развитию агропромышленного комплекса и т. д.
В любом нарушении виновата не отрасль, а конкретный человек. Наибольшие бюджетно-хозяйственные нарушения выявляются там, где не налажен должный контроль ' за расходованием бюджетных средств, использованием государственной и муниципальной собственности, где принижена ответственность кадров за порученный участок работы. |
До конца года мы должны провести еще несколько мероприятий. В частности, в Армавире предстоит проверить использование бюджетных средств, выделенных на финансирование объектов строительства и ремонта, включая объекты ЖКХ, за 2010-2011 годы и девять месяцев 2012 года. – Планируется провести проверку использования
средств краевого бюджета, выделенных департаменту комплексного развития курортов и туризма Краснодарского края и его подведомственным предприятиям. Предстоит также закончить проверку финансово- хозяйственной деятельности ГУП «Центр информационных технологий» по разработке и внедрению электронно-информационных систем в крае.
Ежегодно мы делаем заключения на проекты краевого бюджета и внебюджетных фондов на очередной финансовый год. Наши предложения непременно учитываются при принятии краевых законов по этим вопросам. Сейчас специалисты палаты готовят экспертные заключения по проектам краевого бюджета и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Краснодарского края на 2013 год и плановый период 2014- 2015 годов.
– Каков итог проведенных проверок?
– Бюджетно-хозяйствен- ные нарушения, к сожалению, выявляются практически каждым контрольно-ревизионным мероприятием.
Контролеры установили, что за девять месяцев текущего года 287 млн бюджетных рублей использованы неэффективно. Неправомерное использование бюджетных средств составило 91,8 млн руб., завышение стоимости строительно- монтажных й ремонтно- строительных работ – 43,7 млн руб. Нарушений при проведении закупок для государственных и муниципальных нужд установлено более чем на 141 млн руб.
Много недостатков выявляется при проверках бюджетной отчетности и бухгалтерского учета, Таких нарушений в этом году выявлено на сумму 2,1 млрд руб. В крае еще не искоренены случаи нецелевого использования бюджетных ресурсов. В этом году такие нарушения составили – 2,2 млн руб. В ходе проверок наши контролеры выявили резервы увеличения бюджетных доходов. Их использование может увеличить доходную часть бюджета края более чем на 500 млн руб.
– Существуют ли, на ваш взгляд, отрасли, наиболее подверженные нарушениям в использовании бюджетных средств? Если да, то что тому причиной?
– В любом нарушении виновата не отрасль, а конкретный человек. Наибольшие бюджетно-хозяйственные нарушения выявляются там, где не налажен должный контроль за расходованием бюджетных средств, использованием государственной и муниципальной собственности, где принижена ответственность кадров за порученный участок работы.
Можно добавить, что зачастую мы сталкиваемся с фактами, когда нарушения допускаются не по корыстному умыслу, а из-за беспринципности отдельных должностных лиц, их неумения правильно организовать дело, недостаточности знаний правовых нормативных актов. Это приводит к работе по известной поговорке: «Хотели, как лучше…»
– Установить нарушения, отразить их в акте проверки – дело, безусловно, важное. Но ведь нужно чтобы и виновные были наказаны, и деньги в бюджет возвращены.
– По итогам проверок мы готовим не только акты, но и представления, которые направляем проверенным организациям. В них мы требуем устранения выявленных нарушений.
– И как реагируют виновные на требования контролеров?
– За девять месяцев в краевом бюджете восстановлено 101 ;4 млн руб., использованных с .бюджетно- финансовыми нарушениями. Строительными организациями, допустившими приписки, выполнены дополнительные строительные и ремонтные работы на 44 млн руб. Устранены нарушения и недостатки в ведении бюджетного и бухгалтерского учета проверенных организаций.
19 должностных лиц различных ведомств, по вине которь1х были допущены финансово-хозяйственные нарушения, привлечены к дисциплинарной ответственности. Шесть человек уволены с работы.
О результатах проверок мы информируем администрацию и Законодательное собрание края. Все акты направляем в прокуратуру. За 2012 год в отношении четырех человек возбуждены уголовные дела. Так что нарушителям приходится порой держать ответ не только перед начальством, но и перед правоохранительными органами.
– Нарушители всегда боятся гласности. Может, контролерам стоит шире использовать ее возможности?
– Согласен, что нарушители стремятся избегать гласности. Многие ее боятся больше, чем дисциплинарных и административных наказаний вместе взятых. Однако мы не идем у них на поводу. Ежегодно результаты контрольно-ревизионных и экспертно-аналитических мероприятий мы подробно отражаем в годовых отчетах работы нашей Контрольно-счетной палаты, которые обсуждаются на сессиях Законодательного собрания, публикуются в краевых газетах. Эти отчеты размещаем на своем официальном сайте. Они и сегодня есть в Интернете. Секретов у нас нет.
– Наверняка, у контролеров много недругов. Случается слышать угрозы, испытывать какое-либо давление со стороны?
– Само собой, контролеров с распростертыми объятиями никто не встречает. За все годы работы (а мы в этом году отметили. 15-летний юбилей) случаев угроз я не припомню. Незыблемыми принципами наших контролеров были и остаются законность, объективность, эффективность, независимость и гласность.
Поначалу были попытки давления, подкупа. Однако они быстро прекратились. Мы ведь случайных людей в палату не берем. Наши сотрудники должны отвечать высоким профессиональным и моральным требованиям.
Мне как-то поведали о собрании, прошедшем водном коллективе накануне нашей проверки. Руководитель собрал своих подчиненных и очень строго указал: если есть за кем грешки – срочно устранить до прихода контролеров. И тут же пояснил: «Это такие сволочи! Договориться с ними никому не удается». Оценка в таком контексте для финансового контролера лучше любой похвалы.
– Не слишком ли много у нас контролирующих организаций на всех уровнях власти? К тому же существует и ведомственный контроль. Контролеры не мешают друг другу и работе предприятий?
– Соответствующий контроль необходим за работой любого механизма, за соблюдением любого технологического процесса или финансовой деятельности предприятия, организации, учреждения. Без этого вся работа может привести к плачевным результатам.
Я не думаю, что количество контролирующих организаций у нас избыточно. Все они нужны и выполняют определенные функции, способствуют соблюдению строго обозначенных правил, затрагивающих производственные процессы, а порою и непосредственно жизнь людей.
Главное, на мой взгляд, чтобы контроль был честным, объективным, осуществлялся в государственных интересах, был направлен на созидательность и улучшение условий жизни населения,
Конечно, работа контролирующих органов должна определенным образом координироваться, чтобы проверки не были посвящены, одним и тем же вопросам и не приходились на одно и то же время.
За девять месяцев в краевом бюджете восстановлено 101,4 млн руб., использованных с бюджетно-финансовыми нарушениями. Строительными организациями, допустившими приписки, выполнены дополнительные строительные и ремонтные работы на 44 млн руб. Устранены нарушения и недостатки в ведении бюджетного и бухгалтерского учета проверенных организаций, |
По инициативе ряда контрольно-счетных палат муниципальных образований края в прошедшем октябре был создан Совет контрольно- счетных органов Краснодарского края. Он будет решать вопросы взаимодействия палат, вырабатывать:. общие подходы к возникающим проблемам, оказывать консультативную, методическую помощь в проведении контрольно-ревизионных и экспертно-аналитических мероприятий, координировать эту работу, обобщать опыт деятельности лучших муниципальных палат, заниматься повышением квалификации муниципальных финансовых контролеров.
– Вы были одним из тех, кто стоял у истоков создания Ассоциации контрольно-счетных органов России. Оправдались ли надежды, которые связывались с созданием АКСОР?
– Мне приятно вспомнить, что идея создания Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации созрела на кубанской земле.
В сентябре 2000 года в Анапе проходила Всероссийская научно-практическая конференция работни- ков контрольно-счетных органов страны по проблемам бюджетно-финансового контроля. На ней С. В. Степашин предложил. создать Ассоциацию контрольно-счетных органов страны под эгидой Счетной палаты Российской Федерации. И я, и мои коллеги из других регионов поддержали эту идею.
1/1 уже в декабре Ассоциация контрольно-счетных органов Российской Федерации была создана. С той поры ее бессменным и очень авторитетным руководителем является председатель Счетной палаты С. В. Степашин.
Все наши надежды, связанные с созданием и работой Ассоциации, полностью оправдались. И прежде всего потому, что Ассоциация объединила финансовых контролеров, а когда мы вместе, то эффект от нашей деятельности значительно выше. Сегодня АКСОР – мощное, эффективное содружество контрольно- счетных органов России, объединяющее все региональные контрольно-счетные палаты. '
– Какое место в вашей работе занимают проверки, относящиеся к столице Кубани?
– Практически каждая третья наша плановая проверка так или иначе затрагивает использование бюджетных средств в столице Кубани. Это и понятно. На территории города расположено много краевых "учреждений и организаций, которые используют средства краевого бюджета не только для решения ведомственных или общекраевых задач, но и на развит тие городской инфраструктуры.
Например, недавно совместно с Контрольно- счетной палатой Краснодара мы провели проверку использования средств консолидированного бюджета края, выделенных муниципальному казенному учреждению муниципального образования город Краснодар «Управление капитального строительства» за 2010-2011 годы для выполнения мероприятий краевой целевой программы «Краснодару – столичный облик».
– Какие нарушения допущены в городе при реализации краевой целевой программы «Краснодару – столичный облик»?
– Установлено/ что за 2008-2011 годы муниципальное казенное учреждение «Управление капитального строительства», которое осуществляет в городе функции заказчика и застройщика при строительстве объектов за счет средств краевого и местного бюджетов, практически полностью освоило выделенные ему на эти цели 1 млрд 354,3 млн рублей.
Вместе с тем из-за отсутствия должного контроля за использованием этих средств допущены существенные приписки к выполненным объемам работ, часть средств использована необоснованно, выявлены нарушения в учете материальных ценностей, другие недостатки в работе.
Например, подрядная организация ООО «Строй-групп.», осуществляющая строительство программного объекта – физкультурно- оздоровительного комплекса в поселке Знаменском краевого центра, допустила приписки к выполненным работам на сумму, превышающую 9» млн руб. Другая подрядная организация – ООО «ЮТЭКС» – при реконструкции нечетной стороны по улице Красной от ул. Гимназической до ул. им. Гоголя допустила приписки к выполненным работам в сумме 1,3 млн руб. и т. д.
Всего проверка выявила приписок при выполнении программных мероприятий на общую сумму свыше 15 млн рублей, вскрыты другие нарушения. В целом финан- сово-хозяйствённые нарушения при реализации мероприятий краевой целевой программы «Краснодару – столичный облик» обошлись в сумму 33,5 млн рублей. Напомню, что речь идет только о бюджетных средствах, выделенных муниципальному учреждению «Управление капитального строительства».
Следует сказать, что в ходе проверки большинство . финансовых нарушений устранено. Средства, использованные неправомерно, возвращены в муниципальный бюджет. Строителями в счет допущенных приписок. выполнены работы и т. д. В настоящее время устранение – недостатков продолжается.
– Что вы думаете о проблемах Краснодара как человек, живущий в этом городе?
– Краснодар стремительно развивается. За последние годы заметно похорошел, стал опрятнее и, я бы сказал, мощнее и уютнее. Для меня Краснодар – лучший город страны.
Проблем в городе, конечно, очень много. На смену тем, что решены, приходят другие. Ведь нам, жителям, хочется и то улучшить, и другое привести в надлежащий порядок.
На мой взгляд, особенно острыми остаются проблемы жилищно-коммунальной сферы. Вот пример того, к чему приводит бесконтрольность. В декабре 2011 года на ул. им. Яна Полуяна/ Скрябина, 47/2 ввели в строй 17-этажный дом. Будущим жильцам направили письмо, что вместе с домом введена в строй подземная автостоянка. Однако ее нет до сих пор, и неизвестно/ когда будет.
Третьего января тепла в доме практически уже не было. Температура в квартирах в течение всего зимнего периода держалась в пределах 9 – 13 градусов. Лестничные площадки выложены плиткой только до второго этажа. На других этажах поверхность для плитки даже не выровнена. Построила этот дом: строительная организация ООО «ПоликвартКраснодар».
Во всем этом просматривается недобросовестность не только тех, кто занимается непосредственно строительством жилья, но и тех, кто дает разрешения на ввод таких домов в эксплуатацию.
Не думаю, что количество , контролирующих организаций у нас избыточно. Все они нужны и выполняют определенные функции, способствуют соблюдению строго обозначенных правил, затрагивающих производственные процессы, а порою и непосредственно , жизнь людей. |
В прежние времена дома тоже зачастую принимали с недоделками. Но потом принимался план мероприятий по устранению недоделок, его выполнение контролировалось.
– А Контрольно-счетная палата не может провести здесь проверку?
– Нет. Дом строился без привлечения бюджетных средств.
В этих и других подобных случаях часто говорят: «А вы обращайтесь в суд»: Но представьте себе, что произойдет, если все горожане, столкнувшиеся с недобросовестными строителями, другими житейскими проблемами, станут обращаться в суды. Суды просто увязнут в лавине таких жалоб! Потребуется увеличивать штат не только судей, но и других судебных работников, понадобятся дополнительные финансовые ресурсы.
На мой взгляд, есть более эффективный и более дешевый способ. Несомненно, строители обязаны повысить качество своих работ, усилить ответственность за их результаты. Необходимо сделать так, чтобы структуры, в компетенцию которых входит контроль за строительством, коммунальным обслуживанием и т. п., работали не в угоду какимто лицам, а на, пользу обществу, государству.
Наш город призван быть образцовым городом Российской Федерации. Разумеется, для этого недостаточно только реализовывать краевые целевые программы, такие как программа «Краснодару – столичный облик». Необходимо эффективно, использовать все средства, направляемые на социально-экономическое развитие краевого центра, поднимать уровень коммунального обслуживания населения. Очень важно оперативно реагировать на острые потребности города и горожан. Ведь для всех очевидно, как назрела необходимость решения проблемы уличных автопарковок, ликвидации автомобильных пробок и т. д.
Уверен, что решение этих сложных проблем Краснодару по силам.
Валерий Новиков
Фото Ивана Журавлева