Всегда контрольная
Четвертого июля исполняется 15 лет Контрольно-счетной палате (КСП) Краснодарского края. Накануне мы встретились с председателем КСП Николаем Панченко.
Николай Ильич, вы возглавляете Контрольно-счетную палату Краснодарского края со дня ее основания. Что считаете главным итогом этих лет?
Николай Панченко | Мне кажется, что ни количество проверок — ими мы охватили свыше трех тысяч предприятий, организаций и учреждений, ни сумма возмещенных по их итогам средств — она составляет три миллиарда 800 миллионов рублей — не дадут полного представления о достигнутом. Самым важным итогом я считаю то, что деятельность государственных финансовых контролеров реально способствует укреплению бюджетно-хозяйственной дисциплины и социально-экономическому развитию Краснодарского края.
Сегодня очевидно, что создание контрольно-счетных органов во всех регионах России являлось такой же насущной государственной необходимостью, как и демократизация страны, кардинальное переустройство экономики, совершенствование бюджетных отношений.
Да, мы хотим быть среди лучших. И это у нас получается. Контрольно-счетная палата Краснодарского края одной из первых в стране получила сертификат соответствия. Наш коллектив стал победителем в престижном для финансовых контролеров страны конкурсе имени В. А. Татаринова, учрежденном Ассоциацией Контрольно-счетных органов Российской Федерации и Российским Союзом налогоплательщиков. Мы гордимся этим.
Кубань входит в число регионов с наиболее развитой экономикой. В крае реализуются многие масштабные проекты — не только российского, но и мирового уровня. Каков вклад финансовых контролеров в общее дело?
Николай Панченко | За последние 15 лет консолидированный бюджет Краснодарского края увеличился более чем в 30 раз. В нынешнем году, по нашим оценкам, он составит 230 миллиардов рублей. С ростом экономики, социальной сферы возросли объемы государственных средств, использование которых охватывается проверками Контрольно-счетной палаты. К примеру, в текущем году планируется охватить проверками более 100 миллиардов рублей. Это в двадцать раз больше, чем в 2000-м.
За 15 лет работы мы подготовили более 160 экспертных заключений на проекты законов и постановлений краевого парламента в части бюджета, финансов и государственной собственности. Контрольно-ревизионными и экспертно-аналитическими мероприятиями палаты выявлены резервы увеличения консолидированного бюджета края на сумму около десяти миллиардов рублей. Нашими проверками установлено, что основная, подавляющая часть краевого бюджета, используется эффективно, по целевому назначению. Вместе с тем выявлены различные бюджетно-хозяйственные нарушения и упущения в работе проверенных организаций на сумму, превышающую 20 миллиардов рублей.
Получателями бюджетных средств нередко являются структуры власти или организации, приближенные к ней. Не возникает конфронтации на этой почве?
Николай Панченко | Не возникает. Сегодня ни одна проверка, ни одно экспертно-аналитическое исследование не остаются без внимания Законодательного собрания и администрации Краснодарского края. Благодаря их жесткой, непримиримой позиции нарушения и подавляющее большинство недостатков в работе проверенных предприятий, организаций, учреждений оперативно устраняются, а виновные строго наказываются.
Иных отношений между финансовыми контролерами и властью у нас и быть не может, ведь основными принципами работы специалистов палаты были и остаются законность, объективность, эффективность, независимость и гласность. Действуем мы в рамках Федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» и принятого краевым парламентом нового закона «О Контрольно-счетной палате Краснодарского края». Они, кстати, предоставляют контролерам еще большую, чем прежде, самостоятельность, упорядочивают взаимоотношения палаты с проверяемыми организациями.
Выработали в Комитете народного контроля и даже в столь недолго просуществовавшей Контрольной палате СССР. В чем сходство и различия этих органов с нынешними органами внешнего финансового контроля?
Николай Панченко | Задачи у финансовых контролеров во все времена одни: добиваться, чтобы народные деньги расходовались по назначению и эффективно, пресекать нарушения в сфере финансово-хозяйственных отношений. Народный контроль был авторитетным и действенным механизмом, однако он работал в той, изжившей себя, государственной системе, и поэтому имел ее недостатки. Никакой законодательной независимости в отличие от нынешних контрольно-счетных органов у него быть не могло.
Но самое главное отличие состоит в том, что мы живем в другое время: на дворе XXI век. Модернизация, высокие технологии, новые экономические отношения, гласность в работе затрагивают все сферы нашей жизни, в том числе и финансовый контроль.
В чем именно это проявляется?
Николай Панченко | Сегодня значительно возросли требования к качеству, результативности и, я бы сказал, созидательности внешнего финансового контроля. В практику нашей работы прочно вошли такие прогрессивные формы, как аудит эффективности и комплексные проверки. Все контрольные мероприятия, проводимые палатой, ориентированы на оказание практической помощи субъектам проверок в устранении выявленных нарушений и недостатков, на увеличение вклада проверяемых предприятий, организаций, учреждений в социально-экономическое развитие края.
Самым естественным образом вписывается в уже сложившуюся систему работы Контрольно-счетной палаты и такое направление, как стратегический аудит. Сотрудники палаты уже не первый год готовят экспертные заключения по проектам законов и бюджетов Краснодарского края, занимаются экономическим анализом по проблемным вопросам. Под пристальным вниманием контролеров постоянно находятся краевые целевые программы, которые принимаются на перспективу. Мы регулярно проверяем исполнение краевого бюджета, а результаты своей работы в обязательном порядке доводим до сведения общественности через современные средства массовой информации.
Новый век принес и такое новое для нас явление, как мировой финансовый кризис. Как он сказался на работе финансовых контролеров?
Николай Панченко | Мировой финансовый кризис порожден не природными катаклизмами. Он, как говорится, дело рук человеческих. Во многом стал следствием не до конца продуманных действий банковских систем многих государств, изъянов в интеграционных межгосударственных процессах, отсутствия должного внимания к наращиванию собственного производства.
В этих условиях мы стали больше внимания уделять контролю за конечной эффективностью работы субъектов проверок, стали еще более требовательными. Ведь кое-кто пытается списывать на кризис собственные «грехи» — бесхозяйственность, халатность, а то и заурядное воровство. Наше государство направляет большие средства на преодоление кризисных явлений и их последствий. Эти деньги должны работать эффективно всюду, в том числе на региональном уровне.
Я не являюсь знатоком макроэкономических процессов, однако считаю: чтобы свести к минимуму вероятность кризисных явлений, исключить зависимость нашей экономики от финансовых потрясений в других странах, надо в первую очередь развивать реальный сектор экономики. Необходимо поднимать отечественную промышленность, развивать строительство, транспорт, сельскохозяйственное производство, совершенствовать экономическую деятельность как внутри страны, так и за рубежом — с внешними партнерами.
Вы были одним из тех, кто стоял у истоков создания Ассоциации контрольно-счетных органов России (АКСОР). Оправдались ли надежды, которые связывались с ее созданием?
Николай Панченко | Для меня АКСОР — часть жизни. Не только потому, что много лет я был членом президиума, а сейчас являюсь председателем ревизионной комиссии этой организации.
Создание ассоциации стало ответом на ожидания многих финансовых контролеров страны, и мои в том числе. Само существование АКСОР придает контролерам уверенность, потому что они знают: есть сообщество людей, которые имеют единые с ними задачи и цели. Очень важно то, что АКСОР работает под эгидой Счетной палаты Российской Федерации, а руководит ассоциацией такой авторитетный лидер, как Сергей Степашин.
Мы участвовали в 26 проверках, проводившихся совместно со Счетной палатой России, — в том числе и на олимпийских объектах в Сочи. Это хорошая школа для наших финансовых контролеров.
Обмен опытом идет и на уровне региональных палат. Мы внимательно изучаем документы, которые поступают к нам из других регионов. То, что считаем лучшим, внедряем у себя. Особенно плодотворны деловые связи с коллегами из Ростовской, Воронежской, Владимирской областей, Красноярского края, республик Северного Кавказа. Совместно с АКСОР на территории края проведены три Всероссийские научно-практических конференции, два выездных заседания президиума ассоциации.
Большим стимулом для всех финансовых контролеров является участие в ежегодно проводимом ассоциацией конкурсе на звание «Лучший финансовый контролер России». Лауреатами конкурса стали аудиторы Любовь Гузеева, Елена Бергаль и другие наши работники. Ассоциацией учреждена медаль «За укрепление финансового контроля России». Я горжусь тем, что имею все поощрения, которыми располагает АКСОР.
В тексте гимна Ассоциации контрольно-счетных органов России, написанном вами, есть такие слова: «Контролеры — особая сила». Вы действительно считаете, что финансовыми контролерами могут быть люди, обладающие какими-то особыми качествами?
Николай Панченко | Да, и поэтому у нас очень строгий отбор кадров: из подавших заявление на резерв, на замещение вакантных должностей конкурс выдерживают лишь единицы. Тщательная кадровая работа позволила создать команду, которой по плечу самые сложные задачи.
Сейчас в структуре Контрольно-счетной палаты пять аудиторских направлений и три отдела. Более половины сотрудников имеют по два высших образования, в коллективе пять кандидатов наук. За последнее время палата пополнилась грамотными молодыми работниками.
У них есть шансы попасть в «Книгу чести», учрежденную в Контрольно-счетной палате? Что нужно, чтобы добиться такого отличия?
Николай Панченко | Такого отличия каждый год удостаивается только один человек. В этом конкурсе очень важны материальные показатели — выявленные нарушения и возвращенные в бюджет суммы. Но «большие деньги» — это еще не все, что нужно для победы в профессиональном соревновании сотрудников палаты. Решение о занесении в Книгу чести принимается коллегиально, при этом учитываются и «нематериальные» факторы, без которых контролер состояться не может: смелость, принципиальность, честность, инициатива. Эти требования к государственному финансовому контролеру были и остаются неизменными во все времена.
Владимир Новиков