Публикация в СМИ

Бюджет уважения требует. Контрольно-счетная палата Краснодарского края многих научила считать деньги

""

19.12.2007  :: Валерий Догадаев КРАСНОДАР "РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА", 18 декабря 2007, ВТОРНИК, №283 (4546)

ИТОГИ ГОДА ПОДВОДЯТ ВСЕ. У ОДНИХ ОНИ ВЫРАЖАЮТСЯ В ТОННАХ ПРОИЗВЕДЕННОЙ ПРОДУКЦИИ, У ДРУГИХ – В КИЛОМЕТРАХ ПОСТРОЕННЫХ ДОРОГ, У ТЕХ И ДРУГИХ – СУММОЙ ПОЛУЧЕННОЙ ПРИБЫЛИ. А КАКОЙ ПОКАЗАТЕЛЬ В РАБОТЕ ЯВЛЯЕТСЯ ГЛАВНЫМ ДЛЯ ФИНАНСОВЫХ КОНТРОЛЕРОВ?

 Корреспондент «Российской газеты» обратился с этим и другими вопросами к председателю Контрольно-счетной палаты Краснодарского края Николаю Панченко.

«Российская газета»Николай Ильич, можно ли судить о деятельности финансовых контролеров только по суммам, которые удается возвратить в бюджет? Мол, в прошлом году вернули столько-то использованных не по назначению денег, а в этом – еще больше…

Николай Панченко| То, о чем вы говорите, очень важно. Только подход должен быть иным: все средства, что использованы не по назначению или, что еще случается, просто украдены, должны быть возвращены в народную казну полностью. Вот это для финансовых контролеров и есть подлинный ориентир, а вовсе не «уровень прошлого года».

РГЧем запомнится коллективу Контрольно-счетной палаты уходящий 2007год?

Панченко| Наш коллектив живет делами и заботами края, является партнером власти в реализации планов социально-экономического развития Кубани. За последние десять лет консолидированный бюджет края вырос в десять раз и в этом году составит более 100 миллиардов рублей. Доля Краснодарского края в объеме произведенной российской агропродукции за последние годы увеличилась в полтора раза и составляет почти семь процентов от ее общей массы. Бурно развиваются курорты и туризм, наблюдается прямо-таки строительный бум. Предстоящая Олимпиада в Сочи стала новым ускорителем этих процессов. Работа контролеров должна быть на уровне этих задач. На проверки, ревизии, оценки обоснованности расходования бюджетных средств у нас уходит около 70 процентов рабочего времени. Контрольно-счетная палата Краснодарского края охватывает поверками почти половину бюджетных средств. В нынешнем году палата отметила свое десятилетие. Ее деятельность заслужила высокую оценку руководства края и Счетной палаты России. Нас это очень радует.

РГГоды работы позволяют судить и о том, как изменился характер финансово-хозяйственных нарушений, выявляемых Контрольно-счетной палатой.

Панченко| Это действительно так. Благодаря последовательной, жесткой, бескомпромиссной политике администрации и Законодательного собрания края в отношении нарушителей бюджетной и финансово-хозяйственной дисциплины заметно уменьшилось нецелевое использование бюджетных средств, больше порядка стало в использовании земельных ресурсов и недвижимого имущества, в ведении бухгалтерского учета на предприятиях и в организациях. Например, если в 2000 году проверками Контрольно-счетной палаты было выявлено нецелевое использование бюджетных средств на сумму 217,9 миллиона рублей, то в прошедшем 2006 году – 89,3 миллиона рублей, а за 2007 год и того меньше. В то же время ежегодно увеличивается возмещение в краевой бюджет по выявленным нарушениям. Если в 2000 году, с учетом нарушений прошлых лет, нарушителями бюджетно-хозяйственной дисциплины было восстановлено в консолидированном бюджете края 135 миллионов рублей, то за 2006-2007 годы около 300 миллионов рублей.

РГВ общем, «контроль найдет и уймет» тех, «кто народные деньги ворует, их транжирит, нечестно живет». Слова из сочиненного вами гимна финансовых контролеров очень актуальны.

Панченко| К сожалению, факты финансово-хозяйственных нарушений, нерадивого использования государственного имущества, бесхозяйственности и безответственности в крае еще имеются. Но именно здесь я хотел бы подчеркнуть, что наша задача – не наблюдать, не фиксировать недостатки, не быть над ситуацией, а работать с местной властью сообща во имя главного: укрепления финансово-хозяйственной дисциплины, развития социально-экономического потенциала края, повышения благосостояния его жителей.

РГТо есть проверками «вслед за событием» вы не ограничиваетесь?

Панченко| В последнее время мы стали больше уделять внимания вопросам увеличения доходов, поступающих в краевой и местные бюджеты. Оказываем практическую помощь краевым департаментам, администрациям городов и районов в изыскании резервов. Например, несколько месяцев назад мы проверили полноту поступлений доходов в консолидированный бюджет края от использования лесного фонда. Оказалось, что рациональное использование лесных угодий, расположенных только вдоль Черноморского побережья, позволяет пополнять бюджет края не менее чем на миллиард рублей в год. Считаем, что такие проверки являются практическим подспорьем краевым и местным органам власти для наращивания бюджетных доходов.

РГНиколай Ильич, а на что уходят еще 30 процентов рабочего времени ваших контролеров?

Панченко| Сотрудники Контрольно-счетной палаты готовят экспертные заключения по проектам законов и исполнению бюджетов, занимаются экономическим анализом по проблемным вопросам. Эта сфера деятельности контролеров будет расширяться. На конференции Ассоциации контрольно-счетных органов РФ, состоявшейся в октябре в Сочи, детально обсуждались новые подходы в деятельности контролеров.

РГРасскажите, пожалуйста, об этом подробнее.

Панченко| В своей работе мы стали практиковать новую форму контроля – аудит эффективности, с его помощью проводим проверки использования бюджетных ресурсов комплексно, исходя из конечного государственного результата. Приступили к освоению стратегического аудита, который позволяет формировать будущие бюджетно-финансовые процессы. Сегодня, когда край вступил в активную фазу подготовки к зимним Олимпийским играм, стратегический аудит приобрел особую актуальность. Ведь предстоит освоить огромные средства, и очень важно, чтобы уже на стадии разработки проектов в них была заложена наивысшая эффективность использования средств. Естественно, здесь наилучший результат дадут совместные проверки Счетной палаты России и краевой Контрольно-счетной палаты. Руководитель Счетной палаты Сергей Степашин эту идею на сочинской конференции полностью поддержал.

РГЭлементы стратегического аудита и аудита эффективности и прежде были в вашей работе. Например, специалисты Контрольно-счетной палаты ежегодно анализируют проект краевого бюджета. Какой вклад в подготовку бюджета-2008 внесла Контрольно-счетная палата?

Панченко| 12 декабря депутаты вновь избранного Законодательного собрания края рассмотрели проект краевого бюджета на 2008 год и приняли его в первом чтении. Но еще на стадии подготовки к сессии предложения палаты обсуждались на заседании комитета по финансово-бюджетной и налоговой политике, рассмотрены на парламентских слушаниях. Конечно, не обошлось без споров, предложений и компромиссов. В результате краевой бюджет по доходам был принят в сумме 78,9 миллиарда рублей, при консолидированном бюджете края более 100 миллиардов рублей, по расходам – 78,3 миллиарда рублей. Параметры краевого бюджета показывают, что реализация закона будет напряженной. Органам исполнительной власти края, налоговым службам, хозяйствующим субъектам предстоит немало потрудиться, чтобы увеличить доходную часть, добиться рационального использования ресурсов края. Финансовые контролеры будут работать над решением этой задачи вместе с ними.