Публикация в СМИ

ПРАВОВОЕ ПОЛЕ КОНТРОЛЁРА

07.03.2009  :: Романец Наталья Николаевна, заместитель председателя Контрольно-счётной палаты Краснодарского края

Согласно Закону края «О Контрольно-счётной палате Краснодарского края» по окончании проведения контрольно-ревизионного мероприятия составляется акт или справка, за достоверность которых руководитель проверки несет персональную ответственность. При наличии возражений или замечаний по акту (справке) должностные лица проверяемой организации представляют письменные возражения. У нас разработан «Порядок рассмотрения возражений на акты Контрольно-счётной палаты». В соответствии с ним возражения рассматриваются совместно юридическим отделом и специалистами, проводившими проверку, как правило, в пятидневный срок. По результатам рассмотрения возражений составляется заключение, которое рассматривается совместно с представителями проверяемой организации. Практика показала, что имеется большая польза от совместного рассмотрения возникших разногласий. Было установлено, что в большинстве случаев разногласия направлялись в целях ухода от ответственности за допущенные нарушения. Поэтому при обсуждении возражений с участием председателя Контрольно-счётной палаты и руководителя проверяемой организации в основном подтверждается правильность выводов, содержащихся в акте проверки. Кроме того, совместное обсуждение разногласий исключает коррупционные риски.

Так, при проверке использования средств краевого бюджета одним из театров, являющимся государственным учреждением, были установлены многочисленные нарушения действующего законодательства. Однако государственное учреждение не согласилось с выводами акта. Рассмотрев разногласия, специалисты Контрольно-счётной палаты пришли к выводу, что возражения театра являются необоснованными, так как все выводы в акте подтверждаются первичной документацией и соответствуют закону. При обсуждении разногласий в палате руководитель театра признал, что Контрольно-счётная палата правильно отразила в акте все нарушения. Главный бухгалтер, допустившая несоблюдение законодательства, была уволена с работы.

Законом «О Контрольно-счётной палате Краснодарского края» предусмотрено, что по результатам проверок органам государственной власти, иным государственным органам, проверяемым организациям направляются представления и предписания, обязательные к исполнению.

В случае несвоевременного, неполного исполнения или неисполнения представления виновные должностные лица привлекаются к административной ответственности. Только в 2008 году за неполное и несвоевременное выполнение представлений Контрольно-счётной палаты были привлечены к административной ответственности два руководителя органов исполнительной власти Краснодарского края.

В Палате создана электронная программа контроля за выполнением представлений.

В крае принят закон «Об административных правонарушениях», согласно которому должностные лица Контрольно-счётной палаты вправе составлять протоколы по семи составам правонарушений. Для правильного, квалифицированного составления протоколов юридическим отделом разработаны «Рекомендации по организации деятельности должностных лиц Контрольно-счётной палаты Краснодарского края при возбуждении дел об административных правонарушениях» и образец протокола об административном правонарушении.

Должностные лица Палаты составляют протоколы об административных правонарушениях за предоставление неполной, искаженной, недостоверной информации, за использование бюджетных средств не по целевому назначению, за невыполнение или несвоевременное выполнение представления Контрольно-счётной палаты.

Для того, чтобы добиться эффективности в использовании бюджетных средств, требуется, чтобы за каждое нарушение бюджетного процесса предусматривалась ответственность. Между тем, в Бюджетном кодексе РФ имеется несогласованность норм с административным законодательством. Так, в Бюджетном кодексе РФ некоторые нарушения только названы, но ответственность за них не предусмотрена. А некоторые статьи – 292, 293, 294, 295, 296, 297, 298, 299, 300, 302, 303, 304, 305, 306 – до сих пор имеют отсылочные нормы на Кодекс об административных правонарушениях РСФСР, который утратил силу с 1 июля 2002 года (ФЗ от 30.12.2001 г. № 196-ФЗ). Новый Кодекс об административных правонарушениях РФ не предусматривает таких нарушений, а значит и ответственности за них. Данные недостатки законодательства позволяют игнорировать указания контролеров и способствуют возникновению этих нарушений снова, усиливают коррупционные риски в использовании бюджетных средств.

Решение этой проблемы поможет повысить ответственность юридических и должностных лиц за нарушения бюджетного процесса.

В Контрольно-счётной палате Краснодарского края разработан План первоочередных мероприятий по противодействию коррупции. Одно из главных направлений его реализации – повышение качества контрольно-ревизионных мероприятий. По нашему глубокому убеждению, в целях борьбы с коррупцией важно объединение усилий и взаимодействие контрольно-счётных и правоохранительных органов. В крае это взаимодействие налажено в рамках Соглашения между органами финансового контроля и прокуратурой Краснодарского края, а также соглашений с ГУВД Краснодарского края.

В 2008 году было заключено новое соглашение с прокуратурой Краснодарского края по вопросам, связанным с выявлением и пресечением правонарушений в финансово-бюджетной сфере. Соглашение было подписано всеми органами финансового контроля Краснодарского края: Контрольно-счётной палатой, Департаментом финансово-бюджетного надзора Краснодарского края, Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Краснодарском крае.

Эффективность такого взаимодействия подтверждена практикой. Как уже отмечалось, должностные лица контрольно-счётных органов вправе возбуждать административные производства только по семи составам административных правонарушений. Вместе с тем при проверках выявляется много иных нарушений, за которые предусмотрена административная ответственность. Однако должностные лица Контрольно-счётной палаты не вправе возбуждать по этим составам административные производства. В подобных случаях материалы передаются в прокуратуру. Например, в ходе проверки одного из государственных унитарных предприятий Краснодарского края было установлено, что оно эксплуатирует здание, которое не было введено в эксплуатацию в установленном порядке. Это является административным правонарушением, предусмотренным ч.5 ст.9.5. КоАП РФ. После направления материалов в прокуратуру директор государственного унитарного предприятия был привлечён к административной ответственности.

Во время проверки одного из муниципальных образований были установлены нарушения земельного законодательства. На основании материалов, направленных в прокуратуру района, было возбуждено семь административных производств. Все юридические лица были привлечены к административной ответственности за нарушение правил землепользования.

Взаимодействие с прокуратурой позволяет добиться не только возмещения бюджетных средств, но и применения к нарушителю всех мер ответственности. Например, Контрольно-счётной палатой была проведена проверка обоснованности использования субсидий на возмещение стоимости крупного рогатого скота одной из агрофирм края. Было установлено, что основанием для выплаты субсидии послужили фиктивные документы о приобретении молодняка КРС. Таким образом, было признано, что субсидии получены незаконно. За нецелевое использование бюджетных средств Контрольно-счётной палатой на основании ст. 9.1 Закона Краснодарского края «Об административных правонарушениях» в отношении агрофирмы были возбуждены два административных производства. Агрофирма и её директор были привлечены к административной ответственности в виде штрафа.

Кроме этого, выполняя представление Контрольно-счётной палаты, департамент сельского хозяйства края обратился в Арбитражный суд о взыскании суммы субсидии. Контрольно-счётная палата Краснодарского края была привлечена к участию в деле в качестве третьего лица. В ходе рассмотрения дела было установлено, что агрофирма не имела права на получение субсидии. Решением арбитражного суда с агрофирмы была взыскана сумма субсидии.

По этим же фактам прокуратурой района было возбуждено уголовное дело. На основании приговора суда руководитель агрофирмы был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159 УК РФ, т.е. в мошенничестве.

Данный пример показывает, что при надлежащем контроле за выполнением представлений Контрольно-счётной палаты можно добиться не только возврата бюджетных средств, но и применения всех мер ответственности: административной, гражданско-правовой и уголовной.

Прокуратура края оказывает большую помощь нашей Палате в сборе информации. Вот один из примеров. Отделение Пенсионного фонда отказало Палате в предоставлении информации, ссылаясь на конфиденциальность. Прокуратура края направила в отделение Пенсионного фонда письмо, в котором указала на незаконность такого отказа. В результате вся необходимая информация была предоставлена.

Еще одним направлением сотрудничества с прокуратурой края является проведение совместных проверок. Ежегодно Контрольно-счётная палата совместно с прокуратурой края проверяет соблюдение бюджетного законодательства при исполнении краевого бюджета. Сотрудники Палаты привлекаются в качестве специалистов по уголовным делам по вопросам, связанным с применением бюджетного законодательства.

Практика показала, что такое взаимодействие способствует повышению эффективности контроля заиспользованием государственных средств, а также выявлению, предупреждению и пресечению финансовых нарушений, тем самым повышается действенность финансового контроля.

Контрольно-счётная палата Краснодарского края проводит экспертизу законопроектов в бюджетной сфере. В частности, специалисты палаты очень серьёзно работали над заключением на проект Закона «О бюджетном процессе в Краснодарском крае». При этом стало ясно, что в нем отсутствовали важные для Контрольно-счётной палаты положения: обязанность предоставления годового отчёта именно в Контрольно-счётную палату Краснодарского края; перечень документов, представляемых вместе с годовым отчётом; сроки предоставления годовой бюджетной отчётности главными администраторами средств краевого бюджета; порядок проведения внешней проверки годового отчёта муниципальных образований.

Все эти недостатки законопроекта были изложены в экспертном заключении Контрольно-счётной палаты. При принятии закона они были учтены.

Важной задачей сотрудников Палаты является достижение высокого качества собственных контрольных мероприятий. При быстро меняющихся социально-экономических отношениях, новых подходах к ведению финансово-хозяйственных операций, несовершенстве законов, их противоречивости нашим работником порой не хватает знаний. Мы, конечно, учим их, посылаем на курсы повышения квалификации, различные семинары, у себя в аппарате проводим учебные занятия, где рассматриваем практические ситуации, возникающие в ходе проверок, обсуждаем пути решения поставленных задач. Большую работу по повышению квалификации специалистов проводит и Ассоциация контрольно-счётных органов России. В связи с этим хотелось бы, чтобы преподаваемые дисциплины отражали проблематику бюджетных процессов, несли углубленные знания по внешнему контролю, использованию государственной собственности, правовым основам финансово-бюджетного контроля, на конкретных примерах показывали передовой опыт работы контрольно-счётных органов и аудиторских направлений.

 

Заместитель председателя Контрольно-счётной палаты Краснодарского края

 Романец Наталья Николаевна.