Контрольная для района
07.03.2009 :: Тимофеев Михаил Николаевич, глава муниципального образования Красноармейский район, доктор технических наук, Заслуженный работник сельского хозяйства Кубани
В 2008 году Контрольно-счётная палата Краснодарского края провела комплексную проверку эффективности работы администрации муниципального образования Красноармейский район и администраций поселений, входящих в состав района. Предметом этой своеобразной контрольной для района была разработка местных бюджетов, деятельность по увеличению доходов, поступающих в консолидированный бюджет Краснодарского края, и то, как использовались бюджетные средства на социально-экономическое развитие района в 2007 году и первом полугодии 2008 года.
Красноармейский район один из самых крупных районов Краснодарского края. Он организован в 1934 году, в 2004 году ему присвоен статус муниципального. На его территории находится 10 сельских поселений, 43 населённых пункта, в которых проживает более 104 тысяч человек.
Основу экономики района составляет агропромышленное производство, в котором занято около трети работающего населения. Сельскохозяйственное производство многопрофильно. На площади 130 тысяч гектаров пашни ведут свою деятельность 38 хозяйств различных форм собственности, 136 КФХ. Главная зерновая культура района – рис. Посевные площади его составляют треть от краевого показателя. Мы собираем до 40% риса, выращиваемого на Кубани, и до 20%, выращиваемого в России.
Кроме того, в районе развито животноводство и птицеводство. Ежегодно мы производим до 50 тысяч тонн молока, 13 тысяч тонн мяса, 100 млн. штук яиц. Большое внимание уделяется развитию личных подсобных хозяйств граждан. Их у нас зарегистрировано 35 878.
Промышленный потенциал района представляют 40 крупных и средних предприятий.
В районе действуют 67 учреждений образования, 32 учреждения здравоохранения, 47 учреждений культуры, 134 спортивных сооружения.
Проверкой были охвачены все органы исполнительной власти района, все администрации сельских поселений, все отрасли хозяйства, муниципальные унитарные предприятия и муниципальные учреждения.
В сводном акте проверки было отмечено, что органы исполнительной и представительной власти Красноармейского района в своей деятельности первостепенное внимание уделяют наращиванию объемов производства товаров, работ и услуг, производственно-финансовому укреплению хозяйствующих субъектов, социально-экономическому развитию сельских поселений. За 2005 – 2007 годы объем внутреннего валового продукта, производимого в муниципальном образовании, удвоился. За это же время общая прибыль, полученная предприятиями и организациями, расположенными на территории района, увеличилась более чем в два раза.
В проверяемом периоде консолидированный бюджет района (по доходам) увеличился на 20,3%. Последние пять лет Красноармейский район является одним из лидеров среди сельских районов края по темпам роста налоговых сборов во все уровни бюджетов. За 2008 год с территории Красноармейского района во все уровни бюджетов и внебюджетные фонды поступило 1 млрд. 566 млн. 455 тыс. рублей, рост к 2007 году – 122,9%.
Общий анализ выполнения показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципального района, утверждённых Указом Президента Российской Федерации «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления, городских округов и муниципальных районов» от 28.04.2008 г. №607, показал, что все они имеют положительную, устойчивую динамику.
В то же время проверка выявила, к сожалению, и недостатки в нашей работе. Во-первых, это упущения в изыскании бюджетных доходов. Проверка показала, что они есть, как на районном, так и на поселенческом уровне, и кроются прежде всего, в земельных и арендных отношениях. В целом годовые резервы пополнения консолидированного бюджета района составляют в пределах 20 млн. рублей.
Во-вторых, при острой нехватке денег для решения всех проблем администрациям сельских поселений не удалось добиться полного освоения выделенных бюджетных средств порядка 3-3,5 млн. рублей ежегодно.
В-третьих, при ведении строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ районная и поселенческие администрации не добились рационального использования муниципальных ресурсов, не смогли организовать должный контроль за расходованием бюджетных средств. Из 31 проверенного объекта района, охваченного в 2007-2008 годах строительно-монтажными и ремонтно-строительными работами, незаконное завышение стоимости строительства, необоснованное удорожание стоимости используемых материалов, ошибки в сметах проводимых работ установлены на 22 объектах, что составляет 71,0% от проверенных. В целом по району приписки к объёмам строительных и других работ в 2007 году и первом полугодии 2008 года составили более 1 млн. рублей.
В некоторых сельских поселениях не обошлось без нарушений в использовании бюджетных средств и организации закупок товаров, работ и услуг для муниципальных нужд. В целом бюджетно-хозяйственные нарушения такого характера выявлены на сумму, превышающую 4,0 млн. рублей.
Например, в 2007 году некоторые сельские поселения превысили объём расходов, обусловленных бюджетной росписью на приобретение товаров, работ и услуг для муниципальных нужд в целом на 2,5 млн. рублей, что можно квалифицировать, как нецелевое использование бюджетных средств.
Следует отметить, что многие ошибки, упущения в работе исправлялись непосредственно в ходе проверки. Так, увеличение поступлений земельных платежей, в частности, арендной платы за землю, в немалой степени результат работы сотрудников управления муниципальным имуществом по исправлению собственных упущений. Был произведен годовой перерасчёт арендной платы по землям сельскохозяйственного назначения и по землям населенных пунктов, была взыскана вся недоимка.
Позднее, учитывая замечания аудиторов, на местах были пересмотрены индикативные планы социально-экономического развития сельских поселений, исправлены ошибки, допущенные при формировании бюджетов поселений, пересчитана арендная плата по земельным участкам, где были занижены коэффициенты к базовым ставкам.
Проведена ревизия земельных участков под зданиями, сооружениями, выкупленными у хозяйств-банкротов. Уже оформлено 223,3 гектара таких участков и работа продолжается.
Ведётся работа по предоставлению в аренду земельных участков под прудами (уже оформлено 295,7 га), по постановке на кадастр земельных участков под многоэтажными домами.
Проверка Контрольно-счётной палаты остро обозначила наши болевые точки. В настоящее время мы устранили практически все замечания, указанные в акте комиссии Контрольно-счётной палаты. Была проделана большая работа по исправлению отмеченных недостатков в оформлении документации, ошибок, допущенных при разработке различных правовых, финансово-экономических и других документов, начиная с индикативного плана социально-экономического района и заканчивая решениями сессий по бюджету. И я убежден, что это позволит нам работать более эффективно.
Глава муниципального образования Красноармейский район
Тимофеев Михаил Николаевич