ВЛАСТЬ И КОНТРОЛЬ
За двенадцать лет работы Контрольно-счётная палата Краснодарского края заслужила авторитет работоспособного, высокопрофессионального коллектива финансовых контролёров, принципами работы которых являются законность, объективность, независимость, честность и гласность. Ежегодно специалисты Палаты предварительным, текущим и последующим контролем охватывают около 46% средств краевого бюджета. Наряду с контролем за целевым использованием бюджетных средств, особое место стали занимать комплексные проверки с применением аудита эффективности, направленного на изучение рациональности расходования финансовых средств предприятиями и организациями при ведении своей хозяйственной деятельности. Кроме того, проверяемым предприятиям и организациям оказывается больше практической помощи в наведении порядка в финансовых делах и использовании государственной собственности.
Палата вносит свой вклад в развитие нормативной правовой базы Краснодарского края, регулярно делая экспертные заключения на проекты законов и постановлений, принимаемых Законодательным Собранием края. Она активно сотрудничает со Счётной палатой Российской Федерации, обменивается опытом работы со своими региональными коллегами в рамках мероприятий, проводимых Ассоциацией контрольно-счётных органов России.
В то же время нельзя сказать, что все задачи решены. Постоянно меняющиеся социально-экономические условия, возрастающие требования к конечным результатам работы требуют от власти, с одной стороны, нестандартных управленческих решений, а с другой, соответствующего совершенствования системы государственного финансового контроля. Например, в связи с последними изменениями в Бюджетном кодексе Российской Федерации, переходом бюджетного планирования на трёхлетний период, полномасштабным выполнением на территории нашего края Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Контрольно-счётная палата уделяет особое внимание формированию и исполнению бюджетов поселений, глубокому анализу межбюджетных отношений, оказанию содействия муниципальным образованиям в изыскании резервов налоговых поступлений для ликвидации дефицитности местных бюджетов и эффективного решения вопросов местного значения. С учётом этих обстоятельств Законодательным Собранием края был пересмотрен план работы Контрольно-счётной палаты на 2009 год. Теперь в контрольно-аналитической деятельности приоритетное место наряду с вопросами бюджетно-финансового контроля занимает анализ эффективности работы предприятий, загрузки их мощностей, занятости населения, развития малых форм хозяйствования в сфере агропромышленного комплекса, другие направления, способствующие повышению качества жизни людей.
Не скрою, некоторые владельцы предприятий в условиях кризиса стремятся увеличить свои доходы за счет сокращения работников, снижения зарплаты, необоснованного повышения отпускных цен на товары и изделия. Взять, например, такое социально важное направление как производство хлеба и хлебобулочных изделий. В феврале 2009 года Контрольно-счётная палата края проверила формирование себестоимости производства хлеба на некоторых хлебозаводах. Было установлено, что основной причиной увеличения затрат при производстве хлеба на ОАО «Сочинский хлебокомбинат» явилось то, что раньше он закупал муку напрямую от мукомольных предприятий. С декабря 2007 года мука поступает от этих же предприятий, но через посредника – О00«3ернопродукт», в котором работает 3 человека. Не производя никаких затрат и осуществляя только бумажный документооборот, посредник путем дополнительной наценки на муку получил в 2008 году 30 млн. рублей прибыли. Все эти издержки легли на себестоимость продукции и уменьшили прибыль хлебокомбината. Более того, в целях покрытия этих затрат был уменьшен развес хлеба формового с 0,6 кг до 0,55 кг, а отпускная цена хлеба городского 1 сорта увеличилась с 10 до 12,7 рублей, хлеба Владимирского соответственно с 10 до 13 рублей.
Материалы проверки были широко обсуждены на сессии Законодательного Собрания края. В прокуратуру края и следственное управление Следственного комитета при прокуратуре РФ по Краснодарскому краю направлен депутатский запрос для принятия соответствующих мер.
В кризисный период контрольно-счётные органы должны особое внимание обратить на эффективное использование государственных средств, выделенных на поддержку предприятий. Известно, что на эти цели государством выделены огромные средства. Важно, чтобы они создавали условия развития, а не выживания. Для этого, на наш взгляд, финансовую помощь необходимо предоставлять на определенных условиях. Получатель господдержки должен брать на себя обязательства по сохранению рабочих мест, увеличению объемов производства, расширению ассортимента и улучшению качества продукции, а полученную с участием государства продукцию реализовывать только на территории своей страны. Именно поэтому в крае принят закон о развитии сельского хозяйства, в котором предусмотрены указанные условия предоставления государственной поддержки.
Такие же условия должны применяться и к банковской сфере. Прежде всего, оценочным показателем её работы должны стать объемы кредитования малого предпринимательства в сфере агропромышленного комплекса. Например, в 2007 году Краснодарским филиалом «Рос-сельхозбанк» было предоставлено владельцам личных подсобных хозяйств кредитов на сумму 2,2 млрд. рублей. Это позволило их владельцам в следующем, 2008 году, довести валовый годовой доход до 15 млрд. рублей. То есть, один кредитный рубль позволил произвести продукцию на сумму около 7 рублей. Но в 2008 году объемы кредитования владельцев малых форм хозяйствования в крае снизились более чем на треть, а в январе 2009 года по сравнению с аналогичным периодом 2008 года – в несколько раз.
Это очень опасная тенденция. Поэтому на состоявшемся в Краснодаре 12 февраля 2009 года заседании Комитета Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике было принято решение проработать вопрос законодательного закрепления нормы, запрещающей банкам, получающим средства от государства, изменять условия кредитного договора в части увеличения ставки по кредитам, выданным в реальный сектор экономики и прежде всего на развитие личных подсобных хозяйств, а также установить временный мораторий на требования банками досрочного погашения ранее выданных кредитов.
В крае мы приняли решение финансировать за счёт краевого бюджета обучение граждан методам и способам повышения доходности личных подсобных хозяйств. Оно идёт в ведущих вузах и научно-исследовательских институтах, других учебных заведениях края. В 2008 году прошли обучение свыше 30 тысяч владельцев личных подворий.
Но и этого недостаточно. Нам нужно на базе профессиональных училищ организовать подготовку тех, кто будет на мелких предприятиях производить овощи и фрукты, обеспечивать насыщение рынка необходимой для широкого потребителя продовольственной продукцией. Такие меры, на наш взгляд, будут способствовать решению проблем занятости населения и снижению зависимости нашей страны от импортного продовольствия.
Говоря об этом, хочу высказать пожелание, чтобы Счётная палата совместно с Ассоциацией контрольно-счётных органов России в ходе проводимых проверок и экспертно-аналитических мероприятий уделяли больше внимания изучению проблем правоприменительной практики нормативных правовых актов, обобщению и распространению накопленного опыта по эффективному использованию государственных средств, чтобы в результате появлялись веские аргументы для совершенствования федерального и регионального законодательства.
Председатель Законодательного Собрания Краснодарского края
Бекетов Владимир Андреевич
07.03.2009