Палата казну бережёт
25.03.2010 :: КРАСНОДАР "РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА", 25 марта 2010, Четверг, №62 (5141)
Недавно состоялось заседание созданной при контрольном управлении администрации президента страны «олимпийской» рабочей группы, в состав которой входит и председатель Контрольно-счётной палаты Краснодарского края Николай Панченко.
О том, как финансовые контролёры участвуют в подготовке к Олимпиаде, и об итогах работы в прошлом году Николай Панченко рассказал корреспонденту «РГ».
Счёт на пользу
Российская газета | Николай Ильич, о чем шёл разговор на заседании «олимпийской» рабочей группы и какая роль в ней отводится руководителю региональной Контрольно-счётной палаты?
Николай Панченко | На заседании обсуждалась самая актуальная тема: соблюдение сроков строительства олимпийских объектов. Больше, конечно, говорили о проблемах – на то и рабочая группа, чтобы искать и находить эффективные пути для достижения цели. Сомнений нет: все объекты будут к Олимпиаде построены. Меня убедили в этом и собственные наблюдения. Незадолго до этого по инициативе председателя Законодательного Собрания края Владимира Бекетова депутаты краевого парламента и финансовые контролёры ознакомились на месте с положением дел. На реализацию программы развития Сочи средства выделяются и из краевого бюджета. Мы обязаны контролировать, как они расходуются.
РГ | Какие объекты города Сочи находятся в поле зрения контролёров сейчас?
Панченко | Специалисты Контрольно-счётной палаты сегодня ведут проверку на ряде олимпийских объектов. А к ним относятся не только спортивные сооружения. Это, в частности, две больницы – в Красной Поляне и в Дагомысе, отремонтированная школа в центре Сочи и некоторые другие объекты, связанные с жилищно-коммунальной сферой. По окончании проверки мы доложим её результаты соответствующим органам власти.
Деньги – в дело
РГ | В ближайшее время вам предстоит отчитываться перед краевым парламентом и по итогам 2009 года. Каким он был для контролёров?
Панченко | Как и для всех – очень напряжённым. Несмотря на трудности, связанные с мировым финансовым кризисом, Кубань завершила 2009 год с минимальными потерями. Валовой региональный продукт несколько уменьшился, но тем не менее Краснодарский край выглядит достойно.
А доходная часть краевого бюджета не только не уменьшилась, но даже увеличилась. Это означает, что предпринятые антикризисные меры сработали. Администрация, Законодательное Собрание края, муниципальная власть, все хозяйствующие субъекты, контрольные органы Кубани действовали на этом направлении энергично и слаженно.
Проверками и обследованиями палаты в 2009 году было охвачено более 80 миллиардов рублей бюджетных средств. Выявлены резервы пополнения доходов консолидированного бюджета края на сумму более 900 миллионов рублей. Установлено нецелевое использование бюджетных средств – 38,5 миллиона рублей, неэффективное использование бюджетных ресурсов – 634,9 миллиона рублей. Контролёрами обнаружены приписки к выполненным объёмам строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ на 43 миллиона рублей. Вскрыты нарушения в организации конкурсов и аукционов при закупках товаров, работ и услуг для государственных нужд и другие.
Благодаря жесткой, непримиримой позиции администрации, Законодательного Собрания Краснодарского края к нарушителям финансово-хозяйственной дисциплины, выявленные палатой недостатки и упущения в работе проверяемых субъектов оперативно устраняются. За 2009 год в бюджетную систему края доплачены налоги и обязательные платежи в сумме 44,8 миллиона рублей. Восстановлены использованные не по целевому назначению бюджетные средства и необоснованно оплаченные бюджетные расходы на общую сумму 65,6 миллиона рублей.
Строителями, допустившими приписки к объёмам выполненных работ и необоснованное удорожание строящихся объектов, в счёт допущенных нарушений бесплатно выполнены дополнительные работы на 34 миллиона рублей. Поставлено на балансы предприятий и организаций неучтённое имущество стоимостью 22,9 миллиона рублей. Устранены нарушения в бухгалтерской и бюджетной отчётности на сотни миллионов рублей и т. д. Работа по устранению финансово-хозяйственных нарушений, по восстановлению в бюджетах различных уровней неправомерно использованных ранее средств ведется постоянно и находится под нашим контролем.
РГ | Что показывает анализ выявленных нарушений, проведённый специалистами палаты?
Панченко | Он показывает, что структура нарушений с годами меняется. В 2003 году не по целевому назначению был использован 191 миллион рублей бюджетных средств, в 2006 году – 89,3 миллиона, в 2009 – 38,5 миллиона рублей. Думаю, что и в дальнейшем этот показатель будет снижаться.
В то же время больше становится нарушений, связанных с использованием земельных ресурсов, закупками товаров, работ и услуг для государственных нужд. Если говорить в целом о соблюдении бюджетного законодательства в крае, могу уверенно сказать, что дисциплина, порядок в бюджетных и хозяйственных отношениях год от года укрепляются, повышается требовательность к кадрам за порученное дело.
Корыстные маршруты
РГ | Насколько проверки специалистов палаты касаются жизненно важных для населения сфер?
Панченко | Все наши проверки так или иначе, а чаще всего напрямую связаны с повседневной жизнью людей. Возьмём, например, транспорт. На Кубани развиты все виды перевозок: авиационные, морские, железнодорожные и т. д. Но особенно востребован автомобильный транспорт.
В ходе проверки работы департамента по транспорту и связи края контролёрами были установлены серьёзные недостатки. Почти 80 процентов договоров на автобусное обслуживание межмуниципальных маршрутов заключено в 2007-2008 годах без конкурсных процедур. Это создаёт предпосылки для злоупотреблений и других корыстных проявлений.
На территориях некоторых государственных унитарных предприятий без должных оснований образованы частные автотранспортные организации, которые арендуют или выкупают по остаточной стоимости автобусы у государственных предприятий, безвозмездно пользуются их ремонтной базой и инфраструктурой, но обслуживают самые выгодные маршруты.
Выявлены и другие нарушения финансово-хозяйственной деятельности департамента и подведомственных ему предприятий. Общая сумма нарушений – свыше 26 миллионов рублей. Устранение выявленных недостатков находится у нас на контроле.
РГ | Бывают ли случаи, когда проверяемые не согласны с результатами проверок, или контролёр всегда прав?
Панченко | Всегда прав закон. Соблюдение его требований, профессионализм и высокая ответственность сотрудников палаты – лучшая страховка от ошибок.
Случаи несогласия с результатами проверок крайне редки, но бывают. Приведу такой пример. Мы проверили государственное учреждение по воспроизводству и племенной работе в Краснодарском крае, а также племенные предприятия края. Как показала проверка, деньги для государственной поддержки племенного животноводства выделяются немалые. За 2007, 2008 и девять месяцев 2009 годасельхозтоваропроизводителям из краевого бюджета были выделены субсидии в сумме 410 миллионов рублей.
Однако в закупках и реализации племенных животных, подтверждении их племенного статуса выявлены существенные недостатки. У сотен импортных племенных животных общей стоимостью более 150 миллионов рублей племенной статус документально не подтверждён. В ОАО «Краснодарское» по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных» из 47 быков-производителей у 32, или 68 процентов, не подтверждён племенной статус, что ставит под сомнение качество воспроизводства племенного стада в крае. Но вместо того чтобы активно заниматься устранением недостатков, отмеченных контролёрами, руководство предприятия обратилось в суд с иском о признании акта проверки незаконным. Арбитражным судом Краснодарского края эти исковые требования были признаны необоснованными.
РГ | Порой под сомнение ставится сама необходимость проверок, высказываются мнения, что они мешают развитию производства.
Панченко | Проверки были, есть и будут – как бы кому-то ни хотелось иного. Курс на уменьшение количества проверок требует вдумчивого подхода. Не должно быть проверок, проводимых с целью давления на бизнес и получения личных выгод. Но честные, объективные, полезные для общества проверки нужны, и если они будут таковыми, то и необходимость проводить их часто отпадет.
Я уверен, что сфера внешнего контроля и государственного регулирования затронет новые области. Сейчас, например, явно назрела необходимость усиления контроля за банковской деятельностью, работой посреднических и иных структур, которые ничего не производят и порою паразитируют на труде других. Чего стоит уличная реклама, призывающая зарабатывать на разнице курсов валют!
Приоритетом должно быть производство. В него в первую очередь и необходимо направлять бюджетные деньги. Но там, где есть государственные деньги, все должно быть абсолютно прозрачно и честно.
Сбор под эгидой АКСОР
РГ | Как вы сотрудничаете с коллегами из счётных палат других регионов, со Счётной палатой РФ? Есть ли от этого практическая польза в работе?
Панченко | 2010 год для финансовых контролёров необычный. В январе мы отметили 15-летие Счётной палаты РФ. Я думаю, что это знаковое событие не только для контролёров, но и в целом для нашего общества, для всей страны. Счётная палата Российской Федерации стала важнейшим федеральным органом государственного финансового контроля. Она является нашим маяком.
В декабре 2010 года исполняется десять лет Ассоциации контрольно-счётных органов России (АКСОР). В её состав входит Счётная палата Российской Федерации, все региональные контрольно-счётные палаты. Возглавляет ассоциацию с момента её создания председатель Счётной палаты РФ Сергей Степашин. Это очень важный фактор для региональных счётных палат.
Контрольно-счётная палата нашего края с самого начала активно участвует в работе АКСОР. В крае по инициативе Контрольно-счётной палаты совместно с Ассоциацией проведено три научно-практических конференции. В их работе принимали участие представители практически всех контрольных органов страны. На всех конференциях присутствовал Сергей Степашин. Непременным их участником был губернатор Краснодарского края – сначала Николай Кондратенко, затем Александр Ткачёв. В разные годы в них участвовали председатели Госдумы – Геннадий Селезнёв и Борис Грызлов.
Мы чувствуем плечо коллег по АКСОР, учимся друг у друга, перенимаем опыт. Плодотворно работает палата города Москвы. Мы взяли на вооружение их систему учёта проверок. У них можно также поучиться организационным делам, работе по подбору кадров. Мы обмениваемся материалами с коллегами из Ростовской, Волгоградской, Воронежской, Иркутской областей, Красноярского края, приезжаем за опытом друг к другу.
Поистине неоценимую помощь оказывает Счётная палата Российской Федерации. Мы получаем от неё методические разработки и материалы проверок. В последние годы совещания по совершенствованию работы контрольных органов проводятся в Кремле, в них принимают участие руководители страны.
В этом факте видится и оценка нашей деятельности. Вместе мы сильнее, профессиональнее. А это значит, что у финансовых контролёров всей страны и каждого региона в отдельности впереди ещё много полезных дел.
Подготовил ВЛАДИМИР НОВИКОВ.