05.07.2010 :: А.Сахновский КРАСНОДАР, "ВОЛЬНАЯ КУБАНЬ", 1 июля 2010 года, Четверг, №91 (25354)
В конце июня текущего года Ассоциация контрольно-счетных органов Российской Федерации и Российский союз налогоплательщиков подвели итоги второго Всероссийского конкурса имени В.А. Татаринова. Победителем престижного конкурса финансовых контролеров страны стала Контрольно-счетная палата Краснодарского края.
Награда закономерная и заслуженная» Так совпало, что она подтвердила оценку, которую дал деятельности КСП депутатский корпус Кубани на апрельской сессии ЗСК, когда был заслушан отчет палаты за 2009 год. В постановлении, которое принимается на сессии, стандартную формулировку «принять к сведению» депутаты дополнили словами «отметив положительную работу». Из чего складывается эта положительная работа? В чем ее суть и смысл? Как ее обеспечить? С этими и многими другими вопросами мы обратились к председателю Контрольно-счетной палаты края — Николаю Ильичу Панченко. Однако наша беседа вышла далеко за пределы этих тем.
— Николай Ильич, прежде всего от имени нашей газеты поздравляем Вас с еще одной наградой. Всероссийский конкурс финансовых контролеров имени В.А. Татаринова, как мы знаем, является узкопрофессиональным и его целью является, как говорится, выявление лучших среди профессионалов «контрольного дела» в стране. Расскажите об этом конкурсе.
— Спасибо за поздравление. Действительно, конкурс имени Валериана Алексеевича Татаринова является профессиональным конкурсом финансовых контролеров страны. Валериан Алексеевич Татаринов — выдающийся государственный деятель России, талантливый финансовый контролер, который начал свою трудовую деятельность в 1838 году, после окончания Московского университета в канцелярии государственного контроля при царе Александре II.
В 1855 году был послан за границу для изучения составления отчетности и организации контроля заиспользованием государственных ресурсов в некоторых странах Европы. По возвращении в Россию подготовил несколько предложений о реформировании государственного финансового контроля в России. Его выводы и подходы к организации работы контрольных ведомств стали основополагающими для всего последующего периода развития контрольного дела, вплоть до наших дней. В последние годы жизни В.А. Татаринов занимал должность генерал-контролера России. Жил весьма скромно. Умер в рассвете сил, в возрасте 55 лет.
Идея проведения среди финансовых контролеров современной России профессионального конкурса имени В.А. Татаринова родилась в Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации четыре года назад, в дни, когда отмечалось 350-летие государственного финансового контроля России. Всего проведено два конкурса. Мне, безусловно, приятно, что в конкурсе победителем среди всех региональных контрольно-счетных палат страны стала наша Контрольно-счетная палата. Расцениваю это не только как признание и высокую оценку нашего труда коллегами-контролерами, но и как аванс для нашей будущей работы во благо Отечества.
— Признанию Контрольно-счетной палаты Краснодарского края лучшей в профессиональном аспекте среди региональных палат России сегодня, безусловно, предшествовала большая работа кубанских контролеров в прошлом. Памятен Ваш отчет перед депутатами ЗСК в апреле текущего года о работе Контрольно-счетной палаты за 2009 год, который был острым, для многих структур нелицеприятным и получил большой резонанс среди жителей края.
— Разумеется, при подведении итогов конкурса имени В.А. Татаринова рассматривались результаты работы Палаты по многим ее составляющим и за многие годы.
Что касается отчета о работе за 2009 год, то он, как и в прошлые годы, в сокращенном виде был опубликован в средствах массовой информации, в том числе и в Вашей газете. Что-либо добавлять или убавлять в нем я не вижу смысла. Хочу лишь отметить, что финансовые контролеры всегда жили и живут заботами края, являются патриотами Кубани. Мы гордимся, что Краснодарский край, несмотря на трудности, связанные с преодолением мирового финансового кризиса, развивается стабильно, уверенно, по многим показателям занимает прочное лидирующее место среди регионов страны.
На июньской сессии ЗСК рассматривался отчет администрации края об исполнении краевого бюджета за 2009 год. Посмотрите: несмотря на тяжелый 2009 год, доходы краевого бюджета по сравнению с 2008 годом возросли на 9,2 процента, консолидированный бюджет края увеличился на 8,8 процента и достиг 152,9 миллиарда рублей. За этими цифрами стоит большой, напряженный труд Законодательного собрания, администрации, департаментов края, муниципальных органов власти, сотен различных организаций. Все это позволило решить многие важнейшие задачи дальнейшего социально-экономического развития, не допустить ухудшения жизни людей.
Деятельность Контрольно-счетной палаты мы стремимся строить так, чтобы соответствовать высокому уровню работы наших законодательных и исполнительных органов власти, чтобы укреплялась бюджетная дисциплина, повышалась ответственность кадров за порученный участок работы, а выявленные недостатки в финансово-хозяйственной деятельности отдельных предприятий, организаций и учреждений оперативно устранялись, не позорили край, не мешали наращиванию социально-экономического потенциала Кубани.
— Николай Ильич, тем не менее, возвращаясь к Вашим ежегодным отчетам о работе Контрольно-счетной палаты, скажите: Палата ежегодно выявляет бюджетно-хозяйственные нарушения, порою вопиющие, а что дальше? Каков КПД Палаты? Он что — ограничивается лишь констатацией финансовых нарушений?
— На мой взгляд, КПД нашей Палаты весьма высок. Как правило, около 90 процентов выявленных нарушений устраняются в течение нескольких месяцев после проверки. Есть много случаев, когда выявленные недостатки устраняются непосредственно в ходе проверок. Если это строительная организация, в которой обнаружены приписки к выполненным работам, мы добиваемся или возвращения незаконно полученных средств в казну, или выполнения дополнительных работ на сумму приписок. Практически все материалы мы направляем в правоохранительные органы. Устранение нарушений в некоторых случаях может затягиваться на время ведения следствия по этим материалам.
Контролеры не только занимаются проверками, но и помогают проверяемым организациям восстанавливать бухгалтерский учет и отчетность, правильно составлять бюджетную отчетность и т.д. Буквально все акты наших проверок рассматриваются на заседаниях профильных комитетов ЗСК, совещаниях в органах исполнительной власти края с приглашением руководителей проверенных ведомств. Органами власти принимаются конкретные меры по устранению выявленных недостатков в работе. Благодаря жесткой, бескомпромиссной позиции депутатского корпуса, администрации края к нарушителям финансовой дисциплины только за прошлый год в бюджет края возвращено около 210 миллионов рублей,
более 50 должностных лиц, допустивших недостатки в работе, наказаны в дисциплинарном порядке. К административной ответственности привлечены 6 должностных и 4 юридических лица, возбуждено 3 уголовных дела и т.д.
Следует отметить, что финансовые контролеры не только проверяют использование бюджетных средств, но и активно изыскивают резервы пополнения доходной части бюджетов различных уровней. Например, в 2009 году нами выявлены реальные резервы увеличения бюджетных доходов на сумму свыше 950 миллионов рублей. Замечу, что деятельность Палаты имеет большое профилактическое значение. Никто из руководителей никогда не хотел бы, чтобы наши специалисты еще раз пришли с проверкой, поэтому стремятся оперативно устранять недостатки в работе и больше нарушений не допускать.
— Как я понимаю, на выходе Ваш «продукт» должен быть таким, чтобы комар носа не подточил. Как обеспечить работу без права на ошибку? Аудиторы — это люди, и они могут ошибаться, если следовать известной формуле?
— Надо ли говорить о том, что работа контролеров — не из простых. Кроме высокого профессионализма нужны смелость, настойчивость, в иных случаях — и бескомпромиссность. Проверяем-то мы деньги и цифры, но имеем дело с людьми. В ходе проверок возникают самые неожиданные вопросы, проблемы, коллизии, бывают и недовольные. Но мы всегда исходим из того, что закон должен исполняться! Вот и все! Все остальное, в том числе и эмоции, — явления второго плана. Под реализацию этой задачи и подбираются кадры. Выработана целая система их профессионального становления — это учеба, формирование и воспитание резерва, изучение и распространение опыта, анализ проверок и так далее. Без соответствующего отбора в аудиторы палаты не попадешь, и наши работники постоянно пополняют свой профессиональный багаж в президентской Госакадемии, московских и кубанских вузах.Ежемесячно у нас проходят занятия в коллективе.
— Предполагаю, что очень трудно не испытать на себе влияние, требования, просьбы тех, кто попал в герои Ваших проверок, «решить все миром». Как остаться объективным, не пойти на компромисс с нарушителями, не поддаться соблазну «понять и простить»?
— Конечно, КСП не изолированная от общества структура, так что попытки влияния есть. Но мы очень четко знаем свое место и свой коридор, в котором можно трудиться на благо общества. Есть верхняя черта, выше которой не надо подниматься. И есть нижняя черта, ниже которой опускаться нельзя. Таким коридором для нас являются Бюджетный кодекс РФ и Закон «О Контрольно-счетной палате Краснодарского края», в котором отмечены четыре принципа работы КСП: объективность, законность, независимость и гласность. Мы делаем все, чтобы удержаться в этом коридоре, то есть попросту не нарушать закон.
Вижу в Вашем вопросе и скрытую часть.
— Есть, честно говоря…
— Отвечаю: никогда какого-то давления на себя, скажем, руководства края не испытывал, что бы
мы ни проверяли, какие бы нарушения ни находили и как бы ни предавали гласности итоги аудита. Такие взаимоотношения выстроены с самого начала. Когда создавали КСП края, главой был Николай Игнатович Кондратенко. «Мне нечего скрывать от избирателей, — сказал он мне. — В этом ключе должна действовать и Палата». Такой позиции придерживается и нынешняя администрация во главе с Александром Николаевичем Ткачевым, и Законодательное собрание края и его председатель Владимир Андреевич Бекетов. Это и позволяет нам уже в течение 13 лет активно стоять на страже государственных интересов.
Смею утверждать: в крае есть четкое понимание, что контроль государственных финансов является необходимым и неотъемлемым элементом демократического общества и правового государства. А открытость информации о нашей работе поднимает ответственность органов власти за правильное и эффективное управление финансами, которые им доверило общество. А ведь общество всегда будет понимать и поддерживать власть и руководителей, если будет уверено, что государственные, а значит, народные деньги используются в интересах людей. И тут пока что без финансово-контрольных органов никак не обойтись.
При этом замечу, что КСП осуществляет контроль, которого прежде не было. Особенность его в том, что раньше все контрольные органы подчинялись исполнительной власти, сейчас наша Палата не входит в структуру ни одной из ветвей власти, она — так определено законом — самостоятельна и независима. Хотя подотчетна представительному органу власти, о чем и говорят наши ежегодные отчеты на сессии. В исполнительных органах власти есть свой внутренний финансовый контроль. А контроль КСП — это парламентский контроль, внешний контроль по Отношению к исполнительной власти.
— Один, как говорят, в поле не воин. Кого бы выделили как своих соратников по общему делу?
— Скажу коротко: наши соратники — все честные, трудолюбивые, болеющие за родной край люди. Есть у нас соглашение о сотрудничестве со Счетной палатой России, с ГУВД Краснодарского края, с краевой прокуратурой, со счетной палатой Крыма. Установлены добрые и деловые отношения с палатами соседних регионов, Москвы, Петербурга, Красноярского края, Воронежской области и т.д. Но еще раз подчеркну: все повседневные дела мы решаем в крае.
— Если посмотреть отчеты разных лет, то какие тенденции в использовании бюджетных средств можно обозначить?
— Конечно, совершенствуется законодательная база, меньше становится лазеек для нарушений, ужесточается наказание для «рисковых» людей. Были годы, когда мы обнаруживали нецелевое использование нескольких сот миллионов рублей. А в прошлом году, к примеру, цифра снизилась до 38 миллионов. Не хочу сказать, что это благодаря усилиям только Контрольно-счетной палаты. Исполнительные органы власти, руководители, депутатский корпус проводят в этом направлении серьезную работу, принят закон, в соответствии с которым человек за нецелевое использование бюджетных средств может попасть под уголовную ответственность.
Сейчас нас больше беспокоит неэффективное использование бюджетных денег. Скажем, бюджет выделяет муниципалитету или департаменту средства на реализацию краевых целевых программ, на развитие отрасли, а они не работают. Получили деньги для строительства какого-то объекта, а он в течение двух лет не строится. Потратили средства на разработку проектной документации, а стройку так и не начали. Или купили оборудование и оно годами лежит на складе, не используется. Словом, допускается бесхозяйственность и неэффективное использование бюджетных средств.
— Но скажите честно: как люди не боятся нарушить закон? А может, и нет у нас такого закона, которым нельзя обойти? Я часто об этом думаю. А вы?
— Уверен, что универсальных законов придумать нельзя. Думаю, нет таких и в мире. Вернувшись к нашей практике, посмотрим на закон о закупках товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. Действительно, он несовершенен, достоин критики. Тем не менее в нем ясно, правильно написано, что делать можно, а чего нельзя. Но я Вам назову десяток примеров, когда чиновник, который организует торги, находит лазейки, чтобы, формально не нарушая закон, обойти суть его требований, вылущить что-то для себя. Если бы он мудрил в интересах общества, то проблем бы не возникало.
Так что спасут не законы, какими бы хорошими они ни были, а то, как они будут выполняться. В принципе, законов у нас достаточно, чтобы вести дела по-хозяйски и жить по совести, а вот реализуются они порою плохо.
Если бы отдельные законы смогли заговорить, то мы бы убедились в том, что в большей мере не их вина, что они не выполняются, а вина тех, кто их должен исполнять. Поэтому сейчас как никогда надо заниматься кадрами. Следует создать такой кадровый потенциал, который бы отличали не только высокие деловые, профессиональные качества, эрудиция, но и моральные, такие, как порядочность, ответственность, объективность, честность, требовательность к себе и подчиненным, интеллигентность, чего крайне не хватает некоторым должностным лицам. Без таких качеств невозможно победить коррупцию, взяточничество, теракты и другие подобные позорные явления.
— Мне посчастливилось наблюдать, как работает Ассоциация контрольно-счетных органов России. Показалось, что это объединение единомышленников, заряженных одной идеей и целью. Но я человек посторонний. А изнутри как Вам видится, какие это идеи и цели?
— АКСОР – это и площадка для обмена опытом, и профессиональная -школа, и просто возможность пообщаться. Тут тебе и помогут, и заметят, и научат на конференциях, и наградят, если заслуживаешь. Благодаря объединению нам удалось побывать во многих регионах, к нам коллеги приезжают, мы делимся наработками, методиками. Для нашей повседневной работы имеет особый смысл то, что Ассоциацию возглавляет председатель Счетной палаты России Сергей Вадимович Степашин — оттуда идет методическая помощь, мы тесно взаимодействуем и с Палатой, и с отдельными аудиторами.
— У ассоциации благодаря Вам даже свой гимн есть. Понимаю, что вторгаюсь в очень личное, но как вы дошли до такой жизни, что начали слова к гимнам писать?
— Так сложилась судьба, что контроль стал главным в моей профессиональной жизни. В комсомоле я нередко отвечал за работу ревизионной комиссии, партийная работа без контроля тем более немыслима. А еще были союзный Комитет народного контроля, Контрольная палата СССР, теперь вот КСП края. Видимо, этот жизненный путь и родил строки, которые стали текстом гимна. Признаюсь, было много споров, обсуждений, одним не нравилось, что в торжественной песне есть слово «вор», другим — то, что Русь я назвал святой. Мне удалось доказать, что из песни слова не выбросишь: какая жизнь, такие и песни.
Гимн финансовых контролеров исполняется на многих мероприятиях Ассоциации контрольно-счетных органов России. Мне по-человечески просто приятно это.
— Последний вопрос. Прошла половина 2010 года. Какие задачи решает Контрольно-счетная палата сегодня? Какие результаты работы в текущем году?
— Главной задачей работников Палаты, как и в прошлые годы, является четкое, качественное, эффективное выполнение государственных обязанностей, возложенных на них законом «О Контрольно-счетной палате Краснодарского края». Палата работает согласно плану, утвержденному соответствующим постановлением Законодательного собрания Краснодарского края. План напряженный. Все плановые мероприятия непростые, емкие, требующие значительных затрат временных и профессиональных ресурсов.
Наш план работы не секретен. Все желающие его могут увидеть в интернете, на сайте контрольно-счетных органов России. Сейчас мы заканчиваем такие мероприятия, как «Проверка использования средств, выделенных из консолидированного бюджета края за 2008 — 2009 годы на строительство олимпийских объектов в г. Сочи»; «Проверка деятельности Краснодарского территориального фонда обязательного медицинского страхования и страховых организаций края по обеспечению выполнения Территориальной программы обязательного медстрахования за 2008-2009 годы»; «Проверка работы департамента по вопросам топливно-энергетического комплекса Краснодарского края и подведомственных ему предприятий, организаций, учреждений за 2008 — 2009 годы».
В целом бюджетная и хозяйственная дисциплина в крае укрепляется. Подводить конкретные итоги пока воздержусь. Как говорится, цыплят по осени считают.
— Спасибо за интересную беседу.
Беседовал
Александр
САХНОВСКИЙ.