Публикация в СМИ

Палата бюджет бережет. Финансовые контролеры Кубани помогают возвратить в казну миллионы рублей

29.06.2011  :: Владимир Новиков, "РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА" № 138 (5514) 29 июня 2011 года

СВЫШЕ 100 МИЛЛИАРДОВ РУБЛЕЙ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ ОХВАЧЕНО ПРОВЕРКАМИ, ПРОВЕДЕННЫМИ КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ ПАЛАТОЙ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ В 2010 ГОДУ.

О результатах работы и планах рассказывает председатель Палаты Николай Панченко.

 

– Николай Ильин, масштабы проверок, проводимых Контрольно-счетной палатой, постоянно растут. Чем это вызвано: больше стало нарушений, лучше стали работать финансовые контролеры?

– Безусловно, мы совершенствуем свою работу. Что же касается растущего охвата средств, то главная причина здесь – ежегодное увеличение доходов и расходов краевого бюджета. Несмотря на объективные трудности, вызванные в основном устранением последствий финансово-экономического кризиса, работа практически во всех отраслях края улучшилась. Доходы краевого и местных бюджетов в 2010 году уверено наращивались. Консолидированный бюджет региона за 2010 год увеличился на 16,2 миллиарда рублей и составил 168,8 миллиарда, краевой бюджет вырос на 13,7 миллиарда рублей и составил 125,3 миллиарда.

 

– Больше денег – больше соблазнов. Наблюдается ли с ростом бюджета увеличение количества финансовых нарушений?

– Тенденция прямо противоположная. Одно из слагаемых эффективной работы – честное, рачительное ведение хозяйства. К тому же, благодаря жесткой, принципиальной позиции администрации и Законодательного собрания Краснодарского края в отношении нарушителей бюджетного законодательства, повышению требовательности к руководителям различного ранга, финансово-хозяйственная дисциплина в регионе окрепла. Да и наши усилия не пропадают даром.

 

– Итак, что сделано специалистами палаты в 2010 году?

– Мы провели 39 контрольно-ревизионных, 17 экспертно-аналитических и шесть информационных мероприятий. Проверена работа девяти департаментов Краснодарского края, шести районных администраций, 22 поселенческих администраций, 356 предприятий, организаций, учреждений. Могу с полным основанием заявить, что в целом средства краевого и местных бюджетов используются эффективно, по целевому назначению. Вместе с тем, в 2010 году выявлено нецелевое использование бюджетных средств на сумму 97,4 миллиона рублей, неэффективное использование средств -949,4 миллиона рублей, приписки к объемам строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ – 40,8 миллиона рублей. В прошедшем году специалисты палаты выявили неиспользованные возможности по увеличению доходной части бюджета края на сумму 1,3 миллиарда рублей.

 

– Каковы последствия нарушений для тех, кто их допустил?

– По итогам всех контрольных мероприятий руководителям субъектов проверок направлялись представления Контрольно-счетной палаты для устранения выявленных упущений и недостатков в работе. 55 проверочных материалов направлены в прокуратуру и иные правоохранительные органы. В адрес субъектов проверок прокурорами городов и районов края было вынесено 65 представлений. Правоохранительными органами возбуждено 14 уголовных и пять административных дел. По шести уголовным делам вынесены обвинительные приговоры. В 2010 году по результатам проверок 69 должностных лиц, допустившие финансовые нарушения и недостатки в работе, наказаны в дисциплинарном порядке. 22 человека освобождены от занимаемых должностей.

 

– Но важно не только выявить нарушения и наказать виновных, но и устранить ущерб.

– Именно этого мы и добиваемся. В 2010 году устранено различных финансово-хозяйственных нарушений на общую сумму 774,8 миллиона рублей. Здесь учтены и те, что были выявлены проверками Контрольно-счетной палаты в прошедшие годы.

 

– В общем, на забывчивость контролеров рассчитывать не стоит. Ну а как же на практике устраняются нарушения?

– В 2010 году согласно представлениям Контрольно-счетной палаты субъекты проверок вернули в бюджет 56,5 миллиона рублей, использованных не по целевому назначению, доплатили в бюджеты налоговые и неналоговые платежи на сумму 104 миллиона рублей. Строительные организации, допустившие неправомерное завышение стоимости работ, выполнили в счет необоснованно полученных бюджетных средств дополнительные работы на сумму 39,1 миллиона рублей. Кроме того, после наших проверок поставлено на учет государственное и муниципальное имущество на сумму 533,6 миллиона рублей, устранены другие недостатки.

 

– Какие отрасли и сферы деятельности наиболее неблагополучны?

– Сфера деятельности не может быть неблагополучной сама по себе. Однако надо признать, что в некоторых отраслях нарушителям легче осуществить свои намерения. Для пресечения подобных действий нужна совместная работа законодателей, правоохранительных органов и финансовых контролеров. Кстати, далеко не всегда нарушения продиктованы корыстной целью. Зачастую они становятся следствием недостаточной профессиональной подготовки. Это мы наблюдаем, например, в органах местного самоуправления. В результате реформы в местную власть пришло много новых людей. У них есть доверие населения, огромное желание работать, но порой недостает знаний и опыта. Задача финансового контролера – не только добиться устранения недостатков, но и оказать практическую помощь в работе по совершенствованию межбюджетных и хозяйственно-финансовых отношений, принятию эффективных управленческих решений.

 

– Какие нарушения характерны для муниципальных образований?

– Часто занижается планка при взимании налогов, пошлин и других платежей. Мы провели, например, комплексную проверку эффективности работы администрации муниципального образования Тихорецкий район и администраций поселений за 2009 год и первое полугодие 2010 года. Установили, что утвержденные доходы консолидированного бюджета района по транспортному налогу, от взимания государственных пошлину других налоговых поступлений на 2010 год оказались необоснованно заниженными не менее чем на 21 миллион рублей.

При проверке работы администрации муниципального образования Щербиновский район по мобилизации доходов в консолидированный бюджет Краснодарского края были выявлены факты, когда районное управление имущественных и земельных отношений при расчетах величины арендной платы за землю неправомерно занижало установочные поправочные коэффициенты. Эти и другие нарушения привели к тому, что в бюджет края не поступило более десяти миллионов рублей.

 

– А всели благополучно, с точки зрения финансовых контролеров, на объектах будущей зимней Олимпиады в Сочи?

– Олимпиада – событие мирового масштаба. Основные средства на подготовку к ней вкладывает федеральный центр. Но и краевой бюджет направляет немалые деньги – в рамках региональной целевой программы «Обеспечение строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горно-климатического и бальнеологического курорта». Только в 2010 году на реализацию программных мероприятий из краевого бюджета было выделено девять миллиардов рублей. Возведение большинства олимпийских объектов ведется в соответствии с графиком. Сбои в работе, конечно, есть, но я не сомневаюсь, что все необходимые спортивные сооружения, дороги, гостиницы, другие объекты будут построены в установленные сроки.

Строительство финансируется из бюджетов всех уровней, поэтому контроль за использованием средств осуществляет как наша региональная Контрольно-счетная палата, так и Счетная палата Российской Федерации.

Например, в прошлом году мы провели совместную проверку использования бюджетных средств, выделенных на обеспечение мониторинга состояния окружающей среды и осуществление природоохранных мероприятий, связанных с подготовкой и проведением зимних Олимпийских игр 2014 года. Наряду с улучшением природоохранной работы в целом, проверка выявила и ряд существенных недостатков. В частности, было установлено, что Росприроднадзор не осуществляет экологические экспертизы при проведении берегоукрепительных, русловыпрямительных и иных работ в акватории водных объектов, имеющихся в зоне проведения Олимпийских игр, что создает многочисленные предпосылки к нарушению природоохранного законодательства.

Общая сумма ущерба, причиненная водным объектам только при добыче нерудных строительных материалов, составила порядка двух миллиардов рублей. Из 242 олимпийских объектов, состоящих на учете в региональном управлении Ростехнадзора, платят за негативное воздействие на окружающую среду лишь на 63. В итоге бюджетные потери составляют около 140 миллионов рублей в год. По результатам совместной проверки Счетная палата Российской Федерации направила представления соответствующим федеральным и краевым ведомствам с рекомендациями об устранении упущений в работе. В настоящее время выявленные недостатки активно устраняются.

 

– Не так давно в Краснодаре прошло заседание Президиума Совета при президенте РФ по развитию физической культуры и спорта высших достижений. В нем участвовал и председатель Счетной палаты РФ Сергей Степашин. Несмотря на плотный график, он нашел возможность встретиться с коллективом Контрольно-счетной палаты края. Каковы впечатления от состоявшегося разговора?

– Действительно, председатель Счетной палаты Российской Федерации встречался с коллективом нашей палаты. Напомню, что Сергей Вадимович является и председателем Ассоциации контрольно-счетных органов России (АКСОР). Он уделяет большое внимание проблемам региональных палат. За десять лет существования АКСОР наше сотрудничество с коллегами из других регионов и из центра стало плодотворным и эффективным. На этот раз речь шла об организации работы контрольно-счетных органов края в свете требований Федерального закона от седьмого февраля 2011 года «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований». Обсуждались проблемы, которые должны быть в центре внимания финансовых контролеров: эффективность вложения бюджетных средств, поиск резервов увеличения бюджетных доходов, совершенствование бюджетных процессов, практическая помощь субъектам проверок в организации устранения выявленных недостатков. Председатель Счетной палаты отметил положительную работу нашего коллектива, обратил внимание на необходимость контроля за созданием нормальных условий для лечения и отдыха людей на курортах края, особенно детей. Сказал, что уже сегодня необходимо думать об эффективном использовании олимпийских объектов после завершения зимних Игр 2014 года.

Сергей Степашин предложил Контрольно-счетной палате края провести вместе со Счетной палатой Российской Федерации аудит эффективности высокотехнологичной медицинской помощи населению региона, а также совместную проверку использования бюджетных средств в жилищно-коммунальном секторе.

Как видите, впереди у финансовых контролеров много большой, интересной и очень нужной работы.