Пресс-центр

Парламентские слушания на тему «Основные направления повышения эффективности расходов федерального бюджета: реальность и перспективы»

""23 июня 2015 года председатель Контрольно-счетной палаты Краснодарского края Ю.А. Агафонов принял участие в парламентских слушаниях на тему «Основные направления повышения эффективности расходов федерального бюджета: реальность и перспективы», прошедших в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

В дискуссии участвовали депутаты, представители федеральных министерств, региональных органов исполнительной власти, Счетной палаты и госкорпораций.

Открывая слушания, председатель Госдумы Сергей Нарышкин подчеркнул, что тема эффективности бюджетных расходов становится ключевой как для дальнейшего социально-экономического развития страны, так и для повышения качества жизни населения. – «В условиях беспрецедентного внешнего давления, неправовых и незаконных антироссийских санкций, а также снижения мировых цен на энергоносители необходимо задействовать внутренний ресурс, оптимизировать бюджетные расходы, сократив неадекватно завышенные затраты и перераспределив освободившиеся средства на приоритетные направления».

Обратившись к результатам проверок расходования бюджетных средств, С.Нарышкин сообщил, что Счетной палатой в 2014 году выявлено более двух с половиной тысяч нарушений на общую сумму почти в полтриллиона рублей. Основные нарушения связаны с несоблюдением принципа эффективности бюджетных расходов. По-прежнему не удовлетворяет и крайне низкое исполнение госпрограмм.

«Главным критерием работы всех ветвей власти должна стать результативность использования каждого бюджетного рубля, – резюмировал С. Нарышкин. – При сокращении бюджетных расходов следует применять понятный и прозрачный подход. Не просто незамысловатое секвестирование бюджета на пять, десять или пятнадцать процентов, а рациональное перераспределение средств с учетом долгосрочных целей, необходимости инвестиций в стратегические проекты, приоритетные направления, в человеческий капитал».

Министр финансов Антон Силуанов, не подвергая сомнению правильность и необходимость программно-целевого подхода при формировании бюджета, раскритиковал качество госпрограмм. «Министерства сами себе формируют цели и задания и сами их исполняют», – констатировал он. Для повышения эффективности расходов министр призвал четче определять цели, привлекая для этого независимых экспертов. Он также указал на необходимость повышения эффективности госзакупок и усиление ответственности федеральных органов исполнительной власти за работу с региональными субсидиями. «Субсидии выделяются, а контроля за их использованием нет, в итоге, они зачастую направляются в регионы только во втором полугодии, а доходят до них только к концу года», – сказал А. Силуанов, сообщив, что в Правительстве готовится распоряжение о дисциплинарных взысканиях для должностных лиц в случае, если субсидии не попадут к получателям до 15 августа.

Председатель Счетной палаты Татьяна Голикова отметила, что действующее бюджетное законодательство не дает четкого понимания, что такое эффективность. «Отсутствует комплексная система оценки эффективности расходов, не формализованы критерии, с помощью которых можно сделать вывод о том, эффективно ли потрачены средства. Зачастую достигнутые показатели сравниваются с плановыми назначениями, которые устанавливаются самими ведомствами», – рассказала она, признав, что оценка эффективности во многом зависит от качества бюджетного планирования. В преддверии формирования бюджета на 2016-2018 годы основными инструментами повышения эффективности, по словам Т. Голиковой, должны стать инвентаризация обязательств, анализ эффективности уже произведенных расходов и учет результатов для будущих бюджетных циклов.

Контрольные мероприятия Счетной палаты свидетельствуют также о многочисленных нарушениях в строительстве. В 2014 году не введено в эксплуатацию 407 объектов – более половины от того, что планировалось. «Госзаказчики в ряде случаев не заинтересованы в своевременном вводе объектов, учитывая возможность последующего применения коэффициентов пересчета, индексов дефляторов и иные средства увеличения стоимости строительства», – пояснила Т. Голикова.

Она также затронула проблему неиспользования бюджетных средств, инвестированных в уставные капиталы акционерных обществ с госучастием. Наиболее крупный объем средств был выделен РЖД, Россельхозбанку, РусГидро и РОСНАНО. По результатам проверок выявлено, что часть средств не используется по целевому назначению в течение двух-трех лет. Средства остаются на счетах организаций, размещаются на депозитах, а процент становится собственностью компании. «Таким образом, происходит беспроцентное государственное кредитование акционерных обществ», – заключила Председатель Счетной палаты.

По итогам обсуждения Сергей Нарышкин поручил Комитету по бюджету и налогам подготовить рекомендации, которые предложил затем утвердить специальным постановлением палаты. Он также предложил подумать над тем, чтобы законодательно определить срок, в течение которого Правительство должно предоставить в Госдуму проект Основных направлений бюджетной политики, чтобы парламент мог полноценно участвовать в их обсуждении, как это предписано законом.

Подготовлено по материалам официального сайта Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.