Финансово-экономическая экспертиза проектов НПА ФЭЭП НПА – 2025 год ЭАМ – 2025 год Экспертно-аналитическая деятельность

Информация о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Экспертиза проекта закона Краснодарского края «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Краснодарского края на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов»

В соответствии с пунктом 2.18 плана работы Контрольно-счетной палаты Краснодарского края (далее – Палата) на 2025 год в период с 05.11.2025 по 13.11.2025 проведена экспертиза проекта закона Краснодарского края «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Краснодарского края на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов» (далее – законопроект, проект бюджета) и документов, представленных одновременно с ним.

Проект бюджета сформирован в программном формате, средства бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Краснодарского (далее – Фонд) включены в источники финансового обеспечения госпрограммы Краснодарского края «Развитие здравоохранения».

Структура законопроекта не отличается от структуры Закона Краснодарского края от 18.12.2024 № 5280-КЗ «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Краснодарского края на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов».

Фондом учтены рекомендации специалистов Палаты: в реестре расходных обязательств правовое основание возникновения расходного обязательства «Оплата мед.помощи, оказанной застрахованным лицам за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис ОМС» дополнено пунктом 10 ст. 29 Закона Краснодарского края от 30.06.1997 № 90-КЗ «Об охране здоровья населения Краснодарского края».

Доходы и расходы бюджета Фонда на 2026 год – 135,0 млрд рублей. Это больше бюджета текущего года по доходам на 5,2 млрд рублей (+4,0 %), по расходам – на 1,8 млрд (+1,3 %). Бюджет на 2026 год запланирован без дефицита/профицита. Доходы и расходы на 2027 год предлагаются в сумме 153,3 млрд рублей, на 2028 год – 164,5 млрд. Дефицит (профицит) не предусмотрен.

Законопроектом на финансирование Территориальной программы обязательного медстрахования (далее – Терпрограмма ОМС, ТПОМС), входящей в Территориальную программу госгарантий бесплатного оказания гражданам медпомощи в Краснодарском крае (далее – Терпрограмма госгарантий), предусмотрено 96% расходов бюджета Фонда (2026 год – 129,8 млрд, 2027 год – 147,7; 2028 год – 158,6). Проектом постановления Правительства РФ «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов» органам госвласти субъектов РФ рекомендуется утвердить терпрограммы госгарантий бесплатного оказания гражданам медпомощи на 2026 – 2028 годы. На текущий момент такая программа не утверждена.

Отсутствие синхронизации процессов утверждения бюджета Территориального фонда ОМС и Территориальной программы госгарантий, составной частью которой является территориальная программа ОМС, создает условия для расчета и утверждения нормативов объема медпомощи и финансовых затрат ТПОМС под уже утвержденные объемы бюджета Фонда. Объемы оказания и стоимость медпомощи ежегодно утверждаются в регионе на уровне нормативов базовой программы ОМС РФ, т.е. без учета особенностей нашего региона. В результате, по итогам исполнения ТПОМС отмечаются значительные отклонения фактических объемов и стоимости медпомощи от утвержденных.

По результатам экспертизы Фонду и министерству здравоохранения края внесены рекомендации по устранению выявленных нарушений, недостатков и учету резервов.

Информация об итогах экспертизы направлена в Законодательное Собрание, администрацию, прокуратуру Краснодарского края.