ЭАМ – 2025 год Экспертно-аналитическая деятельность

Информация о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ исполнения государственных программ Краснодарского края за 2024 год» в части государственной программы Краснодарского края «Развитие образования»

В соответствии с пунктом 2.12 Плана работы Контрольно-счетной палаты Краснодарского края (далее – Палата) на 2025 год в период с 25.02.2025 по 25.04.2025 проведен анализ исполнения государственной программы Краснодарского края «Развитие образования» за 2024 год (далее – Госпрограмма, ГП «РО»).

На реализацию Госпрограммы в отчетном году расходовано 104,3 млрд рублей (99,9% от плана). При внесении в течение отчетного периода изменений в Госпрограмму Министерством образования, науки и молодежной политики Краснодарского края (далее – Министерство, Минобразования) учтен ряд предложений специалистов Палаты. Так, дополнительно выделены: 5,8 млрд рублей на увеличение с 3 до 8 тысяч рублей ежемесячной стимулирующей выплаты отдельным категориям педработников, неснижение уже достигнутого среднего уровня зарплат педагогов школ Краснодара, выполнение Указа Президента № 597 по уровню зарплата педагогов детсадов и школ; 677,5 млн – на оказание новой меры соцподдержки школьникам и студентам СПО из многодетных семей в виде обеспечения одноразовым бесплатным питанием. В течение отчетного года в правах на эту меру поддержки восстановлены 9,5 тыс. школьников из многодетных семей на 2024 год, 11,1 тыс. – на 2025-й и 11,6 тыс. – на 2026-й.

Анализ показал ненадлежащее исполнении Министерством полномочий по обеспечению результативности использования бюджетных средств, предоставленных муниципалитетам и госучреждениям в виде субсидий. Так, не завершены капремонты школ № 1 Ленинградского и № 2 Староминского районов, спортзала школы № 36 Туапсинского района; не оснащены оборудованием на 5,4 млн рублей 200 школьных мест в коррекционной школе № 13 Анапы; своевременно не начата разработка ПСД для капремонта в 21-й коррекционной школе Краснодара. Также не разработана ПСД по сохранению объекта культурного наследия «Краснодарский дом книги». Тем самым созданы риски незавершения его капремонта в 2025 году и нарушения условий использования федеральной субсидии.

По итогам 2024 года не выполнено 5 (из 48) целевых показателей.

В частности, седьмой год подряд не достигается установленный Указом Президента РФ № 761 уровень заработной платы педагогов допобразования детей, а также доля школьников, занимающихся в первую смену. Динамика перевода школьников на односменный режим обучения существенно не изменилась – фактически в первую смену в 2024 году занимались только 74,5 % школьников (в 2023 году – 74,31%) при планируемом практически полном переходе на односменное обучение – 99,1%. По мнению специалистов Палаты этому препятствуют кадровый дефицит педагогов и недостаточные темпы создания новых школьных мест. Министерством образования края в 2019 году для перехода на обучение в одну смену к 2025 году прогнозировалась потребность в создании 200,8 тыс. новых школьных мест. Вместе с тем в рамках краевых госпрограмм, предусматривающих строительство, реконструкцию и выкуп школ, за 6 лет (2019-2024) планировалось создать лишь 72,8 тыс. мест (36% от потребности), а фактически создано лишь 57,4 тыс. (29% от потребности). При этом 14% мест сданы несвоевременно ввиду переносов и срывов сроков ввода 15 (из 68) новых школ. В 2024 году не удалось создать половину из запланированных новых школ и мест (недостроены 14 школ на 13,2 тыс. мест при плане 30 школ на 28,4 тыс. мест).

Таким образом, если не нарастить темпы создания новых школьных мест, существующую численность учащихся можно будет перевести на обучение в первую смену не ранее, чем через 15 лет (к 2040 году).

Заключение по результатам мониторинга направлено в Минобразования с рекомендациями по устранению нарушений, доработке Госпрограммы, а также по усилению контроля за ее формированием и реализацией.

О результатах мониторинга проинформированы Законодательное Собрание, министерство финансов, администрация и прокуратура Краснодарского края.