ЭАМ - 2024 год Экспертно-аналитическая деятельность

Информация о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Краснодарского края за 2023 год»

В соответствии с пунктом 2.16 плана работы Контрольно-счетной палаты Краснодарского края (далее – Палата) на 2024 год, на основании распоряжения заместителя председателя Палаты от 01.04.2024 № 36-р «О проведении экспертно-аналитического мероприятия» в период с 01.04.2024 по 15.05.2024 проведено экспертно-аналитическое мероприятие «Внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Краснодарского края за 2023 год».

Годовой отчет и проект закона Краснодарского края «Об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Краснодарского края за 2023 год» представлены в Палату в соответствии с установленными требованиями. Бюджет Территориального фонда ОМС Краснодарского края (далее – ТФОМС, Фонд) исполнен по доходам в сумме 96 075,2 млн рублей (101,1 % от плана), по расходам – 94 815,2 млн (96,6 % от сводной бюджетной росписи (СБР)), профицит – 1 260,0 млн (при планируемом дефиците – 2 019,9 млн). Результаты внешней проверки годового отчета подтвердили его достоверность в части кассового исполнения. Вместе с тем анализ годового отчета и результатов реализации Терпрограммы ОМС выявил ряд проблемных вопросов в сфере здравоохранения края.

Так, по результатам проверок, проведенных специалистами Фонда, факты нецелевого использования средств ОМС выявлены в 62 медорганизациях (42 % от 146 проверенных) на общую сумму 28,9 млн рублей. Основные причины нарушений: оплата расходов, не включенных в тарифы на оплату медпомощи в рамках ТПОМС (14,1 млн или 48,9 % от суммы нецелевого использования средств); оплата видов медпомощи, не включенных в терпрограмму (7,0 млн, 24,1 %); расходование средств при отсутствии подтверждающих документов (5,2 млн, 18,1 %); оплата расходов структурных подразделений (служб), финансируемых из иных источников (2,6 млн, 8,9 %). Остаток средств, подлежащих возмещению, за год уменьшился с 54,4 до 40,5 млн или на 26 %.

На финансирование мероприятий по повышению квалификации медработников, а также на приобретение и ремонт медоборудования (далее – мероприятия) направлено 236,6 млн рублей (69 % от Закона о бюджете Фонда и СБР, 93 % от плана, предусмотренного минздравом КК – 254,5 млн). По сравнению с 2022 годом (258,7 млн рублей), расходы на мероприятия уменьшились на 17,9 млн (-8,5 %), уровень их исполнения увеличился (2023 год – 69 %, 2022 год – 61 %, 2021 год – 64 % к Закону о бюджете Фонда и СБР).

Из нормированного страхового запаса (НСЗ) на софинансирование оплаты труда врачей и медсестер направлено 100 % от плановых назначений (план и факт – 127,0 млн рублей (врачи – 81,7 млн, средний медперсонал – 45,3 млн). Однако в январе-декабре 2023 года обеспечили (хотя бы в одном из месяцев) прирост численности медперсонала (врачей и/или средних медработников) и на основании этого получили средства НСЗ только 51 из 72 медучреждений, участвующих в реализации приказа Минздрава России от 22.02.2019 № 85н, и из 172 медучреждений Минздрава края, участвующих в реализации терпрограммы. На конец года число принятых медиков по 51 указанному медучреждению превысило число уволенных на 206 человек (+143 врача, +63 средних медработника к началу года) . При потребности +629 человек (+299 врачей, +330 средних медработников).

К 1 января 2024 года эффект от применения данной меры поддержки нивелирован в 19 краевых медучреждениях (в 4-х – по приросту числа врачей , в 12-ти – по приросту числа средних медработников , в 3-х – по обеим категориям персонала ). Число врачей и/или средних медработников в этих учреждениях опустилось ниже (либо равнялось) числа на 01.01.2023. Тем самым, указанными медучреждениями не достигнут долговременный социальный эффект, в расчете на который Фонд предоставил им средства софинансирования на сумму 3,9 млн рублей.

Несмотря на рост численности врачей и средних мед.работников, в сравнении с 2022 годом , устранить кадровый дефицит не удалось. По данным краевого минздрава в подведомственных ему учреждениях недостаток врачей составил 1 469 человек, среднего мед.персонала – 2 713 человек . Как следствие, не выполняются показатели обеспеченности населения врачами и средними медработниками .

Задолженность по оплате медпомощи, оказанной инокраевым жителям (лицам, застрахованным на территории других субъектов РФ), составила 403,4 млн рублей, в том числе просроченная – 291,7 млн рублей (72 %). Из этой суммы большая часть приходится на терфонд ОМС Республики Адыгея (269,2 млн рублей, 67 %).

Фактические объемы оказанной жителям Кубани медпомощи (по профилям) существенно выше либо ниже плановых (утвержденных) показателей. Так, значительно ниже плановых сформировались объемы лечения и финансирования по медреабилитации в дневном стационаре (27 % и 31 % от плана соответственно), в том числе детская (4 % и по объемам, и по финансированию медпомощи); по медреабилитации в стационаре (46 % и 71 % соответственно), в том числе детская (0,1 % и по объемам, и по финансированию, койки на конец 2023 года отсутствовали). Напротив, значительно превысили план сложившиеся объемы госпитализации и финансирования по онкохирургии (175 % и 169 % к плану соответственно).

Объем медпомощи в части вспомогательных репродуктивных технологий (ЭКО) выполнен на 115 % и составил 2 389 случаев применения (план – 2 083), что больше 2022 года на 75 случаев (+3 %). Но, несмотря на принимаемые меры, рождаемость в крае продолжает уменьшаться (2015 – 74 117 человек; 2023 – 52 923).

На протяжении семи последних лет (2017-2023) в крае наблюдается естественная убыль населения (2017 год -2467 человек, 2019 год -8725, 2021 год -37 969, 2023 год -18 961). Если в 2019-2021 годах ожидаемая продолжительность жизни при рождении снижалась (с 73,91 до 70,5 года), то с 2022 года она постепенно восстанавливается (2022 год – 72,92 года, 2023 год – 73,69 года).

Сформировать устойчивую положительную динамику этих показателей призван, в частности, регпроект «Борьба с онкологическими заболеваниями», в котором предусмотрены средства ОМС на оказание профильной медпомощи. Залогом успешного лечения онкобольных является ранняя диагностика заболевания. Доля выявленных на I и II стадиях злокачественных новообразований за последние годы в крае выросла (2023 год – 61,1 %).

Достижению требуемого целевого значения должно способствовать денежное стимулирование медработников за выявление онкозаболеваний в ходе проведения диспансеризации и профмедосмотров населения. Однако в отчетном периоде при утвержденных на эти цели в бюджете 2,7 млн рублей Фонд расходовал только 43,1 тыс. рублей (1,6 %).

В структуре расходов на медпомощь за счет средств ОМС преобладают расходы на оплату труда (в 2023 году – 61 %). Вместе с тем с 2018 года средняя зарплата младшего медперсонала в крае ни разу не достигала уровня, определенного Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 597 (2018 год – 97,3 %, 2019 – 99,6 %, 2020 – 99,7 %, 2021 – 89,0 %, 2022 – 92,6 %, 2023 – 93,4 % при целевом значении 100,0 % к среднемесячному доходу от трудовой деятельности).

По результатам контрольной деятельности за январь-декабрь 2023 года страховые медорганизации (далее – страховщики) и Фонд отказались оплачивать счета лечебно-профилактических организаций за оказанную медпомощь (в том числе помощь ненадлежащего качества) на сумму 748,7 млн рублей. Всего за 2021-2023 годы страховщики и Фонд не оплатили медорганизациям счета за медпомощь на 2,3 млрд рублей (2021 – 677,6 млн, 2022 – 872,6 млн, 2023 – 748,7 млн). Из них направлено на содержание самих страховых компаний 305,6 млн рублей или 13 % (2021 – 89,3 млн, 2022 – 120,0 млн, 2023 – 96,3 млн).

За 2023 год увеличились нарушения медорганизаций, установленные по результатам медико-экономического контроля и медико-экономической экспертизы (+58,2 и +46,3 млн рублей или в 1,7 и 1,8 раза соответственно). По результатам ЭКМП объем санкций уменьшился (-228,4 млн рублей, -31 %), а количество нарушений в целом увеличилось (+2 060 единиц, +3 %). При этом по отдельным видам нарушений выросли (к 2022 году) и их сумма, и количество:

отсутствие в меддокументации результатов обследований, осмотров, консультаций специалистов, дневниковых записей, позволяющих оценить динамику состояния здоровья застрахованного лица, объем, характер, условия предоставления медпомощи и провести оценку качества оказанной медпомощи;

необоснованная госпитализация (госпитализация застрахованного лица в плановой или неотложной форме с нарушением требований к профильности оказанной медпомощи, без медпоказаний);

установление неверного диагноза, связанное с невыполнением, несвоевременным или ненадлежащим выполнением необходимых пациенту диагностических и (или) лечебных мероприятий, оперативных вмешательств в соответствии с порядками оказания медпомощи, на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов медпомощи.

Значительное количество нарушений и сумм, не подлежащих оплате (уменьшенной оплаты), также отмечается за невыполнение, несвоевременное или ненадлежащее выполнение необходимых пациенту диагностических и (или) лечебных мероприятий; за преждевременное с клинической точки зрения прекращение оказания медпомощи при отсутствии клинического эффекта; за нарушение по вине медорганизации преемственности в оказании медпомощи.

О результатах рассмотрения годового отчета Фонда за 2023 год проинформированы Законодательное Собрание, администрация, прокуратура, минздрав Краснодарского края и ТФОМС.