КМ – 2022 год Контрольные мероприятия

Информация о результатах контрольного мероприятия «Проверка деятельности администрации муниципального образования Успенский район и администраций Вольненского, Коноковского и Успенского сельских поселений Успенского района по мобилизации доходов в консолидированный бюджет Краснодарского края в 2020–2021 годах (иные периоды в рамках достижения целей мероприятия)»

В соответствии с п. 1.1 Плана работы Контрольно-счетной палаты Краснодарского края на 2022 год в период с 10.01.2022 по 12.05.2022 специалистами Палаты проведено контрольное мероприятие «Проверка деятельности администрации муниципального образования Успенский район и администраций Вольненского, Коноковского и Успенского сельских поселений Успенского района по мобилизации доходов в консолидированный бюджет Краснодарского края в 2020–2021 годах (иные периоды в рамках достижения целей мероприятия)», по результатам которого в деятельности администраций муниципальных образований Успенского района (Успенский район, Вольненское, Коноковское и Успенское сельские поселения), а также централизованных бухгалтерий, осуществляющих ведение бюджетного учета администраций муниципалитетов, выявлены нарушения законодательства (бюджетного, стратегического планирования и иного), а также недостатки в осуществлении закрепленных за ними полномочий и функций.

Так, в нарушение:

абз. 2 п. 2 ст. 174.3 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ) оценка эффективности налоговых льгот, проведенная администрациями муниципалитетов (администрацией МО Успенский район по итогам 2020 года, администрациями сельских поселений по итогам 2019 – 2020 годов), не соответствует Общим требованиям, а также муниципальным Порядкам проведения такой оценки, что в том числе привело к несоблюдению администрациями Вольнеского и Успенского сельских поселений обязательств по соглашениям о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов;

абз. 3 п. 2 ст. 160.1 БК РФ администрацией района не приняты меры по взысканию в судебном порядке задолженности по 4 видам неналоговых доходов;

абз. 2 п. 2 ст. 160.1 БК РФ администрациями Коноковского, Успенского сельских поселений не осуществлен контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет;

п. 1 ст. 115.2 БК РФ (ред. от 03.07.2016) и п. 8 ст. 78 Устава муниципального образования (далее – МО) Успенский район администрация МО анализ финансового состояния МУП «Ресурс» в целях предоставления муниципальной гарантии не проводила, от принципала не получено обеспечение исполнения обязательств по удовлетворению регрессного требования к принципалу в связи с исполнением гарантии;

п. 1 ст. 169, ст. 172 и 173, п. 1 ст. 174.1 БК РФ и Положений о бюджетном процессе (Вольненского, Коноковского, Успенского сельских поселений) Прогноз социально-экономического развития муниципалитета (далее – Прогноз СЭР) не разрабатывался, не одобрен постановлением администрации муниципалитета одновременно с принятием решения о внесении проекта бюджета поселения в Совет МО, проекты решений о бюджете сельских поселений на 2020 и 2021 годы не основывались на Прогнозе СЭР.

Имели место иные нарушения бюджетного законодательства, в том числе несоблюдение принципов единства бюджетной системы РФ и единства назначения кодов классификации доходов бюджетов, выразившееся в нарушении п. 2 приказа Минфина России от 08.06.2020 № 99н ввиду необеспечения в процессе формирования муниципальных правовых актов (Вольненское, Коноковское, Успенское сельские поселения) сопоставимости показателей бюджета бюджетной системы РФ при назначении и наименовании кодов доходов местного бюджета.

В результате проверки исполнения муниципалитетами полномочий в сфере стратегического планирования установлено, что действовавшая в проверяемом периоде Стратегия развития Успенского района до 2020 года принята до вступления в силу Федерального закона № 172-ФЗ, ее разработка осуществлялась не в рамках стратегического планирования, а в рамках реализации полномочий представительного органа муниципалитета, определенных п. 4 ч. 10 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ (в редакции по состоянию на 29.07.2017). Изменения в Стратегию не вносились с момента ее принятия. При разработке Стратегии Методические рекомендации по долгосрочному бюджетному планированию и Порядок обеспечения согласованности долгосрочных целей и задач социальноэкономического развития муниципального района с приоритетами и целями социально-экономического развития Краснодарского края не учитывались.

Положением о бюджетном процессе разработка Стратегии развития района, а также Плана мероприятий по ее реализации не предусмотрена. Работа по разработке Стратегии социально-экономического развития муниципального образования Успенский район на будущий период (до 2030 года) не ведется. Индивидуальный план социальноэкономического развития муниципалитета на момент проведения контрольного мероприятия также отсутствует.

В проверяемом периоде не достигались целевые значения (Прогноз СЭР) по объему инвестиционных вложений, выполненных в строительстве работ, продукции сельского хозяйства, промышленного производства, размеру фонда оплаты труда и уровню номинальной начисленной заработной платы. Плановые назначения, предусмотренные к достижению в натуральном и относительном измерении в составе Стратегии развития (до 2020 года), в полной мере не выполнены ни в рамках реализации Стратегии, ни в рамках исполнения Прогноза СЭР. Таким образом, за счет реализации Стратегии СЭР такие ключевые проблемы как «высокая дотационность района», «не достаточный объем привлеченных инвестиций», «недостаточное количество, растущий дефицит, а также отток профессиональных кадров», по сути, не решены.

Отсутствие в муниципальных программах района (далее – МП) характеристик (количественная и (или) качественная) целевых показателей и непосредственных результатов не позволяет оценить степень влияния исполнения конкретной МП на доходную часть местного бюджета и свидетельствует о формальной реализации принципа бюджетирования, ориентированного на результат, несоблюдении принципов сбалансированности, единства и целостности стратегического планирования.

На территории сельских поселений (Вольненское, Коноковское, Успенское) муниципалитета функционирование системы стратегического планирования обеспечено исключительно муниципальными программами, при этом в нарушение ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 172-ФЗ муниципальные программы поселений в федеральном государственном реестре документов стратегического планирования отсутствуют. Методические рекомендации Минфина России при разработке программ сельских поселений не учтены, переход к программному формату бюджета осуществлен формально, поскольку в МП отсутствует увязка целей с системой непосредственных и конечных результатов исполнения программных мероприятий, целевые показатели и непосредственные результаты не имеют количественной и (или) качественной характеристики. Цели программ не соответствуют критериям измеримости (достижение цели можно проверить) и достижимости (цель должна быть достижима за период реализации МП). Вывод об эффективности МП (Коноковское и Успенское сельские поселения) формировался исключительно на основании сопоставления кассового исполнения бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию программы, с их плановыми назначениями.

Установлены нарушения земельного и иного законодательства, в том числе отразившиеся на поступлении доходов в местный бюджет:

пп. 2 п. 2 ст. 39.4 Земельного кодекса РФ, п. 3.1 Порядка определения цены земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при заключении договоров купли-продажи земельных участков без проведения торгов на территории Краснодарского края, – необоснованно занижена цена продажи 26 земельных участков (администрация МО Успенский район);

ст. 20 и 26 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» – ненадлежащим образом осуществляются права собственника имущества унитарного предприятия (администрации МО Успенский район, Вольненского, Успенского сельских поселений), поскольку не утверждались показатели экономической эффективности деятельности унитарного предприятия и, соответственно, не контролировалось их выполнение; не утверждалась бухгалтерская (финансовая) отчетность унитарного предприятия, а также отчеты о деятельности предприятия за прошедший год; не принимались решения о проведении аудиторских проверок и не устанавливались критерии необходимости их проведения;

п. 1, п. 2, п. 10 ст. 15 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» – не размещены на сайте torgi.gov.ru, а также на сайте продавца информационные сообщения о продаже муниципального имущества, а также информация о результатах сделок приватизации, что нарушает принцип свободного доступа неограниченного круга лиц к информации о приватизации (МО Успенский район, Успенское сельское поселение);

п. 4.1 Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Краснодарского края, и за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена на территории Краснодарского края, предоставленные в аренду без торгов – арендная плата по 26 договорам установлена в размере 2–2,5 % от кадастровой стоимости земельных участков вместо 1,5 % от их рыночной стоимости (администрация МО Успенский район).

В деятельности централизованных бухгалтерий, осуществляющих ведение бюджетного учета администраций муниципалитетов, установлены факты нарушения Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Инструкций № 157н и № 162н, ввиду не отражения в бюджетном учете и бюджетной отчетности за 2021 год изменений кадастровой стоимости земельных участков (Вольненское сельское поселение, Коноковское сельское поселение), а также финансовых вложений в уставные фонды муниципальных унитарных предприятий (Успенский район, Вольненское и Успенское сельские поселения), что привело к искажению показателей бюджетной отчетности.

В Отчете и актах о результатах контрольного мероприятия отражены иные нарушения и недостатки, выявленные в деятельности муниципалитетов, включенных в Программу мероприятия в качестве объектов контроля.

Одновременно по итогам проверочных процедур обозначены резервы (неиспользованные возможности) для увеличения поступлений в консолидированный бюджет Краснодарского края за счет вовлечения в хозяйственный оборот свободных земель, находящихся в муниципальной собственности, земель, государственная собственность на которые не разграничена, от взыскания задолженности по арендной плате и оформления арендных отношений, а также от использования в полном объеме мест, предназначенных для установки рекламных конструкций и нестационарных торговых объектов.

Оценка деятельности администрации муниципалитетов по привлечению доходов в консолидированный бюджет Краснодарского края, показала недостаточность нормативного правового регулирования:

требуется актуализация порядков осуществления бюджетных полномочий администраторов (главных администраторов) доходов бюджета и методик прогнозирования поступлений доходов;

требуется принятие порядков определения цены земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, и платы за увеличения площади земельного участка, порядка планирования приватизации муниципального имущества, порядка участия муниципалитета в органах управления хозяйственных обществ, порядков составления, утверждения и установления показателей планов финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия, а также правил подготовки и принятия решений об условиях приватизации муниципального имущества.

По итогам мероприятия Контрольно-счетной палатой Краснодарского края в адрес объектов контроля внесено 8 представлений для их выполнения. Об итогах проверки проинформированы председатель Законодательного Собрания и глава администрации (губернатор) Краснодарского края, прокуратура Краснодарского края и прокуратура Успенского района. Соответствующая информация направлена в Управление антимонопольной службы по Краснодарскому краю.