Архив контрольных мероприятий

О результатах экспертизы проекта Закона Краснодарского края «О краевом бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» с учетом предложений главы администрации (губернатора) Краснодарского края, представленных к первому чтению.

Коллегией Контрольно-счетной палаты Краснодарского края (далее – КСП КК, Палата) от 20.11.2017 года №24 утверждено Заключение на проект закона Краснодарского края «О краевом бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» (далее – Заключение).
 
Заключение подготовлено по результатам экспертизы проекта закона Краснодарского края о краевом бюджете на очередной финансовый год и плановый период, проведенной на основании пункта 2.12 Плана работы Контрольно-счетной палаты Краснодарского края на 2017 год в период с 01.11.17 по 15.11.17,  в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Законов Краснодарского края от 04.02.2002 № 437-КЗ «О бюджетном процессе в Краснодарском крае» и от 04.10.2011 № 2321-КЗ «О Контрольно-счетной палате Краснодарского края», Регламента Контрольно-счетной палаты Краснодарского края.

При его подготовке учтены положения Послания Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации от 03.12.2015, определяющие требования к бюджетной политике, стратегические цели развития Краснодарского края в условиях действующей макроэкономической ситуации в России, майские указы Президента РФ и другие программные документы. При проведении экспертизы использованы результаты контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проведенных КСП КК в текущем финансовом году.
 
В ходе подготовки заключения по основаниям, установленным ч. 4 ст. 22 Закона Краснодарского края от 04.02.2002 № 437-КЗ «О бюджетном процессе в Краснодарском крае», в проект закона были внесены изменения с учетом предложений главы администрации (губернатора) Краснодарского края, корректирующие его основные характеристики и представленные к первому чтению.
 
Характерными особенностями законопроекта являются:

прогнозирование профицитного бюджета и ежегодного снижения объема государственного долга;
 
обеспечение законодательно установленной индексации на уровень инфляции (4,0 процента) социальных обязательств, стипендий, расходов на оплату коммунальных услуг, расходов на питание и медикаменты;
 
рост расходов (на 1,2 млрд. рублей в 2018 году по отношению к текущему году) на обеспечение повышения оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы, определенных майскими указами Президента РФ;
 
индексация (на 5,0 процентов) 01.01.2018 фондов оплаты труда иных категорий работников бюджетной сферы, которые не попадают под действие майских указов Президента России, а также размеров денежного вознаграждения (месячных окладов) лиц, замещающих в крае государственные должности (должности государственных гражданских служащих);

увеличение (в связи с увеличением размера коэффициента удорожания стоимости медицинских услуг на 2,2 млрд. рублей) расходов на уплату страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения;
рост расходов на содержание многофункциональных центров (МФЦ) (на 1,4 млрд. рублей);

уменьшение объемов бюджетных ассигнований по расходным обязательствам ограниченного срока действия и не отнесенных Конституцией РФ и федеральными законами к полномочиям субъектов РФ (реализация условий Соглашения о предоставлении дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности);

поступление в 2018 году дополнительных доходов в краевой бюджет (79 983,3 тыс. рублей) за счет субсидий из местных бюджетов («отрицательные трансферты» ввиду возобновления действия статьи 10 Закона Краснодарского края от 15.07.2005 № 918-КЗ «О межбюджетных отношениях в Краснодарском крае»).

В части межбюджетных отношений:

изменен механизм финансирования расходов местных бюджетов на оплату труда отдельных категорий работников общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждений (оплата труда поваров, кочегаров, рабочего персонала по комплексному обслуживанию и ремонту зданий и сооружений др., будет осуществляться за счет местных бюджетов в соответствии с закрепленными за ними полномочиями), в связи с чем объем субвенций из краевого бюджета на соответствующие цели уменьшен на 3,5 млрд. рублей (по сравнению с объемом, предоставляемым в 2017 году), при этом потери муниципалитетов будут компенсированы путем увеличения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) на 2,2 млрд. рублей, из которых 1,0 млрд. рублей заменен дополнительными нормативами отчислений от НДФЛ;

в закон о бюджетном процессе внесены изменения в части увеличения городским округам и муниципальным районам норматива отчислений доходов от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, до 15 процентов (действующий норматив в бюджеты муниципальных районов – 10 процентов, городских округов – 2,5 процента) за счет чего в указанные местные бюджеты поступит дополнительно 1,7 млрд. рублей.

Доходная часть бюджета в 2018 году предлагается к утверждению в сумме 216,3 млрд. рублей, что ниже общего объема доходов на 2017 год (224,8 млрд. рублей с учетом изменений, вносимых на ноябрьскую сессию ЗСК) на 8,5 млрд. рублей или на 3,7 процента.

В 2019 году доходная часть бюджета прогнозируется в объеме 215,3 млрд. рублей, в 2020 году – 220,4 млрд. рублей.

При этом налоговые и неналоговые доходы на 2018 год предлагается утвердить в размере 186,9 млрд. рублей или на 3,2 млрд. рублей выше запланированных на 2017 год (183,7 млрд. рублей с учетом изменений, вносимых на ноябрьскую сессию ЗСК), рост – 1,7 процента.
 
По мнению специалистов Палаты имеется потенциал для увеличения прогнозируемых налоговых поступлений в 2018 году на 5,1 млрд. рублей (в том числе по налогу на прибыль организаций – на 519,2 млн. рублей, налогу на доходы физических лиц – на 413,5 млн. рублей, налогу на имущество организаций – на 3 122,7 млн. рублей, транспортному налогу – на 672,9 млн. рублей). Расчеты Палаты основаны на прогнозе социально-экономического развития, подготовленном Министерством экономики Краснодарского края, динамике исполнения поступлений сложившейся за ряд лет, а также на отсутствии краевого закона о льготах на движимое имущество.
 
В тоже время специалисты Палаты считают, что предложенное поправками к первому чтению увеличение в 2018 году доходов от продажи материальных и нематериальных активов на 284,0 млн. рублей, а также прогнозируемых поступлений средств от продажи акций и иных форм участия в капитале на 216,0 млн. рублей может увеличить риски неисполнения принимаемых бюджетных назначений (в связи со снижением спроса на приобретение государственного  имущества). Кроме того, установлено, что при увеличении объемов предоставления бюджетных кредитов бюджетам муниципальных образований (в 2018-2020 годах на 1,1 млрд. рублей ежегодно), увеличение прогнозных поступлений от процентов за пользование этими кредитами (около 1,1 млн. рублей ежегодно)  не предусмотрено.

Расходная часть бюджета краевого бюджета на 2018 году планируется в объеме 215,6 млрд. рублей, что на 9,1 млрд. рублей ниже уровня 2017 года (с учетом изменений, вносимых на ноябрьскую сессию ЗСК), на 2019 год – 215,2 млрд. рублей, на 2020 год – 220,3 млрд. рублей. На реализацию в 2018 году 27 государственных программ предусмотрено 207,4 млрд. рублей или 96,2 процента от общего объема расходов краевого бюджета, а на непрограммные расходы – 8,2 млрд. рублей.

При анализе исполнения программ специалистами Палаты выявлены случаи дублирования мероприятий в отдельных государственных программа, недостатки, допущенные при планировании бюджетных расходов, которые могут повлечь как риск не освоения бюджетных ассигнований, так и их избыточное планирование. Отмечены резервы по возможной оптимизации расходной части бюджета на сумму более 300 млн. рублей.

В планируемом периоде прогнозируется ежегодное снижение объема государственного долга со 146,7 млрд. рублей на начало 2019 года до 144,2 млрд. рублей на начало 2021 года, однако, несмотря на проводимую работу по оптимизации долговых обязательств края и снижению долговой нагрузки, наблюдается рост ежегодных ассигнований на обслуживание государственного долга.
 
Поправками к первому чтению учтены замечания и предложения специалистов Палаты, отмеченные в результате анализа текстовой части законопроекта:
а) прогноз безвозмездных поступлений приведен в соответствие с проектом закона о федеральном бюджете и решениями, принятыми на заседании трехсторонней комиссии (от 10.11.17) по вопросу распределения федеральных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ;
б) объем бюджетных ассигнований на обязательное медицинское страхование неработающего населения края приведен в соответствие с требованиями статьи 23 Федерального закона № 326-ФЗ (в 2018 году излишне запланированные бюджетные ассигнования уменьшены на 191,6 млн. рублей, в 2019 и 2020 год – увеличены на 767,4 млн. рублей и на 1,8 млрд. рублей соответственно);
б) увеличен объемов средств, необходимых для обеспечения планируемого роста средней заработной платы работников государственных и муниципальных учреждений культуры, социальной сферы и в области здравоохранения, определенных майскими указами Президента;
г) предусмотрены расходы на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в сумме 122 579,6 тыс. рублей.

В целом, проект бюджета обоснован и направлен на развитие нашего региона. Его анализ показал соответствие принципам сбалансированности, в связи с чем, законопроект рекомендуется к принятию в первом чтении.

Информация об итогах экспертизы направлена в комитет по финансово-бюджетной, налоговой, экономической политике, предпринимательству, финансовым рынкам и внешнеэкономическим связям Законодательного Собрания Краснодарского края и в администрацию Краснодарского края.